БЛАГОЧЕСТИВАЯ МАРИЯ
Женщина-сахаба, уверовавшая, когда была наложницей нашего пророка. Поскольку Мария (радиаллаху анха) была прислана в подарок Мукавкисом, правителем Египта-Александрии, ее родословная и дата рождения доподлинно неизвестны. Она умерла в Медине в последние годы халифата хазрати Умара в 16 году (м. 629), похоронена на кладбище Баки.
Наш пророк (саллаллаху алейхи уасаллям) подписал мирный договор с многобожниками-курайшитами Мекки, согласно которому они условились не воевать в Худайбии в течение десяти лет. После этого он отправил гонцов с письмами к соседним правителям и главам племен от самых близких до самых дальних, чтобы возвестить об исламе. Одно из таких писем было написано и отправлено через гонца византийскому наместнику Александрии, которого называли Мукавкисом. В качестве гонца был отправлен Хатиб бин Аби Белтеа (радиаллаху анх).
Наш пророк написал письма правителям и наместникам, чтобы призвать их к исламу. Затем, когда, собрав сподвижников (радиаллаху анх) он спросил: «О мусульмане! О те, кто ожидает от Аллаху тааля вознаграждения за все свои благие деяния! Кто из вас доставит это письмо Мукавкису Египта, наместнику Александрии, чтобы получить вознаграждение от Аллаху тааля?», находившийся там Хатиб бин Аби Белтеа тут же вскочил на ноги вдохновленный своей верой и сказал нашему пророку (саллаллаху алейхи уасаллям): “Я доставлю!”
Наш пророк был очень доволен таким поведением и ответом Хатиба бин Аби Белтеа (радиаллаху анх) и вознёс дуа: «О Хатиб! Пусть Аллаху тааля сделает твою обязанность, которую ты взял на себя, благополучной и благословенной для тебя».
После совершения этого дуа Хатиб бин Белтеа (радиаллаху анх) получил письмо от пророка (саллаллаху алейхи уасаллям). Он попрощался с ним и отправился домой. Попрощавшись со своей семьей отправился в путь, сначала посетив Египет. Не найдя там Мукавкиса, направился в Александрию. Он вручил письмо нашего пророка (саллаллаху алейхи уасаллям) Мукавкису, который находился в здешнем дворце. Мукавкис с почтением вскрыл письмо пророка (саллаллаху алейхи уасаллям) и прочитал его. В письме было написано следующее:
«Бисмилляхиррахманиррахим. От Мухаммеда (саллаллаху алейхи уасаллям), раба и посланника Аллаху тааля, Мукавкису, правителю Египта и Александрии! Приветствую тех, кто обрел хидаят и встал на верный путь мира и покоя! Я призываю тебя к величайшей религии ислам, стать мусульманином! Стань мусульманином, обрети спасение, и тогда Аллаху тааля даст тебе двойную награду и воздаяние в загробном мире! Если же ты не примешь мое приглашение и останешься в стороне, то грех всех коптов ляжет на твою шею!... Письмо нашего пророка (саллаллаху алейхи уасаллям) заканчивалось 64-м аятом суры “Ал-и Имран” Священного Корана: «(Мой посланник), скажи: “О люди Книги (христиане и иудеи)! Придем к слову, которое уравнит (несогласие) между нами и вами. Будем поклоняться только Аллаху и не будем придавать Ему товарищей ни других господ, кроме Его. Если же они откажутся, то скажите им: будьте свидетелями, что мы совершенно покоряемся воле Аллаха (т.е. мы мусульмане).
Прочитав письмо пророка (саллаллаху алейхи уасаллям), Мукавкис сказал: «Надеюсь это к лучшему, поздравляю тебя», и позвал гонца Хатиба бин Аби Белтеа (радиаллаху анх) к себе. Когда он спросил: «Есть некоторые вопросы, которые я хочу понять и спросить. Что ты скажешь?» Хатиб бин Аби Белтеа (радиаллаху анх) ответил: “Давайте поговорим”.
Мукавкис спросил: «Разве твой господин, письмо которого ты мне принес, не пророк?» Хатиб бин Аби Белтеа (радиаллаху анх): «Да, он раб и посланник Аллаху тааля». Когда Мукавкис получив этот ответ спросил: «Если он такой пророк, то почему он не проклял свой народ, который изгнал его с земли, где он родился, и вынужден был искать убежище на другой земле?», Хатиб (радиаллаху анх) ответил ему следующим образом: “Ты ведь веришь что Иса (алейхиссалям) - посланник Аллаху тааля? Поскольку Иса (алейхиссалям) был пророком Аллаху тааля, то, когда его народ схватил его и хотел распять на кресте, вместо того чтобы Аллаху тааля вознес его с земли на небо, не мог ли Иса (алейхиссалям) проклясть свой народ, чтобы Аллаху тааля уничтожил его?” Мукавкис не знал что сказать.
