ИБАДАТ И ТААТ
Тому, кто хочет изучить какой-либо предмет или науку, нужно знать термины и слова этой науки.
Совершение фарзов и суннатов для получения довольства Аллаха, и чтобы заработать савабы, избегать харамы и макрухи называется ибадат/поклонение. Поклонение без намерения не считается поклонением. Амалы/деяния делятся на три вида:
1 – Масият: греховные деяния. Такие как распитие алкоголя.
2 – Таат: то, что нравится Аллаху тааля. Мусульманину за это дается саваб. Например, дать садака. Если таат произошел без намерения или с намерением ради Аллаха, то появится саваб. Если при таате не понимали что делают ради Аллаха, то все равно будет саваб. Таат – совершенный для появления саваба, для которого необходимо намерение ради Аллаха, называется ибадат.
3 – Мубах: это деяния, совершение которых и не приказано, и не запрещено. Т.е. нейтральные деяния - не греховные и не благие. По намерению становится таатом или грехом. Как если например одеться роскошно, с шиком. Если это сделали чтобы показать себя противоположному полу, получить его внимание, то одеваться таким образом станет грехом. Но если это сделать чтобы показать достоинство ислама, то это будет таатом. Каждый мубах совершенный с хорошим намерением, становится таатом.
Если кто-то совершает таат зная, что делает ради Аллаха, то это называется Курбат. Для появления саваба при совершении курбата, намерение не является условием. Омовение, совершенное без намерения, не станет поклонением, это будет курбатом и с таким омовением совершается намаз в ханафи.
Это означает, что каждое поклонение - курбат и таат. Для того чтобы появился саваб при чтении Корана, передаче чего-либо в качестве вакфа (в фонд), при освобождении раба, вручений садака, совершений омовения и другого подобного деяния намерение не нужно, и поэтому это будет курбат и таат. В таком случае это не поклонение. Если при совершении действия, которое является курбатом и таатом, принять намерение ради Аллаха то - это будет поклонение. При совершении какого-либо мубаха с намерением сделать таат и заработать саваб, становится курбат.
Изучение необходимых для познания Всевышнего Аллаха наук как физика, химия, биология, астрономия это таат, не курбат. Потому что кафир узнает о существовании Аллаху тааля не при изучении, а после того, как изучит. Если таат происходит с плохим намерением, то будет грехом. С хорошими намерениями увеличивается количество савабов. Итог:
Ибадат: Возложенные Всевышним Аллахом обязанности выполнять так, как об этом изложено в исламе. Следование предписаниям и запретам Аллаху тааля. Например: совершение намаза, выплачивание закята.
Таат: То, что нравится Всевышнему Аллаху. Это называется хасанат/добро. Такие как давать садака, читать Коран.
Курбат: Близость. Совершать таат ради Аллаху тааля. Например, давая садака принять намерение сделать это ради Аллаха будет курбатом.
Исар - отдать нуждающемуся то что нужно было себе. Так можно сделать с предметами, вещами нужными и необходимыми для самого человека. Курбаты и ибадаты не отдаются другому как исар. Например: единственная одежда которой можно прикрыть наготу не отдается нуждающемуся, такое нужно самому. Не уступается свое место в первом ряду для намаза, другому. (Ашбах)
Вопрос: В «Там ильмихал» говорится:
«Если при совершений какого-либо таата или курбата, принять намерение совершить их ради Аллаха, то совершается ибадат/поклонение. Но они не были приказаны для совершения в качестве поклонения. Заниматься изучением физики, химии, биологии, астрономии, которые могут помочь узнать Всевышнего Аллаха является таатом, не курбатом. Потому что кафир узнает о существовании Аллаху тааля после того как изучит их».
Изучать эти науки для кафира будет таатом?
Ответ: Нет, не таат. Чтобы это было таатом нужно быть мусульманином. В книге сказано: «Потому что кафир узнает о существовании Аллаху тааля после того, как изучит их». Если поймет о существовании Аллаху тааля и станет мусульманином, то тогда все что он изучил станет таатом.