1. Главная >
  2. Сподвижники, ученые, праведники >
  3. РАЗНОВИДНОСТИ ХАДИСОВ

РАЗНОВИДНОСТИ ХАДИСОВ

В книгах «Махзен-ул-улюм» «Эше'ат-ул-леме'ат» приводится следующий список разновидностей хадисов: Хадис-и Мурсаль» – Хадис, переданный одним из Табиунов без упоминания имени Сахаба (Сподвижника), ссылаясь на то, что так говорил Посланник (саллалаху алейхи уассалам). «Хадис-и Муснад» – Хадис, при передаче которого упоминается имя Сахаба, который слышал его от самого Благородного Посланника (саллалаху алейхи уассалам). «Хадис-и Муснад» бывает двух видов:

«Муттасиль» и «Мункати».

3 – «Хадис-и Муснад-и муттасиль» – Хадис, передатчики которого вплоть до Посланника (саллалаху алейхи уассалам) являются надежными,  проверенными людьми.

4 – «Хадис-и Муснад-и мункати» – Хадис, в числе передатчиков которого существуют один или несколько неизвестных лиц, кроме Сахаба.

5 – «Хадис-и Мевсуль» – Хадис из разряда «Хадис-и Муснад-и муттасиль», при передаче  которого Сахаба сообщает: «Слышал я от Посланника (саллалаху алейхи уассалам».

6 - «Хадис-и Мутаватир» – Хадис, в числе передатчиков которого существует большое количество Сахабов, передававших его от Посланника (саллалаху алейхи уассалам), а также много передатчиков следующих поколений, передававших этот хадис от Сахабов. Хадисы этого вида упоминаются во многих книгах и известны большому количеству людей. Подобным хадисам необходимо верить, отбросив всякие сомнения. Не верующие в хадисы этого разряда становятся кафирами (неверными).

7 - «Хадис-и Мешхур» – Хадис, переданный поначалу лишь одним человеком, но в последующие века ставший весьма известным. Другими словами, хадис этого разряда был передан лишь одним Сахаба, от которого впоследствии передатчиками стало большое количество людей, и так до самого последнего услышавшего этот хадис. То есть, этот хадис обретает степень «Мутаватир» со второго поколения передатчиков. Если кто-либо, услышавший этот хадис, не будет в него верить, то так же становится кафиром (неверным).

8 - «Хадис-и Мэвкуф» – Хадис, в числе передатчиков которого известны все лица, вплоть до Сахаба, но при передаче которого Сахаба не говорит, что слышал лично сам, а сообщает в форме: «Посланник Аллаха сказал следующее».

9 - «Хадис-и Сахих» – Хадисы разрядов «Муснаад-и муттасиль»«Мутаватир» и «Мешхур»,  переданные надежными, известными своей праведностью людьми, достигшими степени «Знаток хадисов».

10 – «Хабар-и Ахад» – Хадисы разряда «Муснад-и муттасиль», передатчиком которого являются  лишь по одному человеку в каждом поколении.

11 - «Хадис-и Му'аллак» – Хадис, в цепи передатчиков которого отсутствует имя  Сахаба,  или неизвестны имена передатчиков нескольких первых поколений, или неизвестно имя ни одного из передатчиков. Сюда же относятся и хадисы «Мурсаль» и «Мункати».

12 - «Хадис-и Кудси» – Смысл хадиса был передан Всевышним Аллахом, а слова принадлежат Благородному Посланнику (саллалаху алейхи уассалам). В момент высказывания подобных хадисов, Посланника (алейхиссалям) окутывало  некое сияние, и по его состоянию было видно, что он передает слова Всевышнего Аллаха.

13 - «Хадис-и Кави» – Хадисы, после высказывания которых читаются айаты Священного Корана.

14 - «Хадис-и Нэсих» – Хадисы, высказанные в более позднее время.

15 - «Хадис-и Менсух» – Хадисы, высказанные в первый период жизни, но затем   отмененные.

16 - «Хадис-и Аам» – Хадисы, высказанные для всех людей.

17 - «Хадис-и Хаас» – Хадисы, высказанные лишь для одного человека.

18 - «Хадис-и Хасен» – Хадисы, переданные надежными, праведными людьми, но не являющимися специалистами религиозных наук (муджтахидами).

19 - «Хадис-и Макту'» – Хадисы, в цепи передатчиков которых известны имена лишь до поколения Табиунов и переданные каким-либо Табиуном.

