1. Главная >
  2. Сподвижники, ученые, праведники >
  3. МУАЗ БИН ДЖАБАЛЬ (радиаллаху анх)

МУАЗ БИН ДЖАБАЛЬ (радиаллаху анх)

Из первых сподвижников, один из лучших знатоков науки халяль и харам. Имя Муаз бин Джабаль бин Амр бин Авс, бин Абид бин Адий бин Ка'б аль-Ансари. Кунья Абу Абдуллах. Родился в Медине в 605 году н.э. Его жизнь закончилась в 18-м г.х. (640 г.) в селений Амвас между Кудсом и Румле.

Один из 70-и мединцев который стал мусульманином во время второго Акабского биата, где присягнул расулуллаху служить и защищать ислам как свою жизнь и имущество. Стал мусульманином в 18 лет. Когда пророк и сахабы переселились из Мекки в Медину, то, все их имущество и богатства остались в Мекке. По велению пророка мединские мусульмане поделились с ними имуществом и домами. Муаз бин Джабаль побратался с Абдуллах бин Мас'удом и Джафар Таяром. Досточтимый Муаз из мединских мусульман которых назвали ансаром. Досточтимый Муаз участвовал в битвах при Бадре, Ухуде, Хандаке, Бани Курайза а также во взятий Хайбара. Участвовал и при взятий Мекки, а когда началась битва при Хунейне, то, пророк оставил его правителем Мекки. Приказал учит мекканцев Корану и разъяснять основы ислама. Выполнив свою обязанность и вернувшись в Медину, он продолжил обучать мусульман Корану. 

Когда пророк (салаллаху алейхи уасаллям) отправлял в мусульманские территорий губернаторов и чиновников уполномоченных для сбора налогов, то, после одного их утреннего намазов обратился к сахабам: «Кто из вас готов отправится в Йемен?» Абу Бакр (радиаллаху анх) сказал: «Я поеду о расулуллах». После паузы пророк вновь обратился с тем же вопросом еще раз. На этот раз вызвался досточтимый Умар. Выждав какое-то время пророк спросил еще раз. На этот раз поднялся Муаз бин Джабаль и сказал: «Я поеду о расулуллах!» Пророк тогда сказал: «О Муаз, теперь это твоя обязанность». Муаз бин Джабаль, который все свое имущество тратил на борьбу на пути Аллаха начал готовится к отправке в Йемен, чтобы стать правителем, разъяснять местным жителям ислам, обучать Священному Корану и взять на себя обязанность по сбору закята, а также решать споры в соответствии исламу. Перед выходом в путь пророк ему сказал: «Ты встретишься с людьми ахли китаб (христианами и иуедями). Когда окажешься среди них, то в первую очередь разъясни что нет божества кроме Аллаха и Мухаммед (салаллаху алейхи уасаллям) его посланник. Если они примут это, то сообщи им что Аллаху тааля приказал пятикратный намаз. Если будут выполнять это, то сообщи им что Аллаху тааля приказал богатым отдавать бедным закят. Если согласятся и с этим, то при сборе закяте не выбирай самое лучшее из имущества! Избегай проклятия притесненного. Потому что Аллаху тааля немедленно принимает дуа притесненного».

Досточтимый Муаз говорит: «Расулуллах приказал брать с них в качестве закята с 30-и коров одну телку или бычка, с каждого немусульманина брать один динар или равную по стоимости йеменскую ткань, с урожая выращенного естественным поливом ушр (1/10), а с поля выращенного оплаченным поливом брать пол ушра (1/20)».

Когда Муаз бин Джабаль (радиаллаху анх) вышел в путь в Йемен, то расулуллах провожал его какую-то часть дороги и прощаясь сказал: «О Муаз, возможно ты меня уже не увидишь через год и может быть придешь проведать мою могилу и мою мечеть. Услышав такое у Муаза сразу же появились слезы на глазах, но пророк (салаллаху алейхи уасаллям) продолжил: - Не плачь Муаз! Мне близки те, кто совершают поклонения достойные Аллаху тааля где бы они не находились. Затем продолжил: Какое решение ты примешь когда к тебе придут с конфликтом? Муаз сказал: Буду решать по Священному Корану. - Но если не найдешь там явного решения, спросил пророк. На это Муаз ответил: - Буду судить по сунне пророка (салаллаху алейхи уасаллям). - Но если и там не будет решения, спросил пророк. Тогда вынесу решение по иджтихаду».

