МУАВИЯ БИН АБИ СУФЬЯН (радиаллаху анх)
Из числа главных сахабов. Основатель правления Омеядов. Родился за 19 лет до хиджры (604 г.) в Мекке. Отец, Абу Суфьян бин Харб бин Умайя, мать Хинд. Приходится пророку шурином. Принял ислам вместе с отцом в день взятия Мекки. Затем переселился в Медину где удостоился быть упомянутым в хадисах пророка (салаллаху алейхи уасаллям): «О Господь, направляй его правильной дорогой и сделай его направляющим на верный путь», также: «О Господь! Научи Муавию письму и чтению, защити его от Своего наказания!», «О Господь! Сделай его правителем стран!» По указанию Джабраила (алейхиссалям) стал писарем вахи (откровении) пророка. Записывал Коран которые приносил Джабраил и писал письма пророка. Когда пророк выпрямлялся из руку и произносил «Самиаллаху лиман хамидах», то он стоя в первом ряду произносил: «Раббана лякаль хамд». Эти его слова стали сунной для всех мусульман. Досточтимый Муавия, вместе с отцом, героически сражался в Хунейнской битве находясь впереди пророка. Участвовал в битве при Табуке и в прощальном хадже.
Во времена правления Абу Бакра, Муавия участвовал в войнах на трерриторий Сирий. Досточтимый Умар назначил его правителем Шама. Досточтимый Осман назначил его правителем всей Сирий. Оставался правителем Шама, при Умаре 4 года, при Османе 12 лет, при Али 5 лет, при Хасане 6 месяцев. После того как досточтимый Осман пал шахидом, все мусульмане выбрали халифом Али (радиаллаху анх). Досточтимый Али сначала хотел утихомирить общество. Часть сахабов потребовала от халифа схватить убийц и казнить. Вторая часть выбрала молчание. Таково было требование религий, чтобы каждый из них следовал своему иджтихаду а не стал действовать иджтихаду другого. Потому что каждый отдельный сахаба был муджтахидом и каждому муджтахиду предписано следовать своему иджтихаду. Но после вмешательства иудея Абдуллаха бин Саба дело приняло такой оборот что возникли столкновения между мусульманами в Басре и Джамале.
Досточтимый Муавия в это время был губернатором Шама и входил в число тех, у кого был третий иджтихад, а мусульман которые находились в его подчинений не стал впутывать в эти войны. Но когда досточтимый Али призвал и мусульман Шама, то обдумывая множество хадисов, совершив свой иджтихад, принял сторону противника. Пока халиф вел переговоры с мусульманами Шама, фитна к которой приложили руки иудеи, привела к войне при Сиффине.
В этой войне, Муавия, так же как и все сахабы действовали по своему иджтихаду, тем самым исполняя предписания ислама. И вправду, сахабы, во время такой смуты обменивались письмами, давали друг-другу наставления, примирялись, о чем есть множество примеров. Например, пока шла война в Сиффине, этим решил воспользоваться римский император Константин, в попытках напасть на приграничные мусульманские города. Досточтимый Муавия написал ему письмо, где сказал: «Если не откажешься от своих помыслов, то я заключу мир со своим господином, стану предводителем его войск, приеду и сожгу твои города. А тебя сделаю свинопасом». В то же время, халиф Али (радиаллаху анх), стоя перед многочисленным народом, сказал: «Наши братья отделились от нас. Они не стали кафирами и фасиками. Таков был их иджтихад».
Досточтимый Муавия в 41-м году хиджры был выбран халифом в Куфе. После того как досточтимый Хасан отказался от халифства, он стал законным халифом всех исламских территорий. Правил в течение девятнадцати с половиной лет. Сослужил огромную службу для распространения ислама. В 43-м году взял Судан, в 44-м году Афганистан и город Кабул, также северную часть Индий, в 45-м году город Ифрикийа в Тунисе. В 48-м году прибыв на кораблях в Кипр, отвоевал остров у византийцев. В 50-м году взял большую иранскую область Кухистан (Кохестан). В том же году, во времена правления византийского императора Константина Четвертого, отправил своего сына Язида на завоевание Константинополя, который взял город в осаду. Константин оказался вынужден заключить перемирие, выплачивая ежегодную дань. В 54-и году (673 г.), назначенный им командующим Убайдуллах бин Зияд, перешел реку Джейхун (Амударья) на верблюдах и завоевал Бухару. Был обратно взят Кудс, завоеванный раннее халифом Умаром (радиаллаху анх). Стал также правителем Йемена, Египта, Кайруана, Ирака, Азербайджана, Анатолий, Хорасана и Мавераннахра. Стал очень крупным правителем и полюбился всем. Наш пророк (салаллаху алейхи уасаллям) сказал досточтимому Муавие: «После меня станешь правителем моей общины. Делай благое для хороших. А тех кто придет с плохим, прощай». С благодатью полученных им в беседах с пророком и его благословенных дуа, расширил границы ислама.
