1. Главная >
  2. Сподвижники, ученые, праведники >
  3. МУГИРА-ТАБНИ ШУ'БА (радиаллаху анх)

МУГИРА-ТАБНИ ШУ'БА (радиаллаху анх)

Из знаменитых сахабов и правителей. Имя Мугира, кунья во времена первого столетия Абу Иса, позже Абу Абдуллах. Нисба: Мугира бин Шу'ба бин Аби Амир бин Мас'уд бин Му'таб бин Малик бин Ка'б бин Амр бин Ауф бин Кайс. Происходит из Таифского племени Сакиф. Родился в Тайфе до начала пророчества, в 600-ом году. Умер от чумы в Куфе в 50 году (670 г.).  

В 5-м году хиджры (627 г.), в городе Таиф, из-за разногласии со священниками идола Лата, прибыл в Медину. Удостоился чести обрести веру во время сражения в Хандаке. Рядом с пророком участвовал в войнах для защиты ислама. Находился рядом с расулуллахом, оказывая ему поддержку. Был командиром отрядов которые участвовали в сражениях. Присягнул верности пророку при Шаджараи Ридван (клятва под деревом). Находился рядом с пророком при заключений Худайбийского соглашения. Курайшитские мушрики отправили его дядю Урву бин Мас'уда, вождя племени Бани Сакиф, в качестве посла. Во время переговоров Урва захотел взять в руки бороду пророка и погладить, как это было принято во времена джахилии. Мугира (радиаллаху анх) тут же навел на него наточенный кончик своей сабли и помешал ему, не дав прикоснуться к благословенной бороде пророка (салаллаху алейхи уасаллям). Дядя был поражен подобной привязанностью и преданностью к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи уасаллям). Мугира (радиаллаху анх) стал участником взятия Мекки, сражений при Хунейне и Табуке. В Таифе, когда его племя было удостоено ислама, его дядя пал шахидом, а сакифцы подвергались преследованиям и пыткам. Когда информация о ситуации с сакифцами дошла до пророка, то Мугира был отправлен в город Таиф, чтобы разбить идолов. Он отправился в Таиф с отрядом воинов и разбил всех идолов, включая Лата. Женщины Таифа, рыдавшие при крушений идолов, увидев что это всего лишь груда камней, все до единого искренне стали мусульманами. Они уверовали в Аллаху тааля, в Его безграничное могущество и в то, что пророк Мухаммед (алейхиссалям) – Его посланник. Мугира (радиаллаху анх) вернулся в Мекку к посланнику Аллаха. Стал участником прощального хаджа. Участвовал в подготовке пророка в последний путь и процессе захоронения. После того, как тело пророка было опущено в могилу, он вместе с землей уронил в могилу свой перстень. Попросив у Али (радиаллаху анх) разрешения спуститься в могилу, забирая перстень он погладил ноги пророка. Таким образом он стал последним кто прикоснулся к благословенному телу посланника Аллаха. И поэтому он говорил: «Я последний из людей кто побывал рядом с пророком».

Во времена правления досточтимого Абу Бакра, получил одну из ведущих должностей в армий отправленной для подавления муртадов и объявившего себя пророком Мусайлимату'ль-Каззаба. Воевал против муртадов в Ямамском сражений, в Шаме и Ярмуке воевал против римлян. В Ярмуке получил ранение одного глаза. Во времена правления досточтимого Умара участвовал в завоеваний Ирака. В сражений при Кадисие, положившей конец Иранской Сасанидской империй, выполнил функцию посла. Иранские военачальники были удивлены, увидев простую одежду и достоинство Мугиры (радиаллаху анх) на пышном фоне иранского командного дворца сасанидов, которое зиждилось на угнетении и несправедливости, и вычурной одежды командного состава своей армий. Иранцы думали, что они будут говорить жестко и напугают мусульман. Когда настала очередь Мугиры бин Шу'ба, он твердо и уверенно начал говорить:

"Согласно положениям ислама, перед Всевышним Аллахом все равны. В этом отношении ни у кого нет никаких привилегий по отношению к другому. Кроме того, не существует такого понятия, как султанат... (глава государства - слуга своего народа)". Слушая эти слова Мугиры бин Шу'ба, иранская делегация в недоумении смотрела друг на друга, думая, что сказать и что делать дальше. Рустам, главнокомандующий Ирана, который еще больше удивился и встревожился, показал Мугире бин Шу'бе свой меч, украшенный рубинами, жемчугами и алмазами, и сказал: "Господин посол, этот меч целовали многие люди". Мугира бин Шу'бе, который был великим гением, ответил следующим образом: 

"Они делали это заискивая перед тобой, и целовали ножны, а не меч". Затем он вынул свой меч и сказал: "Этот меч еще острее и отточен более лучше твоего меча". После этих безрезультатных переговоров Мугира бин Шу'бе проявил большой героизм в битве при Кадисие, и мусульмане одержали победу.

Досточтимый Умар в 17-м году (639 г.) назначил его правителем Басры, позже назначил также и правителем Куфы. Во времена правления в Басре ввел метод ведения учета доходов и расходов и письменной фиксации всего происходящего. Этот метод понравился халифу Умару (радиаллаху анх), и он разрешил продолжать эту практику. Он участвовал в победоносных сражениях при Нехавенде и Хамадане. Во время правления Усмана он был призван в Медину и назначен на различные службы.

