1. Главная >
  2. Сподвижники, ученые, праведники >
  3. МУХАММЕД БИН ХАНАФИЯ (радиаллаху анх)

МУХАММЕД БИН ХАНАФИЯ (радиаллаху анх)

Сын досточтимого Али. Мать Хавля бинти Джафар бин Кайс Ханафия. Поэтому его называют Ибн Ханафия. Родился в 21-м году хиджры. Умер в Медине в 71-м году хиджры (690 г.). Также его зовут Мухаммед Ханиф, Мухаммед Ханафия и  Мухаммед-уль-Акбар. Имя Мухаммед, кунья Абуль-Касым, по роду называют Мухаммед бин Али бин Аби Талиб, бин Абулмутталиб бин Хашим бин Абд Манаф бин Кусай.

Его кунья Абуль Касым, потому что, на это дал разрешение сам пророк.  Мухаммед бин Ханафия самый превосходный из сыновей досточтимого Али после Хасана и Хусейна. Досточтимый Мунзир Саври передает: «Я как-то сказал Мухаммеду бин Ханафия, - твое имя и кунья такое же как у досточтимого пророка. Насколько это дозволительно? Он ответил: ʺМой отец мне передал как он обратился к пророку: О расулуллах, если после вас у меня появится сын, то могу ли я дать ваше имя и кунью?ʺ Пророк ему ответил: ʺДа, можете своему сыну дать мое имя и мою кунью. Но кроме тебя не разрешено давать мое имя и кунью одному человекуʺ». Отец рассказал и это сказал: «Я получил разрешения у пророка (салаллаху алейхи уасаллям). Поэтому назвал тебя Мухаммед и дал кунья Абуль-Касым».

Абу Хамза говорит: В один из дней к Мухаммеду бин Ханафия подошел человек и поздоровался: «Ассаляму алейка о Махди». Ибн Ханафия сказал: Ты говоришь правильно. В   направлений людей к хидаяту и призыву к добру, к указаний верной, правильной дороги я Махди. Но не тот Махди (алейхиссалям) который появится перед судным днем, и чтобы не подумали такое здоровайся со мной: ʺАссаляму алейка о Мухаммедʺ или ʺо Абу Касымʺ. Не обращайтесь ко мне другим именем.

Мухаммед Бин Касым обладатель самых высших степеней знаний. Вместе с Абдуллах бин Аббасом записал в книги такие науки как фикх, хадис, тафсир. Досточтимый Мухаммед бин Ханафия достигнув высоких положений в отказе от  харамов и сомнительного, накоплений в себе всех прекрасных черт нравственности после которой ему была оказана особенная любовь и признательность своего благочестивого отца. Вместе с этим Ибн Ханафия (радиаллаху анх) был очень смелым, сильным и отважным. Об этом передается множество примеров. Как-то обнаружилось что кольчуга досточтимого Али оказалась длинной и потребовалось его немного укоротить снизу. Досточтимый Али указал в каком месте укоротить. Досточтимый Ибн Ханафия взял кольчугу в одну руку. А второй рукой оторвал ровно там где было указано.

Мухаммед бин Ханафия не пожелал участвовать в битвах при Джамале и Сиффине, но после слов отца: «Ты что сомневаешься в правоте отца?» встал в один ряд с ним и стал его знаменосцем. В отваге и мужестве ему не было равных. После того как его отец пал шахидом, чтобы не участвовать в распрях между Абдуллахом бин Зубайром и Абдулмаликом бин Марваном, переселился в Куфу. 

Когда в 65-м году (684 г.) в Тайфе умер Ибн Аббас, то джаназа намаз над ним прочитал Мухаммед Ханафия (радиаллаху анх). Находясь в Куфе два раза отложил свой хадж из-за политической нестабильности. Когда он отложил свой второй хадж, то его сторонники обратились к нему: «Мы находимся под твоим началом. Одно ваше слово и мы вступим в сражение». Но Мухаммед Ханафия (радиаллаху анх) своими проникновенными наставлениями и словами назидания посоветовал им отказаться от такой затеи. Позже, когда правление перешло в руки Абдулмалик бин Марвана, они все присягнули ему. Мухаммед бин Умар в своем письме ему сказал: «Я присягнул Абдулмалику. Советую вам поступить так же. Потому что нет причин не сделать этого. Вся умма присягнула Абдулмалику». На это, Мухаммед бин Ханафия направил письмо Абдулмалику: «Бисмилляхирахманирахим. Это письмо предводителю мусульман Абдулмалику от Мухаммеда бин Али. Я всегда был в стороне от распрей происходящих в этой умме и никому не присягал. Отныне все распри закончились и все поклялись тебе в верности. Знайте, я один из членов этой уммы. Я желаю мира и добра. Я тоже клянусь тебе в верности. Я вижу что люди отдали предпочтение тебе. Хочу чтобы вы проявили благородство. Если будете несправедливы и необъективны то не сохраните ни одно из проделанного вами добра. И поэтому, если не примете мою присягу и будете к нам несправедливы, то знайте что земля обширна».