Некоторое время он молчал... Затем он сказал Хатибу бин Аби Белтеа: «Ты очень хорошо сказал. Ты из тех, чьи дела и повеления мудры и безошибочны. Ты говоришь правильно. Ведь ты пришел от человека, который обладает такими качествами!» После этой прекрасной беседы между ними Мукавкис взял письмо пророка (саллаллаху алейхи уасаллям), положил его своей рукой в красивую шкатулку из слоновой кости, запечатал ее и передал своему специальному слуге на сохранение. Но Мукавкис не принял ислам.
Хатиб бин Аби Белтеа (радыйаллаху анх) вернулся в Медину с письмом посланным пророку Мукавкисом, двумя наложницами по имени Мария и Сирин, египетскими тканями для пошива одежды, мулом по имени Дульдуль и прочими подарками. Подарки были приняты нашим пророком (саллаллаху алейхи уасаллям). Наш пророк (саллаллаху алейхи уасаллям) сам вскрыл письмо от Мукавкиса и, прочитав его, сказал: «Злой и глупый человек! Он не смог отказаться от своего правления. Он не сможет удержать ни своего богатства, ни своей власти».
Мария (радиаллаху анха), одна из наложниц, присланная Мукавкисом в подарок нашему пророку (саллаллаху алейхи уасаллям), после разговора с посланником Аллаха была поражена его беседой, красивой речью, скромностью и сразу же стала мусульманкой. Наш пророк (саллаллаху алейхи уасаллям) был очень доволен ее поведением и тем, что она стала мусульманкой. Он женился на Марие (радиаллаху анха) и включил ее в число своих жен.
Все браки нашего пророка совершались после женитьбы на Аише (радиаллаху анха) происходили по приказу Аллаху тааля. Это браки заключенные по религиозным, политическим соображениям, а также из-за милосердия. В сущности, его брак с наложницей Марией (радиаллаху анха) был таким же. В хадис шарифе сказано: «Все мои браки с моими женами и браки моих дочерей были заключены с разрешения Аллаху тааля, принесенного Джабраилом (алейхиссалям)». Мария (радиаллаху анха) тоже возвысилась до той степени, к которой все стремились, но не могли достичь. Она уверовала и завоевала всеобщее уважение как мать всех мусульман. Именно ее уверование в Аллаху тааля и то, что она стала мусульманкой, как только увидела нашего пророка (саллаллаху алейхи уасаллям), принесло ей это уважение и почет.
От Марии (радиаллаху анха) у нашего пророка (саллаллаху алейхи уасаллям) был сын по имени Ибрахим. По этой причине она удостоилась чести стать второй женой пророка (саллаллаху алейхи уасаллям) после благочестивой Хатиджи, у которой родился ребенок. Сын посланника Аллаха (саллаллаху алейхи уасаллям) Ибрахим был отдан на воспитание молочной матери в деревню Авали, расположенную за пределами Медины. Наш пророк (саллаллаху алейхи уасаллям) часто приходил в эту деревню навестить своего сына и относился к нему с любовью и милосердием. Однажды он отправился в ту же деревню, чтобы навестить своего сына Ибрахима. Увидев, что его сын собирается отдать свою душу, он тут же обнял его, начал гладить его по волосам. Через несколько минут, когда Ибрахим скончался, он сказал: «О Ибрахим! Мы очень сожалеем о твоей смерти. Наши глаза плачут, наши сердца болят. Но мы не скажем ни одного слова, которое могло бы обидеть нашего Господа». В этот момент из его глаз текли слезы. Когда, видя такое состояние пророка, его друг Абдуррахман бин Ауф (радиаллаху анх) спросил: «О посланник Аллаха, вы тоже плачете?», посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уасаллям) ответил: “Я не запрещаю вам плакать, это не в руках и не в воле человека. Но я запрещаю вам громкий плач, причитания и обычаи невежества. Это - против довольства Аллаху тааля. Но невольно проливать слезы и скорбеть дозволяется”. Это наглядное объяснение мусульманам, что скорбеть по умершему разрешается без криков, разрывания одежды и ширка по отношению к Аллаху тааля.
В тот же день (день погребения Ибрахима) произошло затмение солнца, и все вокруг потемнело. Все, кто видел это, связывали это со смертью сына нашего пророка (саллаллаху алейхи уасаллям) Ибрахима. Услышав это, пророк (саллаллаху алейхи уасаллям) сказал: «Луна и солнце — это два знамения Всевышнего Аллаха. Они не затмеваются из-за чьей-либо смерти», объяснив своим сподвижникам, что это событие является природным явлением.
Жизнь благочестивой Марии и ее сына Ибрахима послужила для мусульман поводом для предостережения по многим исламским вопросам. Так как Мария (радиаллаху анх) была очень спокойной, тихой, от нее не было передано ни одного хадиса. Мария (радиаллаху анха) умерла в 16 году (637 г. н.э.) в последние годы халифата досточтимого Умара.
1) «Мавахиб Лядуннийа», том 1, стр. 242
2) «Аль-Исаба», том 4, стр. 405
3) «Хилйат-уль-авлийа», том 2, стр. 70
4) «Табакат Ибн Саад», том 8, стр. 212
5) «Аль-Истиаб», том 4, стр. 410
6) «Анвар-уль-Мухаммедийа», стр. 158
7) «Там Ильмихал саадати абадийа», стр. 1020