Пророк остался очень довольным таким ответом Муаза и положив свою благословенную руку ему на грудь сказал: «Альхамдулиллях! Аллаху тааля дал подходящего представителя своему пророку». Затем помолился за Муаза: «Пусть Аллаху тааля обережет от всех напастей которые тебя ожидают, да отдалит от зла людей и джиннов» и добавил: «Если твоим посредством один человек обретет хидаят Аллаху тааля, то для тебя это будет лучше этого мира».

Досточтимый Муаз долгое время оставался в Йемене. Выполнил все возложенные на него обязанности. Здесь и узнал о смерти пророка. Позже, когда закончив возложенную на него работу и вернулся в Медину, во времена правления Абу Бакра оставался в Медине, где халиф взял его в свою консультативную комиссию. Даже в это время он отправлялся в Сирию чтобы участвовать в сражениях, и вместе с этим для передачи знаний и обучения Корану.

Во времена правления досточтимого Умара был сборщиком налогов в области проживания племени семейства Килаба. Затем был отправлен для обучения религий и Корана в Сирию. Во времена пребывания в Палестине с такой же миссией, заразился чумой и умер от этой болезни в возрасте 38-и лет.

У Муаза бин Джабаля есть множество преимуществ. Его многократно восхвалял пророк в своих хадисах:

«Муаз бин Джабаль (радиаллаху анх) из ученых моей общины и превыше других».

«Муаз бин Джабаль лучше других знает что Аллаху тааля сделал халялем и харамом».  

«Учитесь Корану у следующих четырех людей: Муаз бин Джабаль, Убай бин Ка'б, Абдуллах бин Мас'уд и Салим Мавля Хузайфа».

«В судный день, на площадь Махшар Муаз войдет на шаг впереди ученых моей общины».

Сахаба Анас бин Малик (радиаллаху анх) передал: «Собиранием Священного Корана в единую книгу занимались 4 человека. Убай бин Ка'б, Муаз бин Джабаль, Зайд бин Сабит и Абу Зайд. Все четверо из числа ансаров».

Когда у досточтимого Умара спросили: «Кого нам оставляешь своим преемником? Он ответил: - Если бы Муаз бин Джабаль был здоров, то оставил бы его и если при встрече с Аллахом мой Господь спросил бы: ''На кого ты оставил общину Мухаммеда?'' ответил бы: - на того, про которого Твой раб и посланник сказал: ''В судный день, Муаз будет стоять впереди всех ученых как отдельная община''».

Абдуллах бин Мас'уд (радиаллаху анх) сказал: «Муаз бин Джабаль выглядел как община следующая Аллаху и Его расулу. Мы его сравнивали с пророком Ибрахимом. Потому что он обучал людей доброму и хорошему. Следовал Аллаху и Его посланнику».

Аизуллах бин Абдуллах (радиаллаху анх) передает так: «В один из дней я вошел в мечеть в Хумсе. Увидел что там находились 30 сподвижников пророка которые толковали хадисы. Среди них был молодой и видный парень который говорил очень мало. Но когда возникал какой-либо вопрос про достоверность хадиса, то все сразу же обращались к нему. А он находил на это ответ. Все соглашались с его ответом. Никто не возражал ему. Меня это очень сильно удивило и спросил: - как тебя зовут о раб Аллаха? Он ответил – я Муаз бин Джабаль». Это сообщение передали также Абу Муслим Хулвани и Якуб бин Заид бин Джария.

Абдурраззак передал от Абдулмалика бин Джурайджа что у досточтимого Муаз бин Джабаля было финиковое дерево, весь урожай с которого он отдал как садака, ничего не оставив для себя.

