1. Главная >
  2. Сподвижники, ученые, праведники >
  3. АЛЯУДДИН АТТАР

АЛЯУДДИН АТТАР

Один из крупнейших авлия Бухары. 16-й из числа сильсиля алия, цепи передатчиков духовных знании, берущих начало от нашего пророка. Его имя Мухаммед бин Мухаммед Бухари. Кутби иршад своего времени (кутби иршад служит средством для поступления файзов для иршада (направления людей на правильный путь) и хидаята (обретения верного пути)). Рушд и иман его времени, приходили через него и защищали ислам. Из-за его существования ислам не остался одиноким, враги религии не смогли восстать против ислама чтобы разрушить и изменить ее. Сейид Шариф Джурджани про него сказал: «Послушав досточтимого Аляуддина Аттара смог узнать своего Господа». Он скончался в Бухарской провинции Чаганиян в 802-м году (1400 г.).

Его отец принадлежал богатому роду Бухары. Было у него трое сыновей. Старших звали Шахабуддин и Хаджи Мубарак. Аляуддин младший из братьев. Отец оставил им богатое наследство. Но Аляуддин не принял наследство, пожелав стать учеником Шах Накшибанд Мухаммед Бахауддина Бухари. Аляуддин, явившись к нему, рассказал все как есть и попросил принять его в ученики. Но шейх назначил ему следующее испытание: «Возьми эту корзину яблок и продай у дома своих братьев». Несмотря на свое богатое и знаменитое происхождение, отбросив высокомерие, весь день громко зазывал покупателей и продавал яблоки на улице своих братьев, не обращая никакого внимания на мнение соседей. На второй день пришел к Шаху Накшибанди и доложил: «Мой господин, я выполнил все что вы сказали». Бахауддин Бухари назначил ему новое испытание: «Сегодня будешь продавать прямо у лавки своих братьев». «Слушаюсь» – сказал Аляуддин и встав прямо у магазина родных братьев, начал также громким голосом продавать яблоки. Братья подошли к нему и сказали: «Не позорь нас. Если тебе нужны деньги то, дадим сколько нужно». Но он не слушал братьев и продолжил свое дело. Братья, поняв, что его не переубедить, попросили хотя бы не стоять у их магазина. Но Аляуддин Аттар не слушался и до самого вечера продавал свой товар. На следующий день Бахауддин Бухари принял его в ученики.   

Аляуддин Аттар (куддиса сиррух) рассказывал: «Когда Шах Накшибанд принял меня в ряды своих учеников, то я его полюбил так сильно, что никогда не пропускал его занятия. Видя это он мне сказал: «Это ты меня полюбил или я тебя?» Я сказал: «Вы как великодушный человек оказали внимание вашему покорному слуге. Следовательно, ваш покорный слуга полюбил вас». Он ответил: «Подожди немного и все поймешь». Он проявил карамат (чудо) и через некоторое время в моем сердце ничего не осталось от прежней любви к нему. И он тогда сказал мне: «Ну а теперь понял от меня или от тебя любовь?»

Когда Аляуддин Аттар был принят в ученики, то он с усердием и прилежанием начал служить наставнику. А об оставленном отцом наследстве даже и не думал. Никогда не проводил время впустую и тут же выполнял все что узнавал у своего учителя. Его усердие отмечали среди сокурсников. Боясь впасть в мирское не брал для себя даже подушку и одеяло чтобы укрыться. Все свое внимание уделял урокам и службе наставнику. Бахауддин Бухари указывая на его совершенство, зрелость и положение, как-то сказал своей жене: «Жена моя! Дай мне знать когда наша дочь достигнет совершеннолетия». Когда спустя время он узнал что его дочь достигла совершеннолетия, он пошел в комнату Аляуддина Аттара. В это время Аляуддин Аттар читал книгу на стареньком коврике. В его комнате был только кирпич который служил как подставка под голову во время сна. Ничего другого у него не было. Увидев вошедшего Бахауддина Бухари он тут же поднялся на ноги. Бахауддин Бухари сказал ему: «Если ты согласен, то я выдам за тебя свою дочь». «Вы одарили меня великой милостью и счастьем. Но как вы видите у меня ничего нет для обустройства быта» ответил Аляуддин Аттар. А Бахауддин Бухари сказал: «Моя дочь предписана тебе судьбой. А твой ризк Аллаху тааля выделит из своего сокровенного богатства. Об этом не переживай».  