В 41 году (661 г.) был назначен правителем Куфы. Когда в Куфе появились хариджиты, то, убил их лидеров и наказал их сторонников. Подавил восстание Хариджитов. Заслужил признание халифа Муавии (радиаллаху анх). Он оставался правителем Куфы до самой своей смерти. Умер в Куфе, в месяце шабан, в 50-м году (670 г.) в возрасте семидесяти лет.

Мугира бин Шу'ба (радиаллаху анх) был очень талантливым и очень хорошим организатором. Его ум и интеллект высоко ценил и халиф Муавия (радиаллаху анх). Он мгновенно решал большие проблемы благодаря своему превосходному видению и находил выход даже из самых сложных ситуаций. Он был сведущ в религиозных науках и благоразумен. Он дал образование многим ученикам, обучал их религиозным наукам и передавал хадисы. Его сыновья Урва и Хамза а также Урва бин Зубайр, Хубайра бин Вахия, Мисвар бин Махзан, Кайс бин Аби Хазим, Масрук бин Азда, Нафи бин Джубайра, Ибн Мутам, Амр бин Вахб были его учениками. Он передал сто тридцать три хадиса.

Он сказал: «Когда человек войдет в свой дом с приветствием, то шайтан скажет: ʺТеперь я не смогу здесь остатьсяʺ. Когда человек сев за стол и начиная есть, упомянет имя Аллаха, то есть произносит Бисмилляхи, то дьявол скажет: «Теперь для меня здесь не осталось места и нет для меня ничего съестного». Когда человек перед тем как выпить воду упомянет имя Аллаха, то дьявол скажет: "Теперь я не смогу остаться, поесть и попитьʺ. После этого шайтан покинет этот дом с пустыми руками.   

Хадисы которые он лично передал от пророка:

«Говорить от моего имени ложь, не все равно что передать ложь от другого человека. Тот кто намеренно передает ложь связывая это с моим именем, то пусть готовится к своему месту в аду».

«Покойник по которому причитали и рвали на себе волосы, будет испытывать из-за этого мучения».  

«Не говорите плохо о покойниках. Этим самым вы можете обидеть его еще живых родных».

«Аллаху тааля запретил вам выступать против матерей, предавать земле живых дочерей, отказываться от выплаты долгов».

Мугира бин Шу'ба пожелал жениться на одной женщине. Пророк спросил: «Ты видел ее?» Мугира ответил что не видел. Расулуллах (салаллаху алейхи уасаллям) тогда сказал: «Тебе надо увидеться с ней. Потому что такая встреча поселит между вами любовь».  

Мугира бин Шу'ба передал как пророк после намаза прочитал это дуа:

«Нет никакого божества кроме Аллаху тааля. У Него нет также и сотоварища. Он владелец всего. Только он достоин хвалы. Его мощи хватит на все. Никто не может воспрепятствовать Ему. Если нет Твоего милосердия, то имущество не принесет владельцу пользы».

1) «Аль-истиаб» том 3 стр 388.

2) «Усуд-уль-габа» том 3 стр 406.

3) «Табакат ибн Са'д» том 3 стр 385.

4) «Асхаб-и кирам» стр 361.

5) «Сияр-и а'лямун-нубаля» том 3 стр 16.

           6) «Аль-исаба» том 3  стр 452.

Другие статьи в этом разделе

ОСМАН БИН МЕРЗУК

Осман бин Мерзук аль-Куреши ученый мазхаба Малики. Жил в Египте. Скончался в 1168 (Х. 564) году. Похоронен в кладбище Курафе, недалеко от могилы имама Шафии. Осман бин Мерзук, один из ученых который своими знаниями объединил науки фикх и тасаввуф. Все ученые и праведники его поколения признавали высокую степень его знании. Был очень уважаемым человеком в ученой среде. Известны его высказывания:

«Тому кто воспитал свой нафс, не нанесут вреда похвальбы в его адрес. Не завидно по...

ГОРЕЧЬ ПРИ ТЕРПЕНИИ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ БЛАГОПОЛУЧИЕМ

Обладатели мудрости говорят: Чтобы не терять блага и их стало больше нужно быть благодарным Аллаху. Аллаху тааля сказал: «Если будете благодарны моим благам то, Я дам еще больше. Если нет то, отберу, дам сильные наказания». Досточтимый Джунайд Багдади сказал: ''Шукр (благодарность) - добро данное Аллахом, которая должна использоваться так как желает того Аллах, использоваться на Его пути.''

Никогда ни на что не нужно жало...


Москва

1445 год, 11 - Шаууаль.
2024 год, 20 - Апрель.
Имсак 2:00
Фаджр 2:31
Восход 5:01
Ишрак 6:10
Зауаль карахат 12:13
Зухр 12:44
Аср-и Аууаль 16:40
Аср 17:41
Исфирар 19:02
Магриб 19:58
Иштибак 21:17
Иша’а 22:32
Иша’а-и Сани 23:01