Мухаммед бин Ка'б тоже передает «Я видел Муаз бин Джабаля (радиаллаху анх). Он был молодым, видным и прекрасно сложенным. Не было такого чтобы он отказал в просьбе. Он помогал всем чем мог». Он раздавал в виде садака все что имел, а сам жил в долг. В одном из случаев об этом рассказали пророку. Он позвал всех кому должен Муаз и попросил их передать часть его долгов себе и оказывать ему всяческую поддержку.  

Муаз бин Джабаль передал от пророка большое количество хадисов. Большинство из этих хадисов приведены в Сахих Бухари и Сахих Муслиме. Досточтимый Муаз передает так:

Как-то пророк (салаллаху алейхи уасаллям) забрался на животное. Я сидел за спиной. Он сказал: «О Муаз». «Слушаю вас о расулуллах» сказал я. Он  обратился так три раза. «Знаешь ли ты права Всевышнего Аллаха над своими рабам?» сказал он. «Лучше знает Аллах и Его посланник» ответил я. На это пророк продолжил: «Аллаху тааля имеет право чтобы Его рабы поклонялись Ему и никого из существ не придавать Ему в товарищи». Затем продолжил спрашивать:

«А знаешь на что могут претендовать рабы которые выполняют эти обязанности?» Я опять же ответил: «Лучше знает Аллах и Его посланник». «В этом случае Аллаху тааля обязался не наказывать своих рабов» ответил пророк.

Приведем некоторые хадисы от Муаза бин Джабаля которые он слышал от пророка:

«О мой Аллах! Не сделай меня гостем плохих людей чтобы мое сердце не полюбило их».

«Улучшайте свой нрав».

Муаз (радиаллаху анх) задал вопрос пророку: «Какое деяние самое лучшее. На это пророк высунул свой язык и положил на него палец. Затем сказал: ʺнаилучшее деяние следить за нимʺ»

«Верующему не подобает выглядеть жалким и бессильным. Так можно вести себя только перед наставником».

«Кто хочет наслаждаться в райских садах, пусть много поминают Аллаха».

Муаз бин Джабаль передает: Расулуллах (салаллаху алейхи уасаллям) сказал мне: «О Муаз! Советую тебе бояться Аллаха, прибегать к Нему, стоять на данном слове, здороваться мусульманским приветствием, совершать прекрасные дела и заниматься хорошими делами, проявлять милосердие к сиротам, говорить хорошее, читать Коран и понимать его, предпочесть ахират, всегда помнить о страхе расчета в судный день и быть ко всем милосердным. Вместе с этим предостерегаю тебя говорить плохое о носителях мудрости, коверкания правды, почитания грешника, предавания справедливого правителя и нарушения покоя на земле. Поминай Аллаха где бы ты ни был и сразу же кайся в совершенном грехе. Когда грешишь скрыто, то покайся скрыто, когда согрешишь открыто, то покайся открыто».

В ответ на просьбу дать наставление, пророк (салаллаху алейхи уасаллям) сказал досточтимому Муазу: «Совершай поклонения словно тебя видит Аллах и считай себя уже мертвым! А если хочешь, то скажу тебе такое что вбирает все это и еще более важнее: Умей придержать язык».

Расулуллах сказал мне: «Запрещаю тебе ругать мусульман и выступать против справедливого правителя».

Когда Абу Идрис аль-Халвани сказал Муазу что любит его ради Аллаха, он сказал ему: Хочу тебя поздравить! Я слышал как пророк (салаллаху алейхи уасаллям) сказал: «В день когда мы будем ждать суда вокруг Арша, для одной группы людей будут выставлены кресла. Их лица будут сиять как полная луна. Люди будут испытывать страх, но не они. Те, у кого не будет страха - истинные друзья Аллаха. Когда у пророка спросили кто эти люди, то он ответил: Те кто любили друг-друга ради Аллаха».

