Абу Муса′ль-Аш′ари (радиаллаху анх)
Из наместников пророка (саллаллаху алейхи уасаллям). Имя Абдуллах. Стал известен под куньей Абу Муса, имя отца Кайс, мать Тайиба бинти Вахб бин Ак. Его род Абдуллах бин Кайс бин Салим бин Хасан бин Харб бин Амир бин Ганам бин Бакр бин Амр бин Абд бин Вали бин Наджия бин аль-Джамахир бин Аш′ари. Родился до бисата (до начала пророчества) в Йемене в районе Забид, но дата рождения неизвестна. Скончался в 42-м году (633 г.) в Куфе, по другим преданиям в Мекке.
О том как Абу Муса′ль-Ашари стал мусульманином, в хадисе переданном в Бухари и Муслиме говорится:
«Мы находились в Йемене когда до нас дошла весть о появлений пророка. Я, двое моих братьев (Абу Бурда и Абу Рухам которые старше меня) и представители племени Аш′ари численностью 52 или 53 человек погрузились в судно и отправились увидеть пророка. Но наш корабль из-за погодных условий прибыл в Эфиопию. Там мы увиделись с Джафар ибн Аби Талибом и стали мусульманами. Джафар сказал: ′′Расулуллах отправил нас сюда. Приказал нам оставаться здесь какое-то время. Вы тоже оставайтесь с нами на это время′′. И мы остались в Эфиопий. Позже, после того как пророк разрешил, король Эфиопий Неджаши отправил нас на двух кораблях в Медину. Когда мы прибыли в Медину, пророк участвовал во взятий Хайбара. Несмотря на то, что мы не принимали участия в данном событий, нам выдали долю из трофея, хотя тем кто не воевал трофей не полагался».
Посланник Аллаха, когда ашариты прибывали в Медину, сказал своим сахабам, «К вам присоединятся необычные люди, чьи сердца для ислама более утонченны чем ваши». Среди них был и Абу Мусаль-Аш′ари. Приближаясь к Медине, аш′ариты декламировали стихи, «Завтра мы увидимся с любимыми, Мухаммедом (алейхиссалям), его сахабами». Аш′ариты прибыв в Медину дали пророку биат (клятву верности).
Они были первыми среди мусульман которые поздоровались мусафахой, т.е. рукопожатием. Расулуллах, разместив их в Медине на площади Ботхам, сказал: «Вы совершили две хиджры. Первая на родину Наджаши, вторую на мою родину». Аш′ариты совершали поклонения от ночного намаза и допоздна, после этого приходили к пророку и он выходил к ним. Расулуллах (саллаллаху алейхи уасаллям), совершив с ними намаз похвалил их: «Никто кроме вас в это время не совершает намаз, и это благость данная вам Аллахом. Этот намаз кроме вас никто не совершает!»
Абу Мусаль-Аш′ари очень обрадовался такому отношению. Его любовь к посланнику Аллаха и мусульманам стала во много крат больше. О 54-м аяте суры «Маида», «Аллах приведет общину которая полюбит их и эту общину полюбит Аллах» пророк сказал: «Это его община, т.е. община Абу Мусаль-Аш′ари». И еще, «Прочитанный ночью моими спутниками Коран общиной Аш′аритов, когда они находятся дома, я узнаю по их голосам. А если во время путешествия, не буду знать где они днем встали на стоянку, то ночью узнаю их по их голосам читающим Коран». Одна из благословенных жен пророка Аиша Сиддика (радиаллаху анха), как-то ночью, проходя мимо дома Абу Мусаль-Аш′ари услышала как тот читает Коран и остановилась. Прождала пока не закончит чтение. Когда пророк увидел его днем, то поведал сахабам о ночной истории и сказал: «Поистине, ему дан один из красивейших голосов пророка Давуда». В вероучений ахли сунны, один из двух имамов по вероучению Абуль Хасан Аш′ари, выходец из этого племени.
Дядя Абу Амира аль-Аш′ари и он сам, были командующими армии расулуллаха. Они вместе, после взятия Мекки, участвовали в битве при Хунайне в местечке Авташ. Абу Амир, будучи при Авташе командиром отряда, получил ранение. Абу Мусаль-Аш′ари убил ранившего его дядю человека.
Дядя передал салям пророку и просил передать чтобы он попросил за него прощения у Аллаху тааля. таковым было его завещание. После этого, передав ему командование умер шахидом.
Абу Мусаль-Аш′ари, одержавший победу при Авташи, прибыв к пророку рассказал случившееся и передал завещание дяди. По его словам, далее произошло следующее: ′′Услышав это пророк попросил принести воды и совершил омовение. Затем поднял руки и сделал дуа, ′′Мой Аллах! Прости своего раба Абу Амира!′′ при этом так высоко поднял руки что я увидел его белые подмышки. После этого дуа продолжил, ′′Мой Аллах, дай в судный день Абу Амиру превосходство над созданными Тобою людьми′′. Я попросил у пророка дуа и для себя, на что пророк помолился за меня словами, ′′О мой Господь, прости грехи Абдуллаха бин Кайса! Дай ему в судный день самые высокие положения′′».
