Ученые – воины Аллаха
Досточтимый Али Деде уроженец Боснии, шейх тариката Халватия. Родился в боснийском селе Мостар. В поисках знаниями отправился в Стамбул. Учился у именитых ученых своего времени и в значительной мере пополнил багаж своих знаний. Стал учеником Нураддинзаде, преемника Халватийского шейха Бали из Боснии. В 1566-м году участвовал в походе Султана Сулеймана Кануни в Сигетвар. В этом походе умер султан. В границах крепости Сигетвар была построена гробница для Кануни Султан Сулейман Хана. А для службы при гробнице был назначен Али Деде Босневи. В маленьком текке рядом с гробницей султана, Али Деде стал наставником. В 1597-м году, по приглашению предводителя Мехмед Паши участвовал в походе Варат. Умер в 1598-м (1007 г.г.) году в Сигетваре, по пути с этого похода.
Он написал множество трудов. Разъясняя для чего им была написана книга «Рисаля фи баяни риджали-ль-гайб ва тарибияу'ль-маратиб ва'ль усуль» сказал:
Брат мой! Книга была написана мной не для того чтобы предстать твоим наставником указующим путь и давать тебе наставление. Я хотел чтобы ты смог получить духовные знания приведенных здесь праведников и ученых. Джунаида Багдади спросили: ''Какая есть польза от чтения книг ученых?'' Он ответил: Ученые ислама, авлия-праведники - воины Всевышнего Аллаха. И в их словах скрыты необыкновенные тайны, удивительное поведения и состояния. Никто кроме близких их не знают. Всевышний Аллах посредством таких людей очищает сердца от изменений и сомнений. Аллаху тааля в 20-м аяте суры «Худ»сказал:
«Мы рассказываем тебе повествования о посланных, чтобы укрепить сердце твое. Через это к тебе нисходит истина, равно как предупреждение и нравоучение для верующих». Узнавая о состояниях великих праведников, слушая их слова человек получает много пользы. И такой ничтожный раб как я, получил несчетное количество пользы читая их книги с полной искренностью и путем глубокого размышления.
Когда спросили за кем нужно следовать а кого надо избегать, то он привел слова ученых ислама:
«Есть четыре вида людей. Первые знают, но не ведают что знают. Такой человек в спячке и его надо разбудить. Второй знает и знает что знает. Такой человек ученый, надо стать его последователем. Третий не знает и понимает что не знает. Ему необходим наставник, он нуждается в учителе. Ему надо дать знания. Четвертый не знает и не понимает что не знает. Это джахиль. Его надо избегать».