МАСРУК БИН АЛЬ-АДЖДА (радиаллаху анх)
Знаменитый факих и муфассир из табиинов. Его имя Масрук бин аль-Аджда бин Малик бин Умай бин Абдуллах бин Мурр аль-Хамадани аль-Куфи, а кунья Абу Аиша. Дата рождения неизвестна. Пал шахидом во времена досточтимого Али в 63-м году хиджры (683 г.). Славился как абид (совершающим много поклонений) и сика (надежным) ученым. Выходец из Йемена. Во времена Абу Бакра прибыл в Медину. Позже переселился в Куфу. Участвовал в войне Кадисия где получил ранение. В качестве трофея ему досталась джария/наложница. Зарабатывал на жизнь доставкой воды из Евфрата. Халиф Умар, встретив его спросил как его зовут: «Масрук бин аль-Аджда - ответил он. Аджда – это шайтан. Отныне ты Масрук бин Абдуррахман». После этого, его знали под таким именем. В арабском, слово «Аджда» имеет смысл как выражающийся плохими словами, пререкающийся.
Досточтимый Масрук стал передатчиком хадисов от Абу Бакра, Умара, Османа, Али, Муаз бин Джабаля, Хабба бин Эрета, Ибн Масуда, Убай бин Ка'ба, Мугиры бин Шу'ба, Зайд бин Сабита, Ибн Умара, Ибн Амра, Ма'киль бин Синана и досточтимой Аишы, Умм Салямы, Убайд бин Умайра (радиаллаху анхум) и еще многих сахабов. От него передали хадисы Мухамммед бин Мунташир, Абу Вали, Ша'би, Ибрахим Нахаи, Абу Исхак ас-Сабии, Яхья бин Сабит, Абдуррахман бин Мас'уд, Аб'уш Ша'ша, Абдуллах бин Мурра, Макнуль аш-Шами и еще многие ученые. Он приложил огромное усилие для получения знаний. Ша'би про это сказал: «Я не видел никого другого кто так хотел знаний». Такой именитый табиин как Ша'би сказал: Масрук знал фетву лучше Кади Шурейха, а Шурейх знал судейство лучше него. Он из самых первых учеников Абдуллаха бин Мас'уда (радиаллаху анх), совершал намаз за досточтимыми Абу Бакром, Умаром и Али. Иджли про него сказал: «Он табиин, надежный рави из Куфы. Он обучался у Абдуллаха бин Мас'уда тилавату Корана и фикху». Переданные им хадисы были достоверными и были помещены в знаменитый сборник из шести книг «Кутуби ситта». Ибн Хиббар, упоминая о его надежности в передаче хадисов, сказал: «Масрук в Куфе был человок который больше всех остальных совершает поклонения». Жена Масрука, рассказывая о его состояниях: «Масрук настолько долго стоял в намазе что его ноги отекали. Клянусь Аллахом, когда выпадала возможность и я садилась за его спиной, то плакала видя его состояние». Когда во время рамазана становился имамом в намазе, то за один ракат прочитывал суру «Анкабут».
Во время пребывания в хадже, не преклонял голову ни для чего кроме суджуда, совсем не спал, был занят только поклонениями. Масрук (радиаллаху анх) был обладателем наивысшей стадией таваккуля. Любил обладателей таваккуля. Досточтимый Имам Газали, в своей книге «Ихья-и улюмуддин» пишет: Масрук говорит: у бедуина проживающего в песках был один ослик, одна собака и один петух. Петух был нужен чтобы будить утром на намаз. Собака служила сторожем. Ослик таскал воду и шатер при переезде. Но бедуин обладал большим таваккулем и толковал все к хорошему. В один из дней лиса унесла петушка. Это очень сильно расстроило семью бедуина. Но сам хозяин сказал: «Возможно это лучше для нас». В одну из ночей осла съел волк. Семья стала переживать но бедуин сказал: «Возможно так будет лучше». Спустя какое-то время умерла собака. Опять дети начали сильно переживать что остались без собаки. Но бедуин сказал: «Возможно это лучше для нас». Но одним утром они обнаружили что всех соседей забрали в плен разбойники. Потому что ночью животные подняли шум и сделали их легкой добычей разбойников. Но так как у бедуина уже не осталось никакой живности, никто не узнал об их существований. Это означает, что для него гибель животных была лучше, как он и просил. Тот, кто знает скрытые милости и добро Всевышнего Аллаха, тот кто всецело полагается на Него, всегда доволен Его делами». Этими словами Масрук сообщает о таваккуле Всевышнему Аллаху и как быть Им довольным, приводит для этого доказательство.
Он сказал: «Никому так не завидую как тому, кто совершенно спокойно находится в своей могиле уверенный что спасен от наказания Аллаху тааля, Он далекий от мирских забот и не имеет печали». Каждое свое деяние он совершал ради Аллаха, всегда думал о своем ахирате. Как-то он помог одному человеку. В благодарность тот подарил ему раба. Но Масрук обиделся на такое. Отправил раба обратно со словами: «Если бы в начале я знал что ты думаешь то, не стал бы тебе помогать. После этого не жди от меня помощи». Досточтимый Масрук крайне уважительно относился к дружбе и выполнению данного слова.
Чтобы расчитаться с долгами своего брата Хайсамы, влез в долги и оплатил долг не сказав ему об этом. Когда у него спросили: «Достаточно ли человеку раскаяния за убийство верущего?» он ответил: «Я не могу закрыть дверь открытый Всевышним Аллахом». Масрук (радиаллаху анх) передал: «Расулуллах отправил Муаза бин Джабаля в Йемен для сбора налогов и по поводу закята сказал: ʺС 30-и коров телку или бычка, с 40-ка коров 3-х летнего верблюдаʺ».
Масрук (радиаллаху анх) спросил у досточтимой Аишы: Какое поклонение пророк любил больше всего? Аиша (радиаллаху анха) ответила «Которую не прекращают».
Также по риваяту досточтимой Аишу, Масрук передал: «Досточтимая Аиша передала: Увидев расулуллаха (салаллаху алейхи уасаллям) голодным я заплакала и сказала ему: ʺО расулуллах! Если бы только попросил, то Аллаху тааля увеличил твой ризк». Тогда он сказал:
«О Аиша, клянусь Тем в чьих руках моя жизнь, если бы я пожелал, то Аллах превратил бы эти горы в золото и они передвгались бы за мной куда бы я не шел. Но я выбрал сытость этого мира на голод, бедность на богатство, лишение на обустроенность. О Аиша, дунья не нужно Мухаммеду (алейхиссалям) и его семейству. О Аиша, также как Всевышний Аллах пожелал от всех улуль азм пророков терпения от лишений этого мира, так и пожелал от них проявлять выдержку и терпение перед удовольствиями этого мира и избегать их. Я согласился с этим и вкусить то же что дали этим пророкам: «Ты прояви такое же терпение как и пророки улуль азм». Клянусь я следую Ему и проявлю, насколько хватит сил, такую же выдержку как и эти пророки. Сила и мощь принадлежат только Аллаху тааля».
«Не говорите о покойных плохое. Они получили в ахирате то что принесли с собой из этого мира».
1) «Ихья-у улумуддин» т.4 стр. 434
2) «Тахзиб-ут-тахзиб» т.10 стр 109.
3) «аль-Исаба» т.3 стр 493.
4) «аль-А'лям» стр 215.
5) «Табакат ибн Са'д» т.6 стр 76