1. Главная >
  2. Сподвижники, ученые, праведники >
  3. ИМАМЫ ПО ХАДИСАМ (МУХАДДИСЫ) - ВЫДАЮЩИЕСЯ УЧЕНЫЕ

ИМАМЫ ПО ХАДИСАМ (МУХАДДИСЫ) - ВЫДАЮЩИЕСЯ УЧЕНЫЕ

Имамы по хадисам (Мухаддисы) являются выдающимися учеными Ислама. Те из них, которые знают на память Сто Тысяч хадисов вместе с именами передатчиков (рави), называются «Хафиз»[i]. Имамы, знающие на память Двести Тысяч хадисов, называются «Шайх уль-Хадис» Ученых, знающих на память Триста Тысяч хадисов, называют «Худжат-уль-Ислам» Имамов, которые знают на память Более Трехсот Тысяч хадисов, и досконально знающих их передатчиков, называют «Имам по хадисам» или «Муджтахид по хадисам».

В последние столетия таких ученых не стало. Общепризнанными во всем Исламском мире сборниками хадисов стали произведения шести выдающихся Имамов. Эти шесть сборников известны под общим названием «Кутуб-и Ситта».

Авторами выдающихся произведений – сборников хадисов, прошедших тщательную проверку, являются следующие шесть Имамов, да будет милостив к ним Аллах:

1. ИМАМ АЛЬ-БУХАРИ (Мухаммад б. Исмаил). 194/810-256/870

Родился в Бухаре в 194/810 и умер в Самарканде в 256 /870.

В книгах сокращенно обозначается буквой «H». Его произведение «Джами-ус-Сахих», включающее в себя 7 тысяч 275 хадисов, по единодушному признанию ученых всего Исламского мира, является лучшим сборником хадисов всех времен.

Вот что пишет о работе над этим сборником сам автор:

«Хадисы, вошедшие в «Джами-ус-Сахих», отобраны мною из 600 тысяч хадисов. Перед записью очередного хадиса, я совершал полное омовение (гусуль), затем прочитывал 2 ракаата молитвы «Истихара». … Только после этого записывал хадис в книгу. Без этой процедуры не был записан ни один хадис! На эту работу я потратил 16 лет! В этом сборнике представлены самые достоверные хадисы. Вместе с тем, я должен отметить, что не вошедших в этот сборник достоверных хадисов гораздо больше». (ЕА).

2. ИМАМ МУСЛИМ (Абу-ль-Хусайн ан-Нишапури). 206/821-261/874

В книгах сокращенно обозначается буквой «M». Его книга «Джами-ус-Сахих» включает хадисы, отобранные из 300 тысяч хадисов.

3. ИМАМ ТИРМИЗИ (ТИРМУЗИ) Мухаммад б. Иса; 209/824-279/892.

Мухаддис, автор сборника хадисов «Джами-ус-Сахих». Родился на берегу Джейхуна в местечке «Тирмуз», что находится южнее Бухары. В книгах ученых сокращенно обозначается буквой «I».

4. АБУ ДАВУД АС-СИДЖИСТАНИ  (Сулейман б. Эш'ас б. Исхак; 202/817-275/889)

В книгах сокращенно обозначается буквой «D». Один из выдающихся мухаддисов, автор сборника хадисов «Сунан». Имам родился в Сиджистане, рядом с индийской границей, а умер в Ираке в г. Басра.

5. ИМАМ МАЛИК Б. АНАС (90-179 г.х.).

Малик б. Анас не только Имам по хадисам, но является также и Основателем мазхаба Малики. Малик б. Анас родился в Пресветлой Медине в 90-ом г. Хиджры, где и умер в 179 г. В книгах сокращенно обозначается буквой «МА». Его книга «Муватта» является первым сборником хадисов.

В книге «Мевду'ат-ул-Улум» говорится, что некоторые ученые при перечислении сборников «Кутуб-и Ситта» вместо сборника «Муватта» приводят сборник «Сунан» Имама Ибн-и Маджа.

ИБН-И МАДЖА (Мухаммад б. Йазид аль-Казвини; Абу Абдуллах) 209/824-273/886

Хафиз. Один из известных шести выдающихся Мухаддисов, сборники которых объеденены под общим названием «Кутуб-и Ситта». Автор известного сборника хадисов: «Сунан-и Ибн-и Маджа», в котором собраны 4000 хадисов. (IAA, III: 199-200).