Бахауддин Бухари со своими учениками начал строить дом для Аляуддина. В жаркие летние дни они работали какое-то время, а в полуденный зной позволяли себе отдохнуть. Но Аляуддин в это время предавался размышлениям и думал что все это ничто по сравнению с жаром ада. Ни на миг не забывал Всевышнего Аллаха, в его сердце не было ничего кроме любви к Аллаху тааля. Комнаты его дома произносили зикры «Аллах, Аллах».

По окончанию строительство сыграли свадьбу. Таким образом, обладатель иффета (чести) и исмета (безгрешности) женился на пречистой и воспитанной девушке. В этом браке родились почтенные Хасан, Шахабуддин, Мубарак, Аляуддин.

Как-то досточтимый Бахауддин Бухари со своими учениками выехали загород. Переходя речку досточтимый Бахауддин Бухари сказал: «Аляуддин прыгай!» Аляуддин сразу же бросился в воду. Бурная река сносила на своем пути деревья с корнями. Но Бахауддин Бухари продолжил путь со своими учениками как ни в чем не бывало. Возвращаясь вечером, когда проходили это место он спросил у учеников: «Нас было несколько человек, все ли на месте?» Ученики ответил: «Нет одного. Утром, проходя здесь он бросился в воду». Бахауддин Бухари протянув руки к реке сказал: «Аляуддин иди к нам». Аляуддин Аттар вышел из воды. Одежда на нем была совсем сухая. Тут Бахауддин Бухари обратившись к ученикам сказал: «Вы видели как река сносила на своем пути деревья на слабых корнях. Но у Аляуддина прочные корни и поэтому река не смогла его унести».

Бахауддин Бухари всегда сажал его подле себя. Очень часто поворачивался к нему и делал таваджух (передача знании). Ученики как-то спросили у него почему он так к нему расположен. Бахауддин Бухари ответил:

«Держу его рядом с собой чтобы не унес волк. Потому что нафс всегда готов к нападению. А то что я все время занят его состоянием, хочу его вывести на самую вершину. Когда я его вижу, то вспоминаю Всевышнего Аллаха и Его дом - Байтуллах. А тому кто находится в доме Наищедрейшего, тот удостоится получить от его щедрот».

Бахауддин Бухари при жизни отдал на воспитание Аляуддину Аттару всех своих учеников. Он говорил: «Аляуддин облегчил нашу ношу». От полученных знаний и воспитания, многие из учеников достигли совершенства и поднимались на уровень передачи знании другим.

Аляуддин Аттар настолько возвысился в уровне марифата (познания), в знаниях свойств и сущности Всевышнего Аллаха и своим именем Алайя придал новый вид сильсилят-уз-захабу (плеяда самых знатных ученых и авлия/праведников). Основал метод для более быстрого достижения целей для учеников и направил их этим методом. Именитые ученые сказали: «Самый ближайший, удобный путь в тасаввуфе – это путь алайя. Суть этого пути - Шах Накшибанди Бахауддин Бухари. А достижение возможно при участии Аляуддина Аттара».  

Среди ряда ученых Бухары состоялся разговор можно ли увидеть (рует) в раю Всевышнего Аллаха. Все они без сомнения верили Аляуддин Аттару. Из них одна группа пришла к Аляуддину Аттару попросила разъяснить этот вопрос и указать как нужно верить правильно. Аляуддин Аттар, поняв что их вероучение ближе к мутазилитскому и отрицателям руета, сказал им: «Приходите к нам подряд три дня и слушайте нас не перебивая, с ихлясом и чистыми мыслями. И после вынесем решение». На конец третьего дня у них появилось некое состояние, и они потерянные уже не смогли выдержать. Они попадали и начали кататься по полу. Когда они пришли в себя то с полной смиренностью сказали: «Верим что рует - истина». После этого они стали преданными учениками Аляуддина Аттара и уже не покидали его.  

Аляуддин Аттар передал: Досточтимый Бахауддин Бухари находился в Бухаре. Один из наиболее близких его воспитанников Мавляна Ариф находился в Хорезме. В один из дней он беседовал со своими воспитанниками о таком сифате как зрение (видеть). Между словами говорил: «Уважаемый Ариф сейчас выехал с Хорезма в Сера и доехал до такого-то места». Еще через какое-то время сказал: «Я сердцем чую что Ариф решил отменить поездку в Сема. Сейчас повернул обратно в Хорезм». Слышавшие все это ученики записали дату и время. Спустя время досточтимый Ариф приехал в Бухару. Ему рассказали все что говорил Бахауддин Бухари. Он сказал: «Все так и было». Все ученики были сильно удивлены.