20 - «Хадис-и Шаз» – Хадисы, переданные кем-либо со словами: «Слышал я от такого-то  мухаддиса». Такие хадисы принимаются, но не могут служить доказательством. Если же имя ученого не является известным, то хадис не принимается вовсе.

21 - «Хадис-и Гариб» – Хадисы из разряда «Сахих», но переданные лишь одним человеком. Или же, если в цепи передатчиков хадиса существует лицо, в отношении которого было  проявлено сомнение кем-либо из ученых.

22 - «Хадис-и Заиф (Даиф)» – Хадисы, не включенные в разряды «Сахих» и «Хасен». В цепи передатчика подобного хадиса существует лицо, обладающее слабыми знаниями, или с явными отклонениями в вероучении. Такими хадисами можно руководствоваться в поклонениях, но нельзя использовать при принятии какого-либо решения по религиозному праву (иджтихаде).

23 - «Хадис-и Мухкам» – Хадисы, не требующие толкования (Та'виль).

24 - «Хадис-и Муташабих» – Хадисы, требующие толкования.

25 - «Хадис-и Мунфасыль» – Хадисы, в цепи передатчиков которых есть разрыв. То есть,  забыты имена передатчиков (рави) промежуточных поколений.

26 - «Хадис-и Мустафид» – Хадисы, переданные более чем тремя передатчиками.

27 - «Хадис-и Муддариб» – Хадисы, выражающие противоположный смысл, полученные разными авторами произведений из различных ненадежных источников.

28 - «Хадис-и Мэрдуд» – Слова, не имеющие смысл, и не отвечающие правилам передачи хадисов.

29 – «Хадис-и Муфтери» – Слова Мусайлама-ту-ль-каззаба (самозванца), а также слова отступников, лицемеров, псевдоученых (зындык) и им подобных. Ученые Ахль-ас-Сунна ва-ль-Джамаа приложили немало сил, чтобы отделить подобный мусор (хадисы Мэрдуд и Муфтери) от истинных высказываний Посланника (саллалаху алейхи уассалам). В книгах ученых Суннитов такие «хадисы» отсутствуют.

30 - «Хадис-и Мэвду» – Ложные хадисы, выдуманные врагами религии, отступниками, лицемерами, клеветниками и им подобными. Этим термином часто пользуются и реформаторы – последователи искаженных вероучений. Для того, чтобы защитить свои неверные (с точки зрения Приверженцев Сунны) толкования Корана и Сунны, ученые ложных направлений в Исламе не принимают на веру многие хадисы, которые противоречат их взглядам, огульно называя их «Хадис-и Мэвду».

31 – «Асер» – Так называют хадисы разряда «Мевкур»«Макту» или хадисы в виде мольбы (Дуа) разряда «Мерфу».

Другие статьи в этом разделе

ТРИ УСЛОВИЯ

Как то величайшего праведника Али Муттаки аль Хинди пригласил в гости один визирей султана. Его цель была получить благость от посещения знаменитого ученого. Али Муттаки не совсем желал этого и попросил прощения за отказ. Он очень внимательно относился чтобы употребляемая им пища была из разряда дозволенного и сказал ему: «Вы меня извините. Я сделаю для вас дуа. Иншалаа Аллаху тааля пошлет вам благости». Визиря очень расстроили эти слова и он продолжал настаивать. Тогда Али Муттак...

СОДЕРЖИМОЕ СОСУДА

Обладатели мудрости говорят: Характер должен быть хорошим, всем нужно делать добро. Нельзя отказываться от совершения добра говоря что человек не достоин хорошего отношения. Кто бы ни стоял перед нами, сначала мы должны смотреть на себя. Никогда кровь не смывается кровью. Мочу не отмывают мочой. Отмыть можно только водой. Нам нужно быть водой, а другой пусть будет тем кем хочет оставаться.

Каков человек, таковы же его действия и слова. Посланник Аллаха (алейхисаллям) сказал:


Москва

1445 год, 17 - Шаууаль.
2024 год, 26 - Апрель.
Имсак 1:24
Фаджр 2:00
Восход 4:47
Ишрак 5:57
Зауаль карахат 12:12
Зухр 12:43
Аср-и Аууаль 16:45
Аср 17:48
Исфирар 19:13
Магриб 20:10
Иштибак 21:33
Иша’а 22:58
Иша’а-и Сани 23:37