ЗЕНГИ АТА
Из величайших авлия/праведников Туркистана. Потомок Арслан Баба, первого наставника Ахмеда Яссави. У Ахмеда Яссави было четыре наместника. Мансур Ата, Сайд Ата, Сулейман Ата, Хаким Ата. Возможно два последних имени это один человек, так как еще называют Сулейман Хаким Ата. Мансур ата - сын Арслан Баба, наставника Ахмеда Яссави. Первые знания получил у своего отца. Затем был отдан на воспитание досточтимому Ахмеду Яссави. Стал ученым захири (внешних) и батини (внутренних, глубоких духовных) наук. После смерти в 594-и году х. (1197 г.) его наместником стал сын Абдулмалик Ата. Но после скорой кончины Абдулмалика Ата, его наместником стал сын Тадж Ходжа. Тадж ходжа покинул этот мир в 596-м году х. (1199 г.). Зенги Ата был сыном Тадж Ходжи.
Зенги Ата долгие годы изучал захири и батини науки у своего деда и отца. Перешел на службу к Хаким Ата, наместнику Ахмеда Яссави. Обрел большую пользу от его глубоких знаний и файза. Жил в Ташкенте, пас скот жителей этого города. Его учитель Хаким Ата покинул этот мир в 582-м году (1186 г.) и был захоронен в Аккургане (Бакырган) что в Хорезме. Самый знаменитый его наместник Зенги Ата, женился на Анбер Ана (Анбар Биби), которая была женой Хаким Аты. Это произошло так:
Хаким Ата был человеком смуглым. Как-то его жена Анбер Ана подумала про себя: «Ах если бы мой муж не был настолько смуглым». Но Хаким Ата, по воле Всевышнего Аллаха понял ее мысли и сказал ей: «Я тебе не нравлюсь, но после меня, у твоего нового мужа белыми будут только зубы!» Анбер Ана пусть и расплакалась и раскаялась за свои мысли, но любимый раб Аллаха уже обратился с дуа. Незадолго до своей смерти, Хаким Ата вызвал своих сыновей Мухаммед Ходжа и Асгар Ходжу из Хорезма где они учились. Он им сказал: «После моей смерти к вам явятся кутби абдалы (Чилтан. Кутби мадар. Праведники, число которых никогда не превосходит 40 человек) среди которых будет смуглый человек с плохим зрением и хромотой. Когда закончится срок иддат вашей матери, выдайте за него вашу мать». Так и случилось. После его смерти пришли те самые сорок человек праведников. Один из них отстал и шел позади. Досточтимый Зенги Ата подходил под описание отца. Зенги Ата был чабаном в окрестностях Ташкента. Кроме пухлых губ и зубов он был совсем темным. Когда закончился срок иддата у Анбер Ана, Зенги Ата отправил к ней сватов. Но она не приняла предложения со словами: «Я не выйду замуж после Хаким Ата. Тем более за такого темненького как он!» Но после такого у нее отнялось все тело. Она даже не могла повернуть головой и чувствовала себя очень плохо. Об этом сообщили Зенги Ата. Зенги Ата отправил ей человека и велел передать: «Вспомни как ты подумала: ʺАх если бы Хаким Ата не был настолько смуглымʺ то муж, узнав об этом по воле Аллаха, сказал: ʺСкоро станешь женой человека который смуглее меняʺ». Анбер Ана поняв что так предписано Аллахом, дала свое согласие. В тот же миг ее тело обрело прежнее состояние. Она вышла замуж за Зенги Ата. У них появились дети. Из их потомства появились благородные люди, авлия и алимы.