6. АН-НАСАИ (Абу Абд-ур-Рахман Ахмад б. Али). 215/830-303/916

Родился в 215 и умер в 303 году хиджры. В книгах его сборник сокращенно обозначается буквой «S». Имаму принадлежат два сборника хадисов: «Сунан-и Кабир» и «Сунан-и Сагир».  Сборник  «Сунан-и Сагир» вошел в число шести известных сборников, общее название которых - «Кутуб-и Ситта».

В книге «Мевду'ат-уль-Улум» говорится, что когда в тексте произведения ученого упоминается о какой-либо книге «Сунан», то автор (по общепринятому порядку) подразумевает сборник хадисов одного из четырех упомянутых выше Имамов: Абу Давуда, Тирмизи, ан-Насаи, и Ибн-и Маджа, которые могут обозначаться сокращенно и в буквенной форме соответственно: (D), (T), (S). Сборник Ибни Маджа  обозначается (MJ).

При упоминании других сборников, называемых «Сунан», к названию сборника присоединяют и имя автора. Например: «Сунан-и Даре Кутни», «Сунан-и Кабир-и Байхаки». Сокращенное буквенное обозначение этих сборников соответственно: (K TiN) и (Hek).

Другие, наиболее ценные и известные сборники хадисов также имеют общепринятые буквенные обозначения: «Муснад» Имама Ахмада б. Ханбала имеет буквенное обозначение (HD), «Муснад» Имама Йа-Ла – (Ya'la), «Муснад» Имама Абдуллаха ад-Дарими (DR), «Муснад» Имама Ахмада Бэззара – (Z). Эти книги называют еще «Месанид».

Так же известны сборники: Имама Суюти – «Джами-ус-Сагир» и «Джами-уль-Кабир»; Имама Байхаки – «Муснад» и «Даляиль»; Имама Хакима – «Мустадрак»; Имама Табарани «Муджам-уль-Кабир»,  «Муджам-ус-Сагир», а так же «Авсат»; Имама Хайсами «Меджма-уз-Заваид». Общеизвестна книга Имама ан-Навави, «Такриб», разъясняющая основы хадисоведения, а также комментарии к этой книге «Тадриб-ур-Рави» имама Суюти.

[i] Знатоков, знающих на память весь Коран, раньше называли «Кари' «, а не «Хафиз», как называют их теперь. Ввиду того, что знатоков, знающих такое большое количество хадисов с именами их рави теперь не стало, звание «Хафиз» ошибочно перешло к  мусульманам, знающим на память весь Коран. Они являются – Кари’.

Другие статьи в этом разделе

АБДУЛЛАХ БИН СЕЛАМ

Сподвижник ставший мусульманином прочтя о пророке Мухаммеде в Таврате

Досточтимый Абдуллах бин Селам  из сподвижников пророка, один из величайших ансаров. Происходит из племени мединских иудеев Бану Кайнука. Род его восходит к пророку Юсуфу (алейхиссалям). Первоначально его звали Хусайн. С принятием Ислама, посланник Аллаха (алейхиссалям), дал ему имя Абдуллах.    

До того как стал последователем посланника Аллаха был иудейским ученым. Принятие Исл...

АБДУРРАХМАН БИН АУФ

Дай Аллаху тааля в долг!

Абдуррахман бин Ауф, один из десяти людей, которым при жизни был обещан Рай,  слыл человеком очень щедрым.  Чем он становился богаче, тем становился еще более щедрым. После ниспослания суры «Бараъа» где  сподвижникам было сказано чтобы они проявляли большее рвение в своей вере и больше давали садака, он тут же раздал половину своих сбережений которая составляла четыре тысячи дирхем, а тысячи золотых монет пожертвовал для нужд мусул...


Москва

1445 год, 18 - Рамазан.
2024 год, 28 - Март.
Имсак 3:34
Фаджр 3:59
Восход 5:59
Ишрак 7:07
Зауаль карахат 12:19
Зухр 12:50
Аср-и Аууаль 16:16
Аср 17:08
Исфирар 18:18
Магриб 19:12
Иштибак 20:22
Иша’а 21:20
Иша’а-и Сани 21:37