1. Главная >
  2. Сподвижники, ученые, праведники >
  3. АДИ БИН ХАТАМ ТАИ (радиаллаху анх)

АДИ БИН ХАТАМ ТАИ (радиаллаху анх)

Из числа благородных сподвижников. Был известен под именем Абу Тариф. Был знаменосцем досточтимого Али, прославился своей смелостью и невероятной щедростью. Сын знаменитого поэта Хатама. Его род: Ади бин Абдуллах бин Са'д бин Хазрадж бин Имр-уль Каис бин Ади. Стал мусульманином в 9-м году хиджры (630 г.). До этого был христианином. Во времена Абу Бакра удержал свой род от отказа от веры. Участвовал в походе в Ирак. Жил в Куфе. Его не стало в 67-м году хиджры в возрасте 120-и лет (686 г.). Захоронен в Куфе.

По приказу нашего пророка (саллаллаху алейхи уасаллям), в арабские племена которые жили за пределами Медины отправлялись делегации с целью приглашения их к исламу. С теми кто отказывался принимать веру или подчиняться власти нового государства велись войны, где добывалась добыча и брали пленных. В походе на племя Тай, предводитель этого племени Ади бин Хатам Таи бежал. Его сестра Сафана была взята в плен. Их отцом был известный своей щедростью Хатам Таи. По этой причине к пленному проявили уважение. Наш пророк освободил Сафану с условием что он найдет и приведет своего брата. Найдя брата она рассказала как провела время в плену. Ади бин Хатам, после рассказа сестры, набравшись смелости направился в Медину. Дальше приведем как все происходило с его слов:

Когда я прибыл в Медину расулуллах (пророк Аллаха) находился в мечети. Подошел к нему я поздоровался и представился. Он повел меня к себе домой. По пути мы встретили какую-то старушку, которая сказала что попала в нужду. Пророк не оставил ее без внимания и тут же занялся ее проблемами. Увидев такое, я подумал «Нет, это не глава государства». Когда он привел меня домой, то показал на тюфяк набитый люфой и сказал:

- Садитесь сюда!

Я не хотел садиться. Но он настоял и мне пришлось сесть. Сам же уселся прямо на землю. Я про себя говорил «Ей богу, ну не может быть он вождем, повелитель государства не может быть настолько любезным!» Он обратился ко мне:

- О Ади бин Хатам, становись мусульманином и будешь спасен, - сказал он.

- У меня есть своя религия, - сказал я. На что он ответил:

- Твою религию я знаю лучше тебя. Ты исповедуешь религию Ракусийа? Ты оставляешь себе одну четвертую часть добычи твоего племени. В твоей религий это не дозволено.

Я про себя: «Клянусь, он говорит правду. Знает тайны. Он настоящий пророк». Затем он сказал:

- О Ади бин Хатам, что тебя удерживает от принятия ислама? Что тебя отделяет от произнесения «Ля иляха илляллах»? Разве есть другое божество кроме Аллаха? Почему ты отказываешься? Что тебя удерживает признать величие Аллаха? Разве есть что-либо величественнее Аллаху тааля?

Тогда я про себя подумал, что настолько красивый и красноречивый человек не может быть пустословом. И тут же привел слова свидетельства веры и стал мусульманином. И тогда пророк с улыбкой на устах сказал: «Те кто подвергнулись наказанию – иудеи. А те кто заблудшие - христиане».

После того как он был удостоен чести стать мусульманином, по приказу пророка был отправлен как наставник по исламу и сборщиком закята из своего и окружающих племен. Его приезд в свое племя стало для них поводом принятия ислама. Он был первым кто собрал закят. Он рассказывает: как-то, я с группой своих соплеменников прибыл к досточтимому Умару. Я спросил у него: «Ты узнал меня?» Он ответил: «Да. Ты уверовал когда твое племя не хотело верить, ты исправил их путь когда они отрицали. Ты проявил мужество когда они проявляли злодеяние. Когда они выступали против тебя, ты проявил терпение. Ты был первым кто собрал закят, чем очень обрадовал пророка. О Ади бин Хатам».

Как-то пророк говоря Ади бин Хатаму о том как дается садака, сказал: «Защитите себя хотя бы половинкой финика. Если у вас нет хотя бы этого, то скажите хотя бы приятное слово».

Ади бин Хатам не придавал никакого значения мирскому, отдавал очень много садака. Все свои заработки отдавал бедным. Когда пророк находился среди сахабов, то при входе досточтимого Аби бин Хатама всегда сажал подле себя, оказывая ему уважение. Он готовился к намазу еще до его наступления, обновлял омовение для каждого намаза. Все с вниманием наблюдали с каким рвением он шел на намаз, с каким наслаждением он совершал намаз и желали себе такого же состояния.

