УГНЕТЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Различают два вида греха:
Первое - грехи между Аллахом и рабами.
Второе - грехи между людьми. Мы их называем «Права рабов Аллаха».
В качестве примера к правам между Аллахом и рабом можно привести следующие примеры: входить в мечеть в состоянии джунуб или брать в руки Коран без омовения, пить спиртное и т.п.. То есть грехи, в которые не вмешаны права других людей. Если раскаяться в подобных грехах выполнив все условия, то они могут быть прощены. Например, тот кто не знал что в состоянии джунуб нельзя брать в руки Коран, узнав об этом раскается то, Аллаху тааля примет его раскаяние. Аллаху тааля за грехи между Ним и своим рабом прощает или же наказывает. Но в делах между людьми обязательно будет справедливость. Т.е. в ахирате все права между людьми будут учтены и подвергнуты расчету. В хадисе от Бухари наш пророк сказал:
«Нарушивший права человека пусть помирится с ним пока не умер! Потому что в ахирате золото и богатства не будут иметь цены. В тот день, с ваших савабов будут забирать пока не расчитаетесь за чужое право. Если не останется савабов, то грехи обладателя прав будут отданы обидчику». (Бухари)
В хадисе от Муслима сказано следующее:
«Муфлис (банкрот) значит следующее: в судный день в его книге записей можно будет увидеть множество намазов, постов, закятов. Но он навредил людям различными способами. Так вот, его савабы будут отданы угнетенному. Если савабы закончатся еще до расчета, то ему перейдут грехи угнетенного, и он будет брошен в ад».
Всевышний Аллах предпределил расчет за грехи между людьми на поле Махшар в судный день. В этом месте безрогий баран спросит за что его забодал рогатый баран. Там будет столь тщательный расчет. Будет спрошено за права кафира и даже за права животного. Удовлетворить права животного будет труднее чем права мусульманина, а вот возместить права кафира будет труднее чем права животного.
В прежние времена один из правителей Андалузий, чтобы расширить участок дворца несправедливо отобрал землю одного человека. Владелец участка обратился с жалобой к кадию. Кадий подумал и решил сделать следующее: Взяв лопату и мешок пошел на отобранный участок и стал наполнять мешок землей. Падишах увидел и очень удивился этому и подумал: «У него что не нашлось места где набрать земли? Зачем он копает именно здесь?» и стал наблюдать за происходящим. Кади наполнил свой мешок наполовину и хотел водрузить себе на спину но никак не смог поднять. Но потом поставил мешок и стал нагружать его еще. Падишах удивился еще больше и подумал: «Он не смог поднять это но набирает мешок снова. Что же он делает?» Затем вышел из дома и подошел к кадию со словами: «Господин кадий, зачем эта земля в вашем то возрасте? Вы не смогли поднять это, так набираете еще больше». Кадий ему ответил: «О мой повелитель! Я не смог поднять мешок из-за своей старости. А что же делаете вы? Сможете ли завтра в ахирате удержать на своей спине землю этого участка? Что вы будете делать, когда в ахирате за этот участок потребует расчета владелец?»
Падишах понял что кадий пришел преподать ему урок и сказал: «Вы правы, я поступил неправильно» и вернул участок владельцу.
Аллаху тааля обязательно рассчитается за проделанный труд, за каждое добро воздаст добром, за зло ответит злом. Каждое добро и каждое зло не останется без ответа. В 6, 7 и 8 аятах суры «Зильзаль» сказано: «В этот день люди выступят толпами, чтобы увидеть дела свои. Тот, кто сделал хоть малейшую частичку добра, увидит ее. Тот, кто сделал хоть малейшую частичку зла, тоже увидит ее».
Аббасидский халиф Харун ар-Рашид назначил ученого и авлия Бахлюль Дана контролером за магазинами города. И Бахлюль Дана тут же приступил к своим обязонностям. Он увидел на улице мальчика с небольшим мешком. Расспросив мальчика узнал что в мешочке у него сахар. (В те времена сахар был дорогой). Они оба вошли в магазин где закупился мальчик. Бахлюль взвесил мешок и увидел что сахара весит немного больше. Тогда он спросил у продавца почему он положил больше товара. Продавец ответил: «Часто дети, пока несут покупку домой, могут съесть ее. Чтобы вес не уменьшился я накладываю немного больше».
Он спросил у продавца: «Как ты живешь, все ли у тебя в достатке?» Продавец ответил что у него все хорошо, все у него в достатке и вознес хвалу Аллаху тааля.
