ИБРАХИМ НАХА′И (радиаллаху анх)
Самый крупный факих и мухаддис среди табиинов. Основатель иракской школы фикха, его метода раи (кияс). Родословная Ибрахим бин Язид бин Асвад бин Амр бин Рабия бин Хариса бин Са'д бин Малик бин ан-Нахаи. Кунья Абу Имран. Выходец из Куфы, но так как происходит из йеменского племени Наха, то стал известен как - Нахаи. Дата рождения неизвестна. Жил в Куфе и умер в 96-м году хиджры (715 г.). Избегал известности и старался не находиться среди государственных служащих. Один из его друзей рассказывает, когда уходили от него, то он предупреждал: «Если меня кто-нибудь спросит, то говорите что не знаете где я. Потому что выйдя отсюда вы не будете знать где я нахожусь (в каком месте дома)». Свою прислугу предупреждал: «Если его будет искать человек который ему не нравится, то скажите: ''Ищите его в мечети''».
Ибрахим Нахаи из сахабов виделся с досточтимой Аишой и Саидом Худри (радиаллаху анх) и с другими сахабами. Но большинство его риваятов от табийнов. По некоторым сообщениям точно не неизвестно мог ли ли он видеться с досточтимой Аишой. Он учился хадисам и другим наукам у Халият-ул Асвада, Абудррахман бин Язида, Масрука, Алкамы, Абу Ма'мур Хаммам бин Хариса, Кади, Шурейха, Сахм бин Мунджаба и еще многих ученых. У него учились и передавали риваяты такие люди как Амеш, Хаммад бин Сулейман, Мансур, Ибн Авн Зайд-уль-Яни, Мугира бин Муксим-ис Саид. Был муфтием Куфийской общины.
От передатчиков хадисов рассматривал в первую очередь смысл и текст, и только потом самих передатчиков. Амеш про него сказал: «Ибрахим Нахаи был экспертом по хадисам. Слушал хадис, анализировал и только после этого принимал или же отвергал хадис. Пропускал некоторых передатчиков. При передаче хадисов делал отсылку. Но избегал такого по отношению к пророку. Вместо того чтобы сказать: «Пророк сказал так-то», предпочитал сказать: «такой-то из сахабов сказал то-то».
Ему сказали: О Аба Имран (Ибрахим) разве хадисы до тебя дошли не от пророка? Почему бы тебе не передать их нам. Он сказал: «Конечно же хадисы дошли от пророка. Но досточтимый Умар сказал: «Мне больше нравится и я считаю лучше сказать: Абдуллах ибн Аббас, Алкама сказал». Т.е. тем самым не стать передатчиком слов которые пророк мог и не говорить, чтобы тем самым избежать угрозы которая исходит в хадисе: «Тот, кто говорит что-то от моего имени которое я не говорил, пусть готовит себе место в аду». Изучал фикх из риваятов, риваяты толковал по методу раи, разбирая, толкуя риваяты, т.е. совершая иджтихад. В этом отношений, Ибрахим Нахаи факих метода раи и школы фикха на этой основе.
Раи – путь кияса/сопоставления аналогий. Если в каком-либо вопросе нет открытых сообщений в аятах и хадисах, то берется во внимание аналогичное решение ученых в этом вопросе. Этот метод называют «путь раи». Ибрахим ан-Нахаи не говорил пока не спросят, не говорил какое есть решение пока не потребуется фетва. Не строил гипотезы, говорил мало. Даже были такие дни когда он не разговаривал от времени асра до наступления вечера. Он говорил: «Очень люблю молчать. Если бы было это возможно, то не разговаривал бы вовсе». Скрывал свои добрые дела, всегда избегал внимания к себе. Не совершал поклонения где его могли бы увидеть, даже стоя за колонной в мечети, можно сказать даже не оставался сидеть в мечети. Он сказал: в качестве нанесенного вреда человеку в мирской и духовной жизни ему достаточно быть знаменитым, когда указывают на него. От подобного вреда человека спасет только защита Всевышнего Аллаха. Люди, которых мы знали, не любили когда при каком-либо собрании кто-то упоминал об их хороших деяниях.
Во время его похорон, Шаби сказал: «Вы похоронили самого лучшего ученого факиха среди людей». «Он знал лучше Хасана Басри?» задали ему вопрос. «Да. Он знал фикх больше Хасана Басри. Он факих Басры, Куфы, Шама и Хиджаза» ответил он.
