СЕИЙД СИБГАТУЛЛАХ ХИЗАНИ
Сейид Сибгатуллах Хизани – один из известных Османских учёных и праведников, который также является учеником Сейида Тахи Хаккари. Умер в 1870 году. Могила находится в Хизане, в селе Гайда.
С раннего детства приступил к получению знаний. Его отец – досточтимый Сейид Лютфуллах уделял огромное внимание его обучению. За кратчайший срок, обладающий прекрасным умом Сейид Сибгатуллах получил обширные знания в таких областях как: калям, тафсир, фикх. Помимо этого, он специализировался и на прикладных науках своего времени. Он сторонился нововведений (бидаат) и старался во всём придерживаться сунны нашего благословенного пророка Мухаммеда (алейхиссалям). Большое внимание он уделял науке тасаввуф. Он посещал лекции и проповеди многих видных учёных и праведников. Отправившись в Ван, он начал служить досточтимому Сейиду Мухйиддину. Неукоснительно выполнял поручения своего учителя. Прошёл через много испытаний. Дабы «воспитать» свой нафс (эго), он совершал то, что неугодно ему и сторонился того, что ему нравилось.
После долгих лет службы у своего учителя, Сейид Мухйиддин сказал: «Ты достиг уровня, когда можешь брать пользу от умерших праведников». После смерти Сейида Мухйиддина, он отправился к Шейху Халиду Джезри. Вплоть до его смерти, он посещал его уроки и проповеди. После получения известия от Сейида Тахи, который доставил к нему Молла Мурад Хуруси, Сибгатуллах Хизани отправился к Таха Хаккари. Его проповеди стали подобными воде, которая спасает путников в пустыне, идущими под засушливым солнцем. Все те знания и пользу (баракат), которые Таха Хаккари получил от учёных прошлых лет, он передал Сибгатуллаху Хизани.
После смерти Тахи Хаккари, он продолжил обучение у его приемника Сейида Салиха. После обретения высоких духовных степеней и обширных знаний в Исламе, Сейид Сибгатуллах призывал жителей Хизана и Гайда к следованию истинной религии.
Тот, кто посещал его проповеди обретал спокойствие на душе и любовь к Всевышнему Аллаху. Он очень щепетильно относился к выполнению предписаний религии и остерегался от совершения запретов.
Он говорил:
«Ученик должен быть подобен павлину. Он должен смотреть не на свои прекрасные крылья и разноцветные перья, а на свои чёрные ноги. Пока он не примет свои недостатки, то не сможет далее развиваться. Любовь (мухаббат) – это обязательное условие в становлении искреннего, трудолюбивого студента. Неполноценность одного из этих признаков является причиной к духовному краху».
Дабы объяснить духовные степени праведников, он говорил:
«Слушание проповедей праведников увеличивает любовь к Аллаху. Проповеди сподвижников усиливают иман (веру) и уничтожают грехи».
В одном из писем, написанных Сейидом Тахой говорится:
«Нет вреда если у ученика отсутствует халь (особое духовное состояние), при условии если ученик любит своего учителя, привязан к нему и честен с ним. Если же одно из этих условий неполное, то упаси Аллах, это может стать причиной к «истидрадж» (неповиновению Аллаху)». Смысл этих слов настолько огромен что на протяжении года свои проповеди он начинал именно с них.
Перед смертью он говорил:
«Наша цель – быть на пути, который предписал нам Ислам. Нет блага в том, что противоречит исламу. Тасаввуф – означает следование Исламу. Тот, кто говорит, что можно достичь степени праведника без следования исламу, тот является заблудшим. После совершения намазов сразу же читайте истигфар (прощение у Аллаха за совершённые грехи). Тот муршид, который не следует положениям предписанными исламом, а также пренебрегающим следованию сунне не может обучать других истинному пути.