Наш пророк сказал Муазу: «О Муаз! Я люблю тебя ради Аллаха. Поэтому, после каждого намаз не забывай читать это дуа: ʺАллахумма а'инни аля зикрика ва шукрика ва хусни ибадатикаʺ. Т.е. ʺмой Аллах! Помоги мне поминать только Тебя, быть благодарным Тебе и совершать поклонения наилучшим образомʺ».  

«Мой Аллах! Надели меня любовью к тебе и любить тех, кто полюбил Тебя, полюбить то, что может меня приблизить к тому что любимо Тобой и сделай мою любовь к Тебе больше чем понравившаяся прохладная вода в жаркий день!»

«В судный день Аллаху тааля скажет верующим: ʺвы желали встречи со Мной? Те ответят, - да желали о Аллах! Аллаху тааля спросит еще: - почему вы этого хотели? А они ответят: - чтобы получить Твое прощение и милосердие! На это Аллаху тааля ответит: - Тогда Я вам дам свое прощение и милосердие которое был долженʺ».

«У каждого человека есть четыре глаза. На голове вашей два глаза, которые видят мирские действия. Два других в ваших сердцах. Ими видят ахиратские деяния».

«Если человек воюет с врагом верхом на верблюде, то рай ему станет ваджибом. Если человек станет воевать чтобы стать шахидом и умрет после этого или будет убит, то для него есть саваб шахида. Если кто-либо получит ранения на пути Аллаха или же испытает трудности, то в судный день придет как победитель и благоухающий миском».

Муаз бин Джабаль (радиаллаху анх) говорит: «При пророке сказали что некий человек ни на что не способный и бездарный. Расулуллах (салаллаху алейхи вассалам) сказал им: Не говорите про своего брата гайбат. Но они ответили что на самом деле так и есть. На это пророк  ответил: Если это не так, то наводите на него напраслину».

«Существуют три вещи которые в этой жизни выглядят чужаками: Священный Коран в руках злодея. Хороший человек среди плохих людей. Коран который не читают».

 «В судный день, пока человек не ответит на четыре вопроса, не сможет ступить и шага: 1 – На что потратил свою жизнь. 2 – Каким образом провел свою молодость. 3 – Как использовал в жизни свои знания. 4 – Чем зарабатывал и на что тратил заработанное».

«Как же жалок мухтакир (делец черного рынка, который придерживает товар и ждет повышения цены)! Когда Всевышний Аллах делает цену низкой, то его настроение падает, радуется когда все дорожает».

«Тот, кто выражает свое уважение нововведенцу, оказывает помощь разрушению ислама».

«Тот, кто в течение сорока дней обогощается на моей умме ожидая повышения цен, но потом раздаст эти деньги как милостыню, то это садака у него не примется».

Муаз бин Джабаль обладатель огромного багажа знаний, которого любили благородные сподвижники и обращались за решением сложных вопросов. Был чрезвычайно щедрым, немногословным а сказанное было наполнено мудростью.

Абдуллах бин Саляма передает следующее: Муаз бин Джабаль (радиаллаху анх) заразился чумой. Когда ему стало совсем плохо то, к нему пришел один из его учеников Амр бин Маймун аль-Авди. Увидев тяжелейшее состояние своего учителя он заплакал. Досточтимый Муаз спросил, - Почему ты плачешь? Тот ответил, - О Муаз! Клянусь Аллахом, вы мой наставник. Я плачу не потому что вы мне помогаете в мирской жизни. Я боюсь что после вашей смерти не найду кто меня станет учить моей вере и давать знания. Вот поэтому я плачу.

Муаз бин Джабаль на это ответил: «Не бойся этого! Иман и ильм не исчезнут до судного дня. Кто ищет тот найдет, и Аллаху тааля покажет человека который может научить. Книга Аллаха Священный Коран и сунна нашего пророка будут под защитой до судного дня. Аллаху тааля дал пророку Ибрахиму иман и ильм. В его время не было людей знающих об имане и ильме. Но когда Ибрахим попросил у Аллаха знания, то он их получил. Получайте ильм (знания) у Умара, Османа и Али (радиаллаху анхум)! Если потеряете их то, учитесь у Абу'д-Дарды, Абдуллаха ибн Мас'уда, Салмана Фариси и Абдуллаха ибн Саляма! Бойтесь ошибок ученого! Принимайте правильное, истинное! Но отвергните неправильное, из чьих бы уст оно не прозвучало!»