Спустя короткое время после принятия ислама, вместе с пророком участвовал в прощальном хадже Веда. После смерти пророка, некоторые племена отказались от ислама. Досточтимый Абу Бакр послал на них войска чтобы вернуть их к исламу. Но племя Тай, при непосредственном участии и наставлении досточтимого Ади бин Хатама не отказалась от ислама.

В 12-м году хиджры (633 г), во времена правления досточтимого Умара произошли походы в Ирак. Вместе с Халид бин Валидом участвовал во многих походах, где проявил истинный героизм и самоотверженность. Несмотря на преклонный возраст, был намного смелее и отважнее молодых парней из племени Тай. Видя такое досточтимый Умар сделал его своим помощником. Во времена правления Али был знаменосцем и оказал исламу огромную помощь. В сражениях очень хотел стать шахидом, но не смог им стать. Ади бин Хатам переселился в Куфу с момента его основания. С возрастом он уже не мог участвовать в войнах. В это время был убит и стал шахидом досточтимый Умар. Халифом был избран досточтимый Осман. Досточтимый Ади бин Хатам часто общался с зятем пророка (салаллаху алейхи уасаллям) новым халифом Османом. Халиф Осман приняв в расчет огромную службу привнесенную для ислама досточтимого Ади, отправил его в Багдад, назначив его  правителем. Он жил там и во время правления Османа и до самой смерти досточтимого Али. Затем обратно вернулся в Куфу. Оставался там до самой смерти. До своих последних дней не переставал делать людям наставления и указывать  правильную дорогу. С момента становления мусульманином никогда не проводил время впустую, вкладывал все свои силы для распространения ислама. Покинул этот мир достигнув 120-и лет.

Передал 66 хадисов. В «Сахихе Бухари» есть 3, в «Муслим» 5 хадисов. Авторы «Сунан» внесли хадисы переданные от Мушари. Приведем некоторые из хадисов переданных им:

«Можно есть добычу принесенную обученным на охоту псом, которую вы натравили с Бисмиллях».

«Один из вас обязательно будет стоять перед Аллахом. Между вами даже не будет занавеси. Аллаху тааля ему скажет: Я тебе дал блага и капитал? Да. Отправил для тебя пророка? Да. Затем человек посмотрит направо и не увидит ничего кроме ада. Посмотрит налево, там тоже ничего кроме ада не увидит. Вот поэтому защитите себя от ада хотя бы половинкой финика. Если нет у вас даже этого то, хотя бы в разговоре будьте мягкими и вежливыми».

«Если кто-нибудь даст клятву делать или не делать что-либо, но затем посчитает что более богобоязненнее будет поступить наоборот, то пусть так и сделает».

1) «Ансаб-уль-ашраф» стр. 276

2) «Усуд-уль-габа» стр. 392

3) «Табакат ибн Са'д» т. 2. стр. 164. т. 6. стр. 118

4) «аль-Исаба» т. 2 стр. 468

Другие статьи в этом разделе

АЛИ РАМИТАНИ

Один из величайших ученых ислама. Известен под именами Хаджи Азизан и Пир-и Нессадж. Воспитанник Махмуда Инджирфагнави. Родился в деревне Рамитан в 15-и километрах от Бухары. Здесь и начал получать свои знания. За очень короткое время он стал обладателем огромного багажа знаний. С огромным удовольствием посещал уроки величайшего ученого того времени Хаджи Махмуда Инджирфагнави. Получил лестные отзывы своего учителя. Достиг совершенства во внешних и духовных знаниях. Он стал одним из больших у...

ОТВЕТ ЖЕНЩИНЫ

Как-то к Хасану Басри (рахима-хуллаху тааля) пришла женщина и спросила: «О имам! В чем чистота религии? В чем ее достоинство? В чем богатство религии?» На что имам сказал женщине: Скажите вы, а мы вас послушаем.

- Чистота в совершений омовения. Достоинство – боязнь Аллаха и стесняться Его. Сила – намаз. Потому что Аллаху тааля восхвалял застенчивого раба. Богатство – знания. Потому что если нет омовения то не будет чистой религия. Если нет стыда и нет б...


Москва

1445 год, 19 - Шаууаль.
2024 год, 28 - Апрель.
Имсак 1:09
Фаджр 1:48
Восход 4:43
Ишрак 5:53
Зауаль карахат 12:11
Зухр 12:43
Аср-и Аууаль 16:47
Аср 17:51
Исфирар 19:17
Магриб 20:14
Иштибак 21:39
Иша’а 23:08
Иша’а-и Сани 23:54