Выходя из магазина увидел другого человека с покупкой и спросил что у него. Тот ответил что у него мясо и купил его там-то. Он с покупателем вошел в лавку мясника и попросил взвесить мясо. Весы показали недостачу. Досточтимый Бахлюль спросил у продавца как он живет. Продавец начал оправдываться что у него все плохо, весь в долгах, дома разлад, и что мясо недовешивает чтобы покрыть долги. После этого Бахлюль Дана отправился к падишаху. «Я отказываюсь от своей должности» сказал он. Падишах удивился и спросил почему отказывается. Досточтимый Бахлюль ответил: «О падишах! Мой контроль по сравнению с контролем Всевышнего Аллаха - ничто. Всевышний Аллах сам все контролирует и согласно их деяниям вознаграждает и наказывает».
Значит трудности, которые происходят с человеком в земной жизни, тоже служат каффаратом (искупление, прощение) грехов сделанных человеком. В хадисе от Хакима сказано: «Человек из-за своих грехов лишается своего ризка». Т.е. в доходе грешника и хитреца нет бараката. Указывается на то, что его жизнь пройдет в трудностях и лишениях. Также в других хадисах сказано:
«Если у человека умножаются грехи и не находится благих деянии которые могли бы стереть грехи, то у него появляются трудности и служат каффаратом его грехов». (И. Ахмед)
«Когда верующий болеет и выздоравливает, то его болезнь служит каффаратом (искуплением) его грехов». (Табарани)
«Любое горе случается из-за греха». (Абу Нуайм)
Если грехи не очистились как сказано в этих хадисах, то очистятся в ахирате. Но очищение в ахирате будет проходить очень тяжело. Не уверовавшие, и люди с большим количеством грехов будут надрывно кричать: «О мой Господь! Отправь нас обратно в земную жизнь, мы совсем не будем грешить, будем только поклоняться Тебе». Им скажут: «Разве вы не оттуда пришли?»
И поэтому нам надо быть внимательными к правам чужих людей.
Держаться как можно подальше от харама.
Что же относится к правам раба Аллаха: воровство, отнятое, нанесение вреда чужому имуществу, лжесвидетельство, взяточничество, обман, невозвращение долга, нанесение обиды человеку, избиение, нанесение физического увечья, убийство человека, клевета, сплетни, насмехаться, не обучать подопечных и детей исламу или же препятствовать изучать ислам, совершать поклонения и т.п. Все это относится к угнетению прав человека. Можно привести множество примеров. Вот один из них: «Женщина вышла на балкон и выкинула пакет с мусором. Поодаль стояли мусорные контейнеры и видимо она пыталась докинуть мусор туда. Но ее пакет не долетел. Пакет ударившись о землю порвался и мусор рассыпался по улице. Ее поведение привело к нарушению прав людей. Многие из нас водят автомобиль и при этом создают те или иные препятствия другим автомобилистам. Есть такие водители которые сигналят без повода. Кто-то в ночное время во дворе, на всю громкость ставит музыку на своей машине. Сколько людей испытали при этом неудобство, столько же прав было нарушено таким водителем». Поэтому, нельзя причинять людям неудобства, а наоборот, насколько это возможно сделать для них что-то доброе, благое. Например, если убрать тот мусор выкинутый женщиной то, ничего не убудет, наоборот, можно заработать саваб. Если убрать камень с дороги чтобы никто не споткнулся то, конечно же это хорошее дело. Приветливое лицо, подсказать дорогу и другие подобные добрые дела дают такой же саваб как садака. Садака это не только деньги. Подобные добрые дела дают такой же саваб как за садака.
Чтобы освободиться от чужих прав, надо получить прощение от человека. Если не удалось помириться с ним при жизни, то расчет произойдет в ахирате, где придется отдать свои савабы. Если владелец имущества умер, то надо будет рассчитаться с его наследником. Если нет наследника или же владелец неизвестен, то имущество отдают в качестве садака благочестивому бедняку, а появившиеся савабы посвящают владельцу.
Помириться в этой жизни проще. Можно будет попросить или выпросить прощения, заплатить, выполнить его требования. Но в ахирате будет очень тяжело выпросить прощения. Если расчет за нарушенное право человека останется для ахирата, то ситуация очень тяжелая. Наказание за права человека в момент смерти, в могиле, на площади махшар, в аду очень тяжелое.
Досточтимый Фудайл бин Аяз до раскаяния промышлял разбоем. Был главарем банды грабителей. При ограблении он всегда записывал имена своих жертв, что у него взял, где он проживает. В один из дней он раскаялся. Чтобы не идти в ахират с грузом долга, он стучался в двери ограбленных им людей и возвращал им отобранное. Отдавал даже больше чем брал. Вместе с этим он просил передать: «Если я у кого-то что-то отобрал, то пусть придет и возьмет обратно». Среди тех кто приходил были обманщики. Но он смотрел на свои записи и выводил их на чистую воду. В конце у него уже ничего не осталось и остался всего один иудей которому он был должен. Он пришел к нему и начал упрашивать: «У меня ничего не осталось. Продай меня в рабство или же оставаь меня своим рабом до моей смерти» и не уходил от его дома.