Муаз бин Джабаль (радиаллаху анх) сказал: «В алимах/ученых есть потребность даже в раю. Потому что когда обитателям рая скажут делайте все что пожелаете, то чтобы сделать что-либо и как это сделать они станут обращаться в алимам».

В один из дней к Муазу пришел человек и поздоровался с ним. Уже прощаясь Муаз бин Джабаль сказал ему: «О такой-то! Положенной тебе нисаб в этом мире, найдет тебя где бы ни был. Но ты больше нуждаешься в своем ахиратском нисабе. Останови свой выбор на ахиратском нисабе! Пусть окажется так чтобы ты стал обладателем самого роскошного капитала для ахирата. Мирские блага веременны. А ахиратское принадлежит тебе где бы оно не находилось».

Еще сказал: «Готовься к смерти будучи хорошим мусульманином! Всеми силами избегай проклятия притесненного и никому не совершай зла!»

«Обитатели рая будут сожалеть только об одном, о времени когда они не делали зикр поминая Аллаха».

Абу Бахири передает: В один из дней я вошел в мечеть города Хумса. Там находился и Муаз бин Джабаль (радиаллаху анх) с группой людей. Он им говорил: «Тому кто хочет предстать перед Аллаху тааля с совершенной верой, пусть совершает намаз там где идет призыв к пятикратному намазу. Потому что совершение пятикратного намаза совместно с джамаатом из путей хидаята и к тому же из важнейших сунн нашего пророка. Пусть никто не говорит: - У меня дома есть место для намаза и я молюсь там. В подобном случае вы отвергаете сунну пророка. А это заблуждение».

У Муаз бин Джабаля спросили: «Какое дуа будет принято и в какое время?» На что он ответил: «Когда люди забудут (гафлят) Аллаха ты обратись к Аллаху и тогда проси что хочешь! Вот в такое время принимается дуа».

Маймун бин Авди передал: Как-то Муаз бин Джабал поднявшись на ноги сказал: «О авдийцы! Я посланник от расулуллаха (салаллаху алейхи уасаллям). Хочу вас научить кое-чему. Запомните, все вы вернетесь к Аллаху. После этого возвращения есть ад или же рай. И рай и ад вечны. В обоих из них нет смерти и нельзя исчезнуть».

Язид бин Джабир говорит: Я слышал от Муаз бин Джабаля: «Сколько бы вы не имели знании, пока не станете пользоваться ими, не получите савабов за них».

«Три положения приводят к гневу Аллаху тааля: Смех без повода, не спать но при этом провести время до утра без поклонения и есть на сытый желудок».

Реджа бин Хайва передает следующее: Как-то я оказался среди слушателей Муаз бин Джабаля. Про знания он сказал: «Дам я вам следующее наставление! Набирайтесь знаний только ради Аллаха! Знания полученные ради Аллаха, порождают такву. Подобное получение знаний – поклонение. Передавать эти знания будет являтся тасбихом. Передавать, говорить о знаниях - джихад на пути Аллаха. Передать знания незнающему – садака. Вести разговор о знаниях где собрались люди, близость к Аллаху тааля. Потому что знания – весы халяла и харама, минарет обитателей рая, друг для человека находящегося на чужбине. Когда человек остается один, знания станут для него другом с которым он справится с трудностью. Знания – довод для ее обладателя при тяжелой ситуации, хорошее оружие против врагов. Знания рядом с праведниками - религия. Рядом с друзьями – украшение человека. Аллаху тааля возвысит народ с помощью знаний. Сделает человека для других предводителем, главным и станут ему подчиняться. Даже ангелы хотят дружбы со знающими и раскрывают над ними свои крылья. Все живое и неживое, даже рыбы в море и животные, птицы в небе и все звери просят за ученого прощения. Потому что знания раскрывают сердце. Они свет которые освещают темноту. Человек который действует со знанием, повышается до уровня избранных людей. Обладатели знаний получат высокие блага в обеих мирах. Тафаккур (размышления) в знаниях все равно что дополнитлеьный пост. Передавать знания лучше совершения дополнительных намазов. Имея знания можно различить халяль и харам. Знания – глава (имам) деяний. Деяния зависимы знаниям. Знания – свет освещающий путь к раю. Идущие в ад не удостоятся знаний. Источник счастья обоих миров и наилучшие поклонения – это знания.