Зенги Ата содержал семью выпасая скот в предгорьях вблизи Ташкента. Пока скот пасся он совершал намазы, после намазов читал Священный Коран, читал зикры. Скот который он выпасал в равнинах собирался вокруг него, переставал пастись и молча слушали его. Вечером он нес на себе собранные днем дрова для дома. В один из дней, когда он только собрался поднять на себя дрова, к нему подошли четверо юношей. Они поздоровались, он ответил на приветствие. Расспросили друг друга кто они и откуда. Юноши рассказали что в одном из Бухарских медресе закончили курс по внешним наукам и теперь ищут одного ученого который должен обучить их внутренним, духовным наукам. Зенги Ата сказал им: «Постойте, я вам скажу где находииться этот человек». Юноши обрадовались. Зенги Ата повернулся во все четыре стороны вдыхал воздух и затем сказал: «Оказывается, ваш удел от этой науки находится только у меня». Эти четверо молодых людей; Узун Хасан Ата, Сейид Ата, Садр Ата и Бадр Ата, позже станут халифами/наместниками Зенги Ата. Первыми, словам Зенги Ата, поверили Узун Хасан Ата и Садр Ата. Поэтому они первыми достигли совершенства. Сейид Ата и Бадр Ата не стали так думать. Сейид Ата подумал: «Как это я, потомок пророка (салаллаху алейхи уасаллям), и выпускник медресе стану учиться у какого-то пастуха» но тем не менее не стал покидать ряды своих друзей. Подобное его отношение закрыло ему пути. Все его труды не принесли никакого результата. Его состояние не продвигалось и осталось на одном уровне. Сейид Ата осознав свое положение, понял что он обидел Зенги Ата. Придя к Анбер Ана начал просить у нее помощи. Анбер Ана посоветовала: «Ты сделай так, в эту ночь, накройся черной козьей шкурой и ляг на пути Зенги Ата. Чтобы выйдя на утренний намаз он увидел тебя и сжалился над тобой». Ночью, Анбер Ана попросила быть снисходительным к Сейид Ата и простить его. Зенги Ата сказал что простил Сейда Ата. Когда ранним утром вышел из дома для намаза, увидел на пути что-то чернеющее. Чтобы узнать что же это, потрогал ногами. Тогда, укрытый черной козьей шкурой Сейид Ата, прильнул к ногам Зенги Ата и начал просить прощения. Зенги Ата, сильно застеснявшись что у его ног лежит благословенный потомок пророка, начал успокаивать его и хвалить. Тут же Сейид Ата обрел совершенство.
Бадр Ада, другой халиф (наместник) Зенги Ата, настоящее имя которого Бадраддин Мухаммед. Он учился в Бухарском медресе вместе с Садр Ата, настоящее имя которого Садреддин Мухаммед, жили с ним в одной комнате, имели одинаковое образование, имели одинаковый уровень в развитий. После того как они стали учениками Зенги Ата, Садр Ата начал обгонять его в знаниях, а Бадр Ата, наоборот, начал терять свой прежний уровень. Поняв свое положение, Бадр Ата, со слезами на глазах пришел к Анбер Ана и рассказал о своем тяжелом положений. А Анбер Ана, улучив момент, рассказал ему о положений Бадр Аты. Зенги Ата обрадовался его раскаянию, затем улыбнувшись сказал: «При первой встрече со мной, узнав что я стану их учителем, он про себя подумал: ʺНеужели моим учителем станет этот чернокожий человек с огромными губами?ʺ. В этом и причина того, что он до сих пор не мог воспользоваться моими знаниями. А теперь он раскаялся, а ты выступила заступницей за него, я простил его!» После этого, Бадраддин догнал в развитий своего друга Садреддина.
Путь Ахмеда Яссави, который продолжил Зенги Ата, после него развивали Сейид Ата и Садр Ата. Сейид Ата поддерживал связь с Хаджи Азизан (Али Рамитани пири Нассадж). Наместники Садр Ата еще долгое время развивали путь Яссави. Его халифы/наместники - это Айман Баба, Шейх Али, Мавдуд Шейх. У Мавдуд Шейха есть двое известных наместников. Это Ходжа Абдуллах и Камаль Шейх. Наместник Ходжа Абдуллаха - Хадим Шейх, а его наместник Джамаладдин Бухари. Автор труда «Рашахат» приводит имя Джамаладдина Бухари. Зенги Ата покинул этот мир в 656-м году х. (1258 г.) и был похоронен вблизи Ташкента, в селений Зенги Ата на 11-м километре Самаркандской дороги.
Его усыпальница имеет широкую известность и посетители идут к нему непрерывным потоком. Убайдуллах Ахрар сказал: «Когда я приходил проведать могилу Зенги Ата, то слышал как из могилы доносится ʺАллах! Аллах!» Пусть Всевышний Аллах будет доволен ими всеми.
1) «книга Хаким Ата» стр 40.
2) «Хазинат-уль-асфия» ст р 40.
3) «Джавахир-уль-абрар мин амвадж-иль-бихар» (хазини) стр 47, 120.
4) «Рашахат айн-аль-хаят» т.1 стр 21.