Аляуддин Аттар (куддиса сиррух) передал: «Один из дервишей спросил, что такое кальб/сердце». Я сказал не знаю. Он: «Я вижу сердце как трехдневную луну». Я об этом рассказал досточтимому Шах Накшибанди. Он ответил: «Это касается его сердца». Мы стояли на ногах, и Шах Накшибанд поставил свои ноги на мои. Я тут же потерял сознание. В это время в своем сердце я увидел все что создано и Арш. Когда я пришел в себя он мне приказал рассказать все что я видел. Я рассказал увиденное. Шах Накшибанд сказал: «Это и есть сердце. А не то что тебе рассказал тот дервиш. Ничто до тебя так не близко как Аллаху тааля. Сердце самое высшее, самое почетное создание среди других созданий. Сердце – это, мир наполненный тайнами в котором можно найти все. И как ты сам увидел, сердце может вместить в себя все. Ну и как его может кто-то как-то описать. Поэтому в хадисе кудси сказано: ʺЯ не вмещусь в небеса и земли. Но вмещаюсь в сердце Моего раба с веройʺ. Это из очень глубоких тайн».

Аляуддин Аттар передал: В один из дней я находился при своем учителе Бахауддине Бухари. В этот день небо было затянуто облаками. Он спросил: «Настало ли время полуденного намаза?» «Нет» сказал я. «Посмотри на небо» сказал он. Когда я посмотрел на небо то увидел что собрались ангелы и совершают полуденный намаз. Посмотрев на меня, который только что увидел что происходит на небе, он сказал: «А ты говоришь что время намаза еще не наступило». Я засмущался за свой ответ и еще какое-то время стеснялся за свой поступок.  

Аляуддин Аттар передал: «Наш учитель приказал Амиру Хусейну заготовить к зиме побольше дров. Сразу же на следующий день, когда закончилась заготовка, пошел снег, и не переставая, шел 40 дней. После этого Бахауддин Бухари отправился в Хорезм. Вместе с ним выехал Шейх Шади. Когда прибыли к берегам реки Хирам, то приказал ему войти в реку и пройтись по воде. Шейх Шади испугался и отказался. Приказал еще раз. Тот снова не смог войти в воду. Тогда посмотрел на Шейха Шади с таваджухом от которой он потерял сознание. Когда пришел в себя то поставил ногу на воду и пошел. За ним шел его учитель. Перейдя на другой берег учитель сказал: ʺПосмотри, не намокла ли обувь?ʺ Когда посмотрели то увидели что по воле Аллаха обувь была совершенно сухая».

Аляуддин Аттар передал: На момент смерти Бахауддина Бухари мы читали суру «Ясин» а он нас слушал. Когда дошли до половины суры, то началось сияние нура. Он произнес калима таухид и покинул этот мир».

Аляуддин Аттар передал: «Досточтимый Бахауддин Бухари за несколько дней до своей кончины приказал мне подготовить могилу. Я выкопал могилу как он сказал и пришел к нему. И тогда у меня мелькнула мысль на чьи плечи он возложит продолжение своего дела. В это время он поднял голову и сказал: ʺЯ сказал свое слово по пути в Хиджаз. Кто пожелает нас пусть обратит свой взор на Мухаммеда Парисаʺ. Он умер на следующий день после того как произнес эти слова».

Про своего наставника передал: «Досточтимый Бахауддин Бухари был настолько беден что в зимние холода, не найдя что постелить для намаза, стелил на пол старый коврик и совершал на нем намаз. К своим средствам не добавлял ни капли харама. Уделял особое внимание к дозволенному в пропитании для себя и своей семьи. Избегал всего сомнительного. Он нам повторял хадис: «Поклонения состоят из десяти частей. Девять из них в поиске дозволенной пищи. Оставшаяся часть в благочестивых деяниях и в поклонениях». Но несмотря на свою бедность он был очень щедр, благодетелен и милостив. Когда ему приносили подарок то он старался отблагодарить в два раза больше. Когда к ним в дом приходил знакомый или незнакомый гость, то был с ними доброжелателен, гостеприимен, учтиво указывал место куда может сесть гость, угощал всем что было дома. Сам обслуживал гостей. Если было холодно то, давал гостю одежду со своего плеча, укладывал спать в свою кровать а сам ложился в другом месте. Если гость был верхом, то кормил и поил животное. Зарабатывал на жизнь своим трудом. Он сеял и собирал урожай. Сеял ячмень и корм для животных и этим самым зарабатывал на жизнь. Сам лично проделывал всю работу. Ученые и праведники его времени приходили к нему чтобы съесть чистую и дозволенную пищу. Всегда и во всем следовал сунне, а в особенности в приеме пищи выполнял всю сунну пророка (салаллаху алейхи уасаллям). Чаще всего сам выпекал хлеб и сам же накрывал на стол. Когда ел говорил: «За столом чувствуйте себя как будто находитесь перед Аллахом. Не забывайте, вы едите посланные Им блага!» Ел с другими людьми. Если кто-либо при приеме пищи проявлял беспечность, то говорил: ʺНе забывай, ты ешь пищу в присутствии Аллаху тааля. Вспомни Аллаху тааляʺ. Он не ел еду приготовленную в беспечности, в гневе или по принуждению. И не давал такую пищу другим».