Своему сыну он завещал:

«Сын мой! Когда совершаешь намаз, то подумай что возможно это твой последний намаз! Не надейся что доживешь до следующего намаза!»

«Сын мой! Верующий человек должен умереть между двумя добрыми деяниями. Т.е., когда совершишь что-либо хорошее, то прими намерение сделать еще что-нибудь хорошее».

 «Шайтан, делает все чтобы ввергнуть мусульман в грех на базаре, обманывая, предательством. Больше других он любит тех, кто раньше всех приходит на базар и уходит позже остальных».  

Ему как-то сказали что есть человек который записывает Коран на бумагу и затем продает. На это он ответил: «Это не станет продажей Корана. Он берет оплату за бумагу и произведенную работу. Продажа Корана происходит тогда, когда человек обучает Корану за деньги».

 «Аллах гневается на тех, кто побирается в мечетях. Такие люди, в домах Аллаха просят не у Аллаха а у других. Кроме этого ввергают в грех тех кто не подает им».

«Когда у тебя появится хороший друг не затевай с ним споры! Не поступай с ним плохо и не расспрашивай у других какой он человек! Быть может его враги наговорят тебе про него такого чего у него нет. Таким образом посеют между вами раздор».

Когда некий человек попросил дать ему совет, он ему сказал: «Будь милосердным и я гарантирую тебе что войдешь в рай».

Муаз бин Джабаль (радиаллаху анх) говорит: Как-то я пришел к пророку (салаллаху алейхи уасаллям). Он мне сказал: «О Муаз! Как ты встретил это утро? Я ответил: Встретил с верой во Всевышнего Аллаха о расулуллах! На что пророк ответил: О Муаз! Каждое твое слово подтверждается доказательством. Чем ты докажешь правдивость своих слов? Я ответил: О расулуллах! Я, встречая после ночи утро, не надеюсь встретить следующую ночь. С наступлением вечера не надеюсь что доживу до утра. Ступая один шаг, не надеюсь что сделаю следующий шаг. Знаю что каждого человека ждет смерть. Настанет час и его настигнет смерть. Все люди будут собраны на площади Махшар. Кто-то будет рядом с пророком. А кто-то с теми кому поклонялся. Я думаю про себя что каждый миг вижу наказания людей в аду и благости людей рая. На это пророк сказал: О Муаз! Как хорошо что ты такой. Продолжай думать также и не переставай так думать».   

         Муаз бин Джабаль сказал: «Мумин не обретет покоя пока не перейдет через мост Сират».

Имам Тавус бин Кайсах проводил ночи в поклонениях и зикре, предавался размышлениям. До наступления утра сидел направившись к кибле. Говорил: «Размышления об аде, тех кто боится заставляет забыть о сне». Как-то он увидел плачущего Муаза (радиаллаху анх) и спросил причину. Тот ответил: «Люди делятся на две группы. Одна из ада, другая из рая. Я плачу думая в какой же из этих групп я буду находиться».

Перед смертью Муаз бин Джабаль сказал: «Мой Аллах, до этого времени я боялся Тебя, но сейчас надеюсь на Тебя. О Аллах, я хочу жить чтобы проводить воду, поливать деревья и выращивать сады. Я хочу жить чтобы давать воду тем, чьи желудки горят без воды, приходить с помощью к тем, кто оказался в затруднений, слушать ученых, быть в ряду тех, кто поминает ученых». Когда смерть оказалась совсем близка, сказал: «Мой Аллах! Можешь сколько угодно меня мучить, но Ты знаешь, мое сердце принадлежит Тебе, любит Тебя».