Во времена пророка был наместником Забида, Адена и Йемена. Расулуллах (саллаллаху алейхи уасаллям), отправляя его вместе с Муаз бин Джабалем в Йемен, сказал: «По прибытию в Йемен создайте удобные условия для народа и не притесняйте их! Пусть они полюбят вас, пусть у них не появится ненависти к вам! Любите их и не расставайтесь с ними». Участвовал с пророком в сражения Зату′р-рика, взятий Мекки и в битве при Хунайне. Во времена правления Умара (радиаллаху анх) был правителем Куфы, Басры. При этом его правлений были взяты Ахваз, Исфахан и Нусайбин. Во времена халифатства Османа был назначен наместником сначала Басры а затем Куфы. Во времена правления Али (радиаллаху анх) оставался правителем Куфы. В верблюжьей битве Джамаль не участвовал. После сражения при Сиффине, для примирения стал представителем Али. Скончался во время правления досточтимого Муавия.
Абу Муса аль-Аш′ари знал наизусть все суры Корана. Когда досточтимый Абу Бакр (радиаллаху анх) собирал Священный Коран в единую книгу, то он был членом этой комиссий.
Сафван бин Сулейман говорит: «Во времена пророка, никто кроме Умара, Али, Муаз бин Джабаля и Абу Мусы аль-Аш′ари не давал фетву». Он был первым кто в своих трудах начал писать про исламский календарь. Был очень скромным и учтивым. Всегда находился в состояний про которую сказано в 84-м аяте суры «Мариям»: «Мы считаем дни оставшиеся до смерти». Всегда размышлял о своем последнем мгновений. Не придавал мирской жизни никакого значения. При любом своем состояний и в любой ситуаций говорил о сильном страхе перед Аллахом, не думал ни о чем-либо другом кроме как уйти из этой жизни с верой. Видя это, родные говорили ему чтобы он пожалел себя, на что он отвечал: «Также как кони в скачках, подходя к финишу используют все свои силы, так и я вынужден использовать все свои возможности подходя к последней черте». Он жил этим и умер с таким состоянием. Жене говорил: «Запасайся к ахирату, нет никаких средств которые смогут перейти через ад».
Его прекрасное чтение Корана, то что он был муфассиром, муджтахидом и полученное им от пророка благоволение, привлекало на его проповеди большое количество слушателей. Он сказал: «Оказывайте Священному Корану большое уважение. Потому что Коран для вас большой аджр (воздаяние). Следуйте Корану. Не толкуйте его на свое усмотрение. Того, кто следует Священному Корану, того Коран введет в райские сады. А кто станет использовать Коран, толкуя по своему усмотрению (и для собственной выгоды), тот упадет головой в самые низы ада».
«Если у человека будет две долины золота, он не скажет что ему этого достаточно. Начнет собирать еще одну долину. Желудок человека насытит небольшое количество земли».
«Человек спешащий ради мирского, удаляется от ахирата».
«Многие люди погибли занятыми зарабатыванием денег».
«В день стояния солнце будет стоять над головами людей, тенью для них будут служить их деяния».
Абу Муса аль-Аш′ари передал 360 хадисов. Передал от пророка что над досточтимым Османом нависнет беда и тот войдет в рай. Когда произошло солнечное затмение, пророк вошел в мечеть и после совершения намаза сказал: «То что посылает Аллаху тааля подобные чудеса, не говорят о смерти и появлений кого-либо. Но подобными случаями Аллаху тааля пугает людей. Когда видите что-то подобное, то обращайтесь к Аллаху с мольбами, просите прощения».
Также передал хадис, где пророк рассказывал как исполняющие свои обязанности верующие увидят красоту Аллаху тааля в судный день, сказал: «Вы увидите Аллаха также ясно как видите сейчас луну на небе. И теперь старайтесь не пропускать ни один из утренних, вечерних и прежних намазов».
«Моя община удостоена милости Аллаха. В ахирате для него нет наказания. Аллаху тааля пошлет им наказания раньше, в этом мире, в виде землетрясений, смуты, беспорядков. Когда настанет судный день, за каждого члена моей общины приведут иудея и бросят в ад».
Как-то пророк сказал Абу Мусе аль-Ашари: «Хочешь я научу тебя одному дуа которая даст тебе райские сокровища (по другим риваятам сокровища судного дня)? О да пророк, ответил он. На это пророк сказал: говори, Ля хауля ва ля куввата илля биллях».
«Аллаху тааля дает отсрочку для покаяния до утра тому кто согрешил вечером, до вечера тому кто согрешил днем. Так будет продолжать до того как солнце взойдет с запада».
«Полюбившие дуния вредит своему ахирату