Досточтимый Муавия, в хутбе прочитанным им в последние своей жизни, сказал: «О люди! Долго я оставался над вами. Наверное вы устали от меня также как и я устал от вас. Но лучше меня к вам никто не придет. Потому что те, кто были до меня, были лучше меня. Кто хочет встретиться с Аллахом, с ним хочет встречи и Аллаху тааля. О Аллах! Желаю встречи с тобой, надели меня этой встречей! Сделай меня благим и счастливым». Подозвав сына Язида, сказал ему: «Сынок, я не утомлял тебя отправляя в войны и долгие дороги. Я ослабил врагов. Подчинил тебе арабов. Позаботься о народе Хиджаза. Они твои родные. Они самые ценные кто придут к тебе. Позаботься и об иракцах. Позаботься и о выходцах из Шама, они ведь твои помощники. Хусейн бин Али благословенный человек. Куфийцы могут настроить его против тебя. Если окажешься победителем, то прости его и помилуй. Он близок к нам и имеет огромные права. Он потомок пророка (салаллаху алейхи уасаллям)». Когда болезнь стала одолевать, он сказал: «Расулуллах подарил мне рубаху. Я его сохранил до этих дней. В этом пузырьке его состриженные ногти которые я тоже сохранил. Когда я умру, то оденьте на меня эту рубаху. Ногти положите в мои глаза и рот. Надеюсь в честь этого Аллаху тааля простит меня». Затем продолжил: «После моей смерти не останется щедрости и добра, многие лишатся прибыли, за проделанную работу не получат оплату. Ах если бы я оставался курайшитом из деревни Зи Тува и не вмешивался бы в дела управления и не становился бы руководителем». Он умер в 60-м году (680 г.) в Дамаске в месяце раджаб. Могила находится в Дамаске.
Досточтимый Муавия был высокорослым, светлоликим, имел внушительный вид. Речь его была красивой, общаться с ним было приятно. Был работящим, усердным, целеустремленным. Один из 4-х сахабов знаменитых в Аравии. Все в нем говорило что он рожден быть правителем. И даже досточтимый Умар при каждой встрече говорил: «Как же красив этот арабский султан». Ездил на породистых лошадях, одевался в красивые одежды, ему нравилось быть правителем. Но потому как он получил баракат от разговоров с пророком, никогда не отступил от ислама. Досточтимый Али про него сказал: «Не уничижайте правление Муавии! Если он уйдет то, поймете в какой вы оказались беде».
Как-то пророк сел на свое животное и посадил за собой Муавию. Передвигаясь, спросил: «О Муавия, какой из твоих органов наиболее близок ко мне?» - Мой живот, ответил тот. Тогда пророк помолился за него: «О Аллах, наполни его знаниями и сделай его характер мягким». Среди народа ходили легенды о его доброте и милосердий. А его мягкость и терпеливость народ ставил в пример другим. Как-то досточтимый Хасан сказал что задолжал много денег, тогда он подарил ему 80 000 золотых монет. В ответ на письмо Амр бин Аса он ответил: «Запомни, деяния с помыслами для хороших дел приведут человека к наиболее лучшим результатам. Достигнет цели тот, кто не проявляет спешку. Поспешивший окажется в ущербе. Проявивший упорство окажется в прибыли или приблизиться к ней. Торопливый допустит ошибку или окажется близок к совершению ошибки. Если на человека не действует мягкое обращение, то жесткое обращение навредит. Кто не учится на опыте, не получит чести».
Он сказал: «Можно угодить любому, но угодить завистнику очень тяжело. Он будет доволен только тогда, когда не станет предмета зависти». «Будьте мягкими и проявите терпение, чтобы возможность всегда была на вашей стороне. А когда получите возможность, то можете получить свое или же простить».
Когда у крупнейшего ученого Абдуллаха бин Мубарака спросили: «Кто более лучший, досточтимые Муавия или Умар бин Абдулазиз?» то, он дал следующий ответ: «Пыль, из под копыт лошади пророка которую вдыхала лошадь Муавии, в сотни раз лучше Умар бин Абдулазиза». Досточтимый Муавия передал очень много хадисов от пророка. Приведем несколько из них:
«Если Аллаху тааля пожелает для человека добра, то сделает из него ученого ислама и сообщит ему что может навредить его вере. Укажет ему верную дорогу».
«Деяния подобны пути, если конец благополучен то и начало будет благим».
У Ахмада, Абу Давуда и аль-Хакима от Муавии передается: «Ахли китаб разделились на 72 толка. Эта умма разделится на 73 течения, все кроме одной окажутся в аду, и это будет течение ахли сунна валь джамаа. Из моей общины появится такая секта, которая будет идти за прихотями своего нафса так же как пес идет за своим хозяином».
У Ахмада, Насаи и Абу Давуда от Муавии передается: «Надеемся что все грехи будут прощены Всевышним Аллахом. Только не стоит надеяться на прощение умершему мушриком и намеренно убившему мусульманина».
У Муслима от Муавии передается: «Я всего лишь подобен казначею. Если кто-либо получит от меня и будет рад полученному, то Аллаху тааля обернет ему благим. А тот, кто приходит сам и выпрашивает и ему все мало, то он становится похож на того ненасытного которому все мало».
1. «ан-Нахия» стр. 14
2. «Татхир-уль-джинан» стр. 7
3. «Мухтасар тухфа». стр. 3
4. «аль-А'лям» т 7. стр. 261
5. «аль-Камиль фи'т-тарих» т 4. стр. 2
6. «тарих Табари» т 4. стр. 180
7. «Файдалы бильгилер» стр. 337
8. «Мадаридж-ун нубувва» т 2. стр. 661
9. «Там ильмихал саадати абадия» стр. 1038
10. «Асхаби кирам» стр. 358
11 «Муснад-и Ахмед бин Ханбаль» т 4. стр. 216
12. «Письма счастья» письмо 58