Иудей стал поручать ему все что ему вздумается: принеси воды, наколи дров, разровняй землю, разрыхли почву. Досточтимый Фудайл бин Аяз беспрекословно выполнял все поурчения. Иудея это очень удивляло. Он понял что он искренне раскаялся и вспомнил прочитанное в Таврате: «Камни в руках искренне раскаявшегося, превратятся в золото». Он решил испытать так ли это на самом деле и сказал Фудайл бин Аязу: «Пока я не получу золото, не прощу тебя. Вот в том закутке должно быть золото. Принеси их мне». Но перед этим он спрятал там камни. Когда Фудайл бин Аяз сунул руки, то начал вытаскивать оттуда золото. Иудей, увидев что спрятанные им камни превратились в золото, сказал, - Я простил тебя, и обнял его. Затем со словами: «Я испытывал тебя. Твое раскаяние искреннее и твоя вера настоящая» стал мусульманином.
Такова важность не оказаться в ахирате с правом угнетенного человека. Досточтимый Имам Раббани сказал: «Вернуть несправедливо полученную копейку владельцу дает намного больше савабов чем огромные суммы садака. Если кто-либо будет исполнять поклонения пророков но при этом на нем будет чье-либо нарушенное право всего на одну копейку, то пока не выплатит эту копейку не сможет войти в рай».
Досточтимый Ибн Абидин сказал: «За права, равные стоимости серебра весом в 5,5 зерен ячменя (один данк), Аллаху тааля в Судный день отберет вознаграждение за семьсот ракатов принятых коллективных намазов и передаст тому, кому принадлежат эти права». Т.е. в ахирате, отплата за 0.5 граммов серебра равна коллективному намазу которая исполнялась коллективно в течение пяти с половиной месяцев. Но если нарушенных прав еще больше, то когда закончатся савабы, тогда человеку перейдут грехи угнетенного.
Наш пророк (салаллаху алейхи уасаллям) сказал: «На мосту сират каждый мусульман будет подвергнут расспросу о семи положениях: имане, намазе, посте, хадже, закяте, гусле и правах человека. Вопроса о правах человека боятся даже пророки, хотя они безгрешные».
Незадолго до своей смерти, наш пророк после намаза посмотрел на своих сахабов и сказал: «О верующие! Прошу вас ради Аллаха, если я нарушил чье-либо право, то пусть возьмет его здесь, до наступения ахирата». Повторил эти слова трижды. Тогда досточтимый Укаша (радиаллаху анх) подошел к пророку со словами: «Когда мы возвращались из битвы при Табуке, вы меня ударили кнутом по спине. Вы собирались ударить верблюда, но, попали в меня». Пророк сказал: «О Укаша Пусть Аллах хранит тебя от намеренного избиения пророком. О Биляль! Иди в дом моей дочери Фатимы, принеси тот самый кнут».
Сахабы разом всполошились: «О Укаша! Что ты делаешь. Возьми что тебе должен пророк с меня. Хочешь ударь меня сто раз, но не бей расулуллаха».
Пророк сказал им: «Вы успокойтесь! Аллаху тааля знает ваши высочайшие степени» и затем обратился к Укаше: «О Укаша! Иди, ударь меня». Укаша (радиаллаху анх) сказал: «О расулуллах! Когда вы ударили, моя спина была открытой». Тогда пророк поднял рубаху и обнажил свою благословенную спину. Укаша увидев на его спине печать пророка сказал: «О расулуллах! У кого хватит смелости ударит вас в спину чтобы вернуть свое право, кто посмеет на такое!» и поцеловал место где находится печать. Тогда пророк сказал: «Нет. Ты или ударишь, или простишь». «Я готов пожертвовать собой, о Расулуллах! Конечно же я простил. Но простит ли меня в судный день Всевышний Аллах?» Пророк ответил: «Кто хочет увидеть моего ахиратского друга, то пусть посмотрит на этого старика». Сахабы услышавшие эти слова расулуллаха начали поздравлять Укашу: «Какой же ты счастливчик, о Укаша! Ты удостоился чести быть с пророком и высоких степеней в раю».
Подитожывая надо сказать: нельзя покушаться на чужое право, никогда нельзя их нарушать. Пусть Всевышний Аллах позволит нам всегда быть справедливыми, не нарушать чужих прав! Аминь!