Аляуддин Аттар сказал:

«Истина в страхе и трепете при богатстве. Нельзя гордиться богатством. Надо проявлять благодарность Аллаху за богатство».

«Пребывание в обществе авлия делает человека умнее».

«Посетивший могилу авлия, чем больше поймет важность и достоинство захороненного человека и, думая о нем привяжется к нему сердцем, делая таваджух, то столько же получит от него файза. Несмотря на большую пользу от непосредственного посещения могилы, тому, кто может обратиться с таваджухом к руху авлия, удаленность могилы не послужит помехой».

«Я ручаюсь, что человек, примкнувший к нашему пути, в один из дней постигнет истину. Мой наставник Бахауддин Бухари приказал мне примкнуть к нему. Во всем, в чем я следую за ним и собираюсь следовать, вижу его труды и результаты». 

Цель воспитания нафса - освободиться, уйти от физических привязанностей и обратиться в мир рухов и истин. Раб должен отказаться от всех своих желании и прихотей, отвергнуть все что мешает на пути Аллаху тааля. Это возможно следующим образом: Если в момент появления желания нафса сумеет отказаться от них, то этим самым выяснится что это не помешает цели. А если от чего-то не может отказаться и внутри себя предрасположен к этому, то это стоит понимать как препятствие на пути к Аллаху тааля и нужно работать над тем чтобы избавиться от этой привязанности.

Наш наставник Бахауддин Бухари был предельно осмотрителен, и например надевая новую одежду говорил что одежда принадлежит такому-то человеку. Тем самым считал эту одежду не своей а попала ему в руки как аманат.

«Всякого рода васваса (наущения) и внушения не препятствуют совершенствованию человека. Но их нельзя помещать в сердце. Невозможно в полной мере отдалить от себя подобные васваса. Некоторые ученые сказали: Пока они не поселятся в сердце, то не будут иметь какого-либо значенияʺ. Если такие васваса окажутся в сердце, то перекроют дорогу файзам. Поэтому человеку нужно наблюдать за своим внутренним состоянием».

«Неважно какое расстояние вас разделяет. Ученику надо рассказать о своем состояний духовным путем. Так он избежит гафлята». 

«Цель от посещения авлия и алима – обращение к Аллаху тааля. Обращение к рухам таких праведников служит средством получения довольства Аллаху тааля. Надо понимать что публичная скромность, на самом деле есть смиренность перед Всевышним Аллахом. Потому что смиренность перед людьми допустима если происходит ради Аллаху тааля.

Такие ученые праведники как Сейид Шариф Джурджани, Мухаммед Париса, Якуб Чархи являются воспитанниками досточтимого Аляуддин Аттара. А кроме них еще многие люди с его помощью обрели хидаят, достигли уровня когда уже сами могли воспитывать людей. Перед его смертью один из его учеников увидел следующий сон: «Был воздвигнут огромный шатер. В нем находился наш пророк. Аляуддин Аттар вместе со своим учителем Бахауддином Бухари стоял у входа в шатер и хотели войти чтобы увидеть пророка. В какой-то момент вошел Бахауддин Бухари и через какое-то время выйдя очень радостным и довольным сказал: Нам даровано право шафаата всем, кто будет похоронен в 100 фарсахах от нашей могилы. А Аляуддину Аттару даровано право шафаата всем, кто похоронен в сорока фарсахах. А тем, кто любит нас и предан нам, даровано стать заступником всем, кто похоронен на расстоянии в один фарсах». (1 фарсах 6 км.)