Абдулмалик бин Марван прочитал письмо и посоветовавшись со своим окружением написал ответ: «О Мухаммед бин Али. Вы нам очень близки. Вы нам родные. Поскольку вы присягнули к нам, то знайте что я принял вашу присягу. Обещаю вам, что отныне вы находитесь на попечений Всевышнего Аллаха и расулуллаха (салаллаху алейхи вассалам). Вы и ваши друзья не увидят от нас никакого вреда. Возвращайтесь в свой город и занимайтесь своими делами. Пока я жив никто не причинит вам вреда». После этого, Абдуллах бин Марван приказал правителю Хаджаза и Ирака Хаджадж бин Юсуфу не причинять никакого вреда Мухаммеду бин Ханафия, не вмешиваться в его дела, быть к нему доброжелательным и всячески его поддерживать. После этого Мухаммед бин Ханафия вернулся в Медину. Обратился к Абдуллаху бин Марвану что хочет построить дом в районе Баки. Халиф тут же распорядился выделить участок земли и на свои средства построил для него дом.  Мухаммед бин Ханафия поселился в этом доме. Умер в Медине в 71-м году хиджры (690 г.). Джаназа намаз над ним совершил Абан, сын досточтимого Османа. Его дети Абдуллах, Хамза, Джафар, Ибрахим, Касым, Ибрахим, Абдуррахман и дочь Рукия.

Мухаммед бин Ханафия передал от своего отца Али (радиаллаху анх) следующий хадис: «Расулуллах (салаллаху алейхи уасаллям) сказал: Я проявлю шафаат своей умме. Даже Аллаху тааля будет спрашивать: О Мухаммед! Ты доволен? Я буду отвечать: О Аллах, конечно же доволен».

Мухаммед бин Ханафия (радиаллаху анх) сказал: «Если какой-либо человек будет любит сейидов и ученых, то, Аллаху тааля, каким бы он ни был грешником, предоставит ему множество добра».

«Пусть Аллах проявит свою милость к не взыскательному, защищающего свой язык и руки от плохого. Навещать людей любимых Всевышним Аллахом, слушать их беседы огромное благо. Покинувший этот мир с таким благом непременно удостоится добра Всевышнего Аллаха и рая где окажется вместе с теми кого любил».

«Не имеющее отношение к довольству Аллаху тааля пустое и не имеет никакого смысла».

«Для человека воспитавшего свой нафс этот мир не будет иметь ценности даже с горчичное семя».

«Всевышний Аллах создал рай в отместку нафсу. Не променяйте свой нафс на что-нибудь другое кроме рая».

1) «Табакат-и ибн Са'д». Том 5 стр. 91.

2) «Хилият-ульавлия». Том 3 стр. 91.

3) «Там ильмихал саадати абадия». Стр. 1017.

4) «Вафаят-уль-а'ян». Том 4 стр. 169.

5) «Ансаб-уль-ашраф». Том 5 стр. 214. 224. 260.

6) «Табакат-и Ширази». Стр. 62.

7) «Аль-а'лям». Том 6 стр. 217.

8) «Камус-уль-а'лям». Том 6 стр. 4190.

9) «Асхаб-и кирам». Стр 362.

Другие статьи в этом разделе

Продай свой халат!

продолжение

Сахабы услышавшие это, были безмерно рады. – О посланник Аллаха! Если вы поженили молодоженов таким образом, то нам нужно быть свидетелями? спросили сахабы. Да будьте свидетелями – ответил посланник Аллаха (саллалаху алейхи уассалам). этим самым закончился обряд бракосочетания.

ВЕРА ЧЕЛОВЕКА СТАНЕТ ИЗВЕСТНА ПЕРЕД СМЕРТЬЮ

Саид бин Абдулазиз Танухи ученый по фикху и хадисам мазхаба шафий. Родился в Шаме (в Дамаске) в 90-м (709 г.) году хиджры. Получив образование у местных ученых факихов и хадисоведов, стал муфтием Шама. Покинул этот мир в 167-м году (783 г.). Он говорил:

Аллаху тааля создал рай и ад. Сообщил что наполнит их. Многие люди и джины войдут в ад. Но многих из своих созданий поместит в раю, Его милость перевесит Его гнев. Потому что количество джинов превосходит количество людей более десят...


Москва

1446 год, 19 - Джамазильаууаль.
2024 год, 21 - Ноябрь.
Имсак 5:41
Фаджр 6:04
Восход 8:08
Ишрак 9:28
Зауаль карахат 12:00
Зухр 12:31
Аср-и Аууаль 14:08
Аср 14:38
Исфирар 15:17
Магриб 16:23
Иштибак 17:42
Иша’а 18:35
Иша’а-и Сани 18:49