ИМАМЫ ПО ХАДИСАМ (МУХАДДИСЫ) - ВЫДАЮЩИЕСЯ УЧЕНЫЕ
Имамы по хадисам (Мухаддисы) являются выдающимися учеными Ислама. Те из них, которые знают на память Сто Тысяч хадисов вместе с именами передатчиков (рави), называются «Хафиз»[i]. Имамы, знающие на память Двести Тысяч хадисов, называются «Шайх уль-Хадис» Ученых, знающих на память Триста Тысяч хадисов, называют «Худжат-уль-Ислам» Имамов, которые знают на память Более Трехсот Тысяч хадисов, и досконально знающих их передатчиков, называют «Имам по хадисам» или «Муджтахид по хадисам».
В последние столетия таких ученых не стало. Общепризнанными во всем Исламском мире сборниками хадисов стали произведения шести выдающихся Имамов. Эти шесть сборников известны под общим названием «Кутуб-и Ситта».
Авторами выдающихся произведений – сборников хадисов, прошедших тщательную проверку, являются следующие шесть Имамов, да будет милостив к ним Аллах:
1. ИМАМ АЛЬ-БУХАРИ (Мухаммад б. Исмаил). 194/810-256/870
Родился в Бухаре в 194/810 и умер в Самарканде в 256 /870.
В книгах сокращенно обозначается буквой «H». Его произведение «Джами-ус-Сахих», включающее в себя 7 тысяч 275 хадисов, по единодушному признанию ученых всего Исламского мира, является лучшим сборником хадисов всех времен.
Вот что пишет о работе над этим сборником сам автор:
«Хадисы, вошедшие в «Джами-ус-Сахих», отобраны мною из 600 тысяч хадисов. Перед записью очередного хадиса, я совершал полное омовение (гусуль), затем прочитывал 2 ракаата молитвы «Истихара». … Только после этого записывал хадис в книгу. Без этой процедуры не был записан ни один хадис! На эту работу я потратил 16 лет! В этом сборнике представлены самые достоверные хадисы. Вместе с тем, я должен отметить, что не вошедших в этот сборник достоверных хадисов гораздо больше». (ЕА).
2. ИМАМ МУСЛИМ (Абу-ль-Хусайн ан-Нишапури). 206/821-261/874
В книгах сокращенно обозначается буквой «M». Его книга «Джами-ус-Сахих» включает хадисы, отобранные из 300 тысяч хадисов.
3. ИМАМ ТИРМИЗИ (ТИРМУЗИ) Мухаммад б. Иса; 209/824-279/892.
Мухаддис, автор сборника хадисов «Джами-ус-Сахих». Родился на берегу Джейхуна в местечке «Тирмуз», что находится южнее Бухары. В книгах ученых сокращенно обозначается буквой «I».
4. АБУ ДАВУД АС-СИДЖИСТАНИ (Сулейман б. Эш'ас б. Исхак; 202/817-275/889)
В книгах сокращенно обозначается буквой «D». Один из выдающихся мухаддисов, автор сборника хадисов «Сунан». Имам родился в Сиджистане, рядом с индийской границей, а умер в Ираке в г. Басра.
5. ИМАМ МАЛИК Б. АНАС (90-179 г.х.).
Малик б. Анас не только Имам по хадисам, но является также и Основателем мазхаба Малики. Малик б. Анас родился в Пресветлой Медине в 90-ом г. Хиджры, где и умер в 179 г. В книгах сокращенно обозначается буквой «МА». Его книга «Муватта» является первым сборником хадисов.
В книге «Мевду'ат-ул-Улум» говорится, что некоторые ученые при перечислении сборников «Кутуб-и Ситта» вместо сборника «Муватта» приводят сборник «Сунан» Имама Ибн-и Маджа.
ИБН-И МАДЖА (Мухаммад б. Йазид аль-Казвини; Абу Абдуллах) 209/824-273/886
Хафиз. Один из известных шести выдающихся Мухаддисов, сборники которых объеденены под общим названием «Кутуб-и Ситта». Автор известного сборника хадисов: «Сунан-и Ибн-и Маджа», в котором собраны 4000 хадисов. (IAA, III: 199-200).
6. АН-НАСАИ (Абу Абд-ур-Рахман Ахмад б. Али). 215/830-303/916
Родился в 215 и умер в 303 году хиджры. В книгах его сборник сокращенно обозначается буквой «S». Имаму принадлежат два сборника хадисов: «Сунан-и Кабир» и «Сунан-и Сагир». Сборник «Сунан-и Сагир» вошел в число шести известных сборников, общее название которых - «Кутуб-и Ситта».
В книге «Мевду'ат-уль-Улум» говорится, что когда в тексте произведения ученого упоминается о какой-либо книге «Сунан», то автор (по общепринятому порядку) подразумевает сборник хадисов одного из четырех упомянутых выше Имамов: Абу Давуда, Тирмизи, ан-Насаи, и Ибн-и Маджа, которые могут обозначаться сокращенно и в буквенной форме соответственно: (D), (T), (S). Сборник Ибни Маджа обозначается (MJ).
При упоминании других сборников, называемых «Сунан», к названию сборника присоединяют и имя автора. Например: «Сунан-и Даре Кутни», «Сунан-и Кабир-и Байхаки». Сокращенное буквенное обозначение этих сборников соответственно: (K TiN) и (Hek).
Другие, наиболее ценные и известные сборники хадисов также имеют общепринятые буквенные обозначения: «Муснад» Имама Ахмада б. Ханбала имеет буквенное обозначение (HD), «Муснад» Имама Йа-Ла – (Ya'la), «Муснад» Имама Абдуллаха ад-Дарими (DR), «Муснад» Имама Ахмада Бэззара – (Z). Эти книги называют еще «Месанид».
Так же известны сборники: Имама Суюти – «Джами-ус-Сагир» и «Джами-уль-Кабир»; Имама Байхаки – «Муснад» и «Даляиль»; Имама Хакима – «Мустадрак»; Имама Табарани «Муджам-уль-Кабир», «Муджам-ус-Сагир», а так же «Авсат»; Имама Хайсами «Меджма-уз-Заваид». Общеизвестна книга Имама ан-Навави, «Такриб», разъясняющая основы хадисоведения, а также комментарии к этой книге «Тадриб-ур-Рави» имама Суюти.
[i] Знатоков, знающих на память весь Коран, раньше называли «Кари' «, а не «Хафиз», как называют их теперь. Ввиду того, что знатоков, знающих такое большое количество хадисов с именами их рави теперь не стало, звание «Хафиз» ошибочно перешло к мусульманам, знающим на память весь Коран. Они являются – Кари’.