А Абдулмалик бин Аби Сулейман сказал про него: «Саид бин Джубейр сказал: ʺпочему вы у меня спрашиваете что-то из фикха когда среди нас присутствует Ибрахим Нахаиʺ указывая на высочайший уровень его знаний».
Пусть некоторые сообщения указывают что он не виделся с досточтимой Аишой, а некоторые указывают что виделся но не мог передать от нее хадисы, так как был еще в маленьком возрасте, но правда в том что он виделся с Аишой (радиаллаху анха). Досточтимый Амеш сказал: «Я не слышал чтобы Ибрахим говорил что-то от себя». Он сказал: «Никогда не находитесь рядом с обладателями хава (те кто следуют за прихотями нафса)». Абу Хамза один из его учеников, спросил: «Вы мой имам, я следую за вами. Расскажите мне что такое хава». Ибрахим сказал «Отвергни хава (прихоти нафса). Потому как Всевышний Аллах не создал из хава доброго даже с горчичное семя. Вот в чем дело».
«Защищайте себя от чужаков» сказал он. Если больной скажет что ему лучше, вознесет хвалу Аллаху и проявит признательность за болезнь, то не будет считаться что жалуется на свое состояние. Такой человек из тех, кто проявляет терпение, не из тех кто жалуется и ропщет.
«Сабр/терпение – самое ценное вознаграждение после имана которое раб Аллаха получит за все невзгоды на пути Аллаха».
«Даже одно слово алима/ученого или обычного человека сказанное для благоволения и любви, доведет его до ада. А теперь подумайте о положений тех кто говорил с подобным намерением от начала разговора до конца. Каждое свое слово произносите только ради Аллаха. Если нет, то лучше молчите».
Во время намаза уходил в забытье. По завершению намаза, словно тяжелобольной, оставался сидеть на протяжений часа. Много читал Коран и здесь мог уходить в забытье. В один из дней некий человек пришел посетить его. Ибрахим Нахаи тут же закрыл Коран и сказал: «пусть он не подумает что я все время занят чтением Корана». Со всеми поддерживал хорошие отношения и был очень вежливым. Не презирал согрешившего человека. Он говорил: «Не прерывай отношения с согрешившим другом. Если сегодня нагрешил так завтра может раскаяться». У всех скрывал недостатки. Говорил: «Не говорите другим об ошибке ученого. Потому что алим может сразу же исправить ее». Каждое свое действие делал только ради Аллаха, не отступал от верной дороги и ничего не говорил для мирского, для выгодного для себя положения. Для не имело никакой ценности мирское, избегал сомнительного. Он говорил: «Людей губят накопление большого богатства и многословие». У него спросили: Что лучше, быть честным торговцем или в одиночестве заниматься поклонениями? На это ответил так: «Лучше быть честным продавцом. Потому что он борется с шайтаном при отмере, взвешиваний, когда берет и когда дает». Боролся с нововведенцами, указывая на неправильность их вероучении и поклонении, этим самым неся службу на страже ислама. Он является наставником Хаммада, учителя имама а'зама Абу Ханифы.
Как-то речь зашла о секте мурджиитов: «Клянусь Всевышним Аллахом, после иудеев и христиан я не люблю их». Как передал Абдуллах ибн Хаким, при Ибрахиме Нахаи речь зашла о досточтимых Али и Османе. Когда кто-то из присутствующих сказал что степень досточтимого Али выше досточтимого Османа, он прогнал этого рафидита со словами: «Это твое мнение, не надо находиться рядом с нами». Еще как-то он сказал: «Я больше желаю упасть с небес и быть раскрошенным на куски чем сказать что нибудь плохое про Османа». Аби Хамзат-иль А'ваз передает: Как-то пришел к Ибрахиму Нахаи когда нововведенцы Куфы стали чувствовать себя весьма вольготно и обратился к нему: «О Аба Имран (Ибрахим), разве ты не видишь какое распространение получили в Куфе нововведения?» Он тяжело вздохнул и сказал: «Нововведенцы хотят создать новую религию. Их религий нет ни в книге Аллаха ни в сунне расулуллаха (салаллаху алейхи уасаллям). Они скажут что их заблудшая религия правильная, что их путь истинный. А путь ахли сунны объявят заблудшим. Поистине, они отвергли путь Мухаммеда (алейхиссалям). Не заводите дружбу с этими нововведенцами. Защищайте себя от их вреда». Ибрахим Нахаи сказал: «Если человек проснувшись утром, 10 раз прочитает, - ʺО всеслышащий, всевидящий Аллах, защити меня от зла проклятого шайтанаʺ, то Аллаху тааля защитит его от зла шайтана до самого вечера. Если прочитает ночью, то защитит до самого утра».