В один из дней завещал своим воспитанникам: «Не бросайте друг-друга! Пусть в каждом вашем деле будет следование религиозным нормам! Не отступайте от решимости следовать им! Встречаться для бесед очень важная сунна. Соблюдайте эту сунну, не переставайте соблюдать эту сунну! Если проявите при этом постоянство и последовательность, то за короткое время достигните больших высот. Ваше состояние всегда должно стремиться вперед, нельзя отступать».

В 802-м году слег из-за болезни которая началась в пояснице. Скончался второго числа раджаба в понедельник.

Один из его учеников Шейх Сафиуддин рассказал: «Мой наставник незадолго до своей смерти при своих близких сказал: ʺБолее 20-и лет между мной и Сафиуддином есть дружба ради Аллаха. Конечно же эта дружба не прекратитсяʺ. В день когда меня не было при нем, он сказал: ʺЯ доволен им так же как Аллаху тааля доволен расулуллахом и его сподвижникамиʺ».  

Незадолго до своей смерти Аляуддин Аттар сказал: «По покровительству Всевышнего Аллаха и благословению Бахауддина Бухари я бы в одно мгновение смог бы сделать всех людей праведниками. Прежде всего нужно увидеть вечное покровительство Аллаху тааля и иметь на это надежду. Никогда не переставать об этом думать. Всегда знать что ты нуждающийся. Самый маленький гнев Аллаха воспринимать как самый большой из них».

Во время последней болезни долго беседовал с руханиятом своего наставника Бахауддина Бухари. Он сказал: «Ушли уже мои друзья и святые. Другие вот-вот отправятся тоже. Конечно же тот мир лучше этого». После этого направил взгляд на растущую зелень в саду. Один из приближенных сказал: «Какая прекрасная зелень». Он сказал: «Земля еще прекрасней. У нас никогда не было тяги к этому миру. У нас нет другого горя кроме как за друзей, которые придут чтобы увидеть нас. Но нас уже не будет». В ночь на среду 20-го числа раджаба он ушел в лучший мир со словами: «Ля иляха иллялах, Мухаммадун расулуллах». В ночь смерти один из его близких учеников видел его во сне. Он сказал: «Данные Всевышним Аллахом блага и доброту не описать словами. Самое малое из них – это, все кто похоронен в 40-ка фарсахах от моей могилы с помощью моего шафаата получат прощение, получат милость Аллаха».

1) «Там ильмихал саадати абадия» стр 410, 983.

2) «Хадаик-уль-вардия» стр. 144.

3) «Нафахат-уль-унс» стр. 428

4) «Рашахат» (на османском тур.) стр 162.

5) «Хадикат-уль-авлия» стр 70.

6) «Макамати накшибандия» стр. 180, 182.

7) «Бахджат-ус-саниия» стр 16

8) «Иргам-уль-марид» стр 60.

9) «Рашахат» (на араб.) стр 67.

10) «Рехбер ансиклопедиси» т. 1. Стр 166

Другие статьи в этом разделе

РАЗНОВИДНОСТИ ХАДИСОВ

В книгах «Махзен-ул-улюм» «Эше'ат-ул-леме'ат» приводится следующий список разновидностей хадисов: Хадис-и Мурсаль» – Хадис, переданный одним из Табиунов без упоминания имени Сахаба (Сподвижника), ссылаясь на то, что так говорил Посланник (саллалаху алейхи уассалам). «Хадис-и Муснад» – Хадис, при передаче которого упоминается имя Сахаба, который слышал его о...

НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИСЛАМА БЕЗ ЗНАНИЙ

Обладатели мудрости говорят: Наша религия основана на знаниях. Нет знаний, нет религий. В Судный день, не будет оправданием наше незнание. Потому что все что нужно человеку уже написано в книгах. У человечества на руках книги таких людей как Имам Раббани, поэтому то и мы не сможем сказать «Мы не знали». Сколько бы мы не перечитывали такие книги, с каждым разом будем в них находить что новое. Изучившие такие книги станут учеными, а те кто начинают действовать по таким книгам станов...


Москва

1446 год, 2 - Рабиульахир.
2024 год, 5 - Октябрь.
Имсак 4:14
Фаджр 4:38
Восход 6:30
Ишрак 7:38
Зауаль карахат 12:02
Зухр 12:33
Аср-и Аууаль 15:25
Аср 16:10
Исфирар 17:11
Магриб 18:05
Иштибак 19:13
Иша’а 20:05
Иша’а-и Сани 20:20