ДАВАТЬ КРОВЬ ДЛЯ БОЛЬНОГО
Вопрос: Говорят что нельзя отдавать человеческие органы включая кровь. Это невозможно даже если произошла безвыходная ситуация?
Ответ: В авторитетных трудах мусульманских ученых говорится:
При зарурате (острая нужда), харамы превращаются в мубахи. (Радд-уль мухтар)
Если нет безвыходной ситуаций, то использовать части человека, органы запрещено. Не разрешается съесть или выпить в виде лекарства то, что является харамом. (Дурр-уль-мухтар)
Написавший разъяснения к «Дурр-уль мухтар» досточтимый Ибн Абидин раскрывает этот вопрос следующим образом: использовать харам как лекарство, будь оно чистым или грязным – запретно. Но если известно что оно поможет больному а другого лекарства нет то, использовать разрешается. (Радд-уль мухтар)
Если опытный, надежный врач мусульманин утверждает что никакое другое средство не поможет в выздоровлении, то можно выпить мочу, вино, кровь или съесть мертвечину. (Нихая, Хания, Тахзиб)
Запрещено также человеческое молоко, как и любой другой человеческий орган. Если врач мусульманин утверждает что, для выздоровления точно поможет женское молоко и никакого другого лекарства нет, то разрешается [сделать переливание донорской крови] выпить и покупать женское молоко. (Фатхуль-кадир)
Если у покойника выпадут волосы, то их кладут в его саван. Потому что уважать нужно любую частичку человека. Является сунной закопать выпавшие и состриженные ногти, волосы, выпавшие, вырванные зубы. Можно съесть мертвечину или свинину, выпить кровь или вино для того чтобы не умереть с голоду. Тот кто умер не съев и не выпив, отправится в Ад. (Радд-уль мухтар)
Частями и органами человека нельзя пользоваться. Потому что они благородны к ним нужно относится с уважением. Лечиться свиными и человеческими костями является макрухом, потому что пользоваться ими запрещено. [Так же сказано и в книге «Кубра»] (Фатава-и хиндийа) [Это запрещено без острой необходимости. Но если делается по необходимости, как сказано в приведенных выше книгах, то разрешено.]
Спасение одного органа, такая же острая необходимость как спасение жизни. Съедать орган или мясо живого человека, пить молоко женщины, не разрешено. А переливать донорскую кровь, разрешено. (Маджмуа-туль муаллим)
Изучать медицину и лечить, относится к фарз-и кифая. Живому человеку разрешается пересаживать сердце или другие органы только умершего человека. Это не будет неуважением к покойнику. При возникновении зарурата (извинительного положения), многие запреты становятся мубахом. Отрезать часть тела покойника - харам. Даже к мертвому нужно проявлять уважение. Но если возникает зарурат это перестает быть харамом. Если опытный врач мусульманин, для спасения больного от смерти утверждает о необходимости переливания донорской крови, пересадки органа от живого или мертвого и нет другой возможности спасения, то надо последовать его рекомендациям. Ислам приказывает защищать здоровье. Давать больному кровь – это обязанность человека. Потому что сохранение жизни зачастую зависит от донорской крови. Сдача крови не служит причиной для молочного родства, не нарушает никах. (Хади-уль-Ислами)
Если есть вероятность смерти и нет другого выхода, давать кровь разрешено. (Саадати Абадийа)
Нельзя продавать и использовать органы человека. Разрешается если возникает зарурат (безвыходная ситуация).
В Ханбали есть разногласия, но можно продать и материнское молоко, и органы которые пригодны к использованию. Также и в Шафии. Запрещено (харам) продавать оторванные, вырезанные органы, потому что они не пригодны к использованию. В Ханафи и Малики, без необходимости не продают ни материнское молоко, никакие другие органы. Разрешение наступает если возникает безвыходная ситуация. (Аль Мугни)
ПРОДАЖА КРОВИ
Вопрос: Продавать кровь - грех?
Ответ: Кровь и любые органы человека по религии не считаются товаром и поэтому не продаются не покупаются. Если есть нуждающийся, ему дают столько сколько необходимо. Пусть это и грех, но при безвыходной ситуаций, для того кто купил органы или кровь греха не будет.