Увидев одного из государственных служащих проходящим по чужому засеянному полю, сказал: «Разбойничать на большой дороге, нанося вред мусульманам, покажется не таким большим грехом, чем вносить нововведения в религию».
Религиозно-правовые решения в мазхабе ханафи начинает свой путь от такого сахаба как Абдуллах бин Мас'уд (радиаллаху анх). Т.е. глава школы имам а'зам Абу Ханифа обучился фикху у Хаммада, тот у Ибрахима ан-Нахаи, он у Алкамы, Алкама бин Кайс учился у Абдуллах бин Мас'уда, а он у нашего пророка (салаллаху алейхи уасаллям).
Ибн Абидин в 1-м томе, на странице 35 говорит: «Наука фикх все равно что хлеб который необходим всем. Засевал поле семенами Абдуллах бин Мас'уд (радиаллаху анх). Он из именитых сахабов и самый знающий из них. Под присмотром его ученика Алкамы хлебное поле созрело. Его ученик Абрахим Нахаи снял урожай, свез в хранилище. Хаммад Куфи обмолотил зерно, а его ученик имам а'зам Абу Ханифа смолол зерно в муку. Абу Юсуф замесил тесто а Имам Мухаммед испек. Приготовленный таким образом хлеб до сих пор едят люди. Получив эти знания обустраивают и мирскую и загробную жизни. Имам Мухаммед, испеченный таким образом хлеб, разделил на 999 частей и передал своим ученикам. В шести книгах, если пишет «сагир», то, имеется ввиду что знания получены от Абу Юсуфа, если пишется «кабир», то, имеется ввиду что узнал о знаниях от самого имама а'зама».
«Как-то передо мной предстали рухи ученых мазхаба ханафи. Пришли Абу Ханифа, самый главный из его учеников, и его учителя. Среди них был и Ибрахим Нахаи. Я оказался погребенным под их нурами», досточтимый Имам Раббани таким образом повествовал о величии Ибрахима Нахаи.
Ибрахим Нахаи передал от Алкамы, тот от Абдуллах бин Мас'уда хадис от пророка: «Мою связь с этим миром можно сравнить с всадником остановившимся в жаркий день в тени дерева на короткий отдых и поехавшим дальше».
Когда попросили сделать тафсир 224-го аята суры «Бакара», то сказал: Аллаху тааля говорит: «Если человек клятвенно обещал отказаться от сила-и рахим/ родственных отношений, не быть к ним добрым, не примирять рассорившихся людей, то подобная клятва не должна ему мешать общению с родственниками, примирять рассорившихся людей и за свою клятву ему следует выплатить каффарат».
Он из имамов которые сообщили что в намазе, при совершений суджуда, на землю сначала ставятся колени и только потом ладони, что суджуд ас-сахв совершается после саляма. Что женщине нельзя выходить в путь без родных из числа махрам.
Ибрахим Нахаи ученый мухаддис, большой ученый в науке фикх и муджтахид. Он воспользовался фикхом и от досточтимого Али и от Абдуллаха бин Мас'уда и от досточтимого Умара.
1) «Вафаят-уль-а'ян» т.1 стр. 25.
2) «Табакат-и Ибн Са'д» т. 6 стр. 270.
3) «Тахзиб-ут-тахзиб» т. 1. Стр. 80. 177.
4) «Хулят-уль-авлия» т. 1. Стр. 80.
5) «аль-А'лям» т. 1. стр . 80.
6) «Мифтах-ус-са'ада» т. 2. Стр. 20. 22. 200.
7) «Камус-уль а'лям» т. 1. стр. 584.
8) «Там ильмихал саадати абадия» стр. 1021.
9) «Тахзиб-уль-асма ва ва'ль-луга» т. 1. Стр. 104.
10) «Файдалы бильгилер» стр. 16.