Когда Аллаху тааля подвергает болезням раба, то ангелу слева от него говорит: «Отведи от него свое перо для записи!» а ангелу справа говорит: «Этому рабу записывай еще лучшее совершенных им дел! Потому что он под моей защитой».

Абдуллаху бин Саляме сделал такое наставление: «Совершай предписанные Аллахом пятикратный намаз, ешь, пей, спи! Добывай халяль, не будь грешником! Умри мусульманином! Бойся проклятия притесненного!»

После смерти ребенка, пророк прислал Муазу следующее письмо:

«Пусть Аллаху тааля даст тебе благополучие!

Восхваляю Аллаха. И хорошее и плохое людям приходит от Него. Пока Он не пожелает, никто никому не сделает доброе или злое.

Пусть Аллаху тааля даст тебе множество савабов. Пусть позволит тебе сохранить терпение! Пусть сделает тебя восхваляющим за полученные блага!

Воистину, нам надо знать что наше существование, богатства, прибыль, жены и дети исходят от бесчисленных приятных и полезных благ Аллаху тааля. Эти блага даны не для бесконечного пользования а как вверенный нам аманат, которое попросит вернуть обратно. Мы ими пользуемся определенное время. Когда настанет время, все заберет обратно.

Когда Он радует нас давая эти блага, нам надо проявить благодарность, а когда забирает обратно и мы начинаем печалиться, то приказал проявлять терпение. Этот твой сын был сладким, полезным благом Всевышнего Аллаха. Дал его тебе как аманат которую заберет обратно. Дал тебе пользу в виде сына. Обрадовал тебя так что другие завидовали. А сейчас, когда забирает обратно, то даст тебе множество савабов и добра, позволит тебе идти верной дорогой, возвысится. Для этой милости, для получения благ и добра, надо проявить сабр/терпение, посчитать Его деяние лучшим для себя. Если будешь плакать и причитать то, останешься без савабов и милости, а в конце будешь сожалеть. Запомни, причитать и рвать на себе волосы не отвратит несчастье. Не остановит печаль! Наступит то, что предписано. Сабр – не расстраиваться о случившемся».

1. «аль-Исаба» т. 3. стр. 426

2. «аль-Истиаб» т 3. стр. 355

3. «аль-А'лям» т 7. стр. 258

4. «Хулият-уль-авлия» т 1. стр. 228

5. «Табакат ибн Са'д» т 2. стр. 583

6. «Усуд-уль-габа»т 3. стр. 376.

7. «Ваххабия насихат» стр. 79.

8. «Асхаби кирам» стр. 45.

9. «Там ильмихал саадати абадия» стр 1038.

Другие статьи в этом разделе

АЛИ РАМИТАНИ

Один из величайших ученых ислама. Известен под именами Хаджи Азизан и Пир-и Нессадж. Воспитанник Махмуда Инджирфагнави. Родился в деревне Рамитан в 15-и километрах от Бухары. Здесь и начал получать свои знания. За очень короткое время он стал обладателем огромного багажа знаний. С огромным удовольствием посещал уроки величайшего ученого того времени Хаджи Махмуда Инджирфагнави. Получил лестные отзывы своего учителя. Достиг совершенства во внешних и духовных знаниях. Он стал одним из больших у...


Москва

1446 год, 21 - Джамазильаууаль.
2024 год, 23 - Ноябрь.
Имсак 5:44
Фаджр 6:07
Восход 8:12
Ишрак 9:33
Зауаль карахат 12:00
Зухр 12:32
Аср-и Аууаль 14:07
Аср 14:36
Исфирар 15:13
Магриб 16:20
Иштибак 17:40
Иша’а 18:33
Иша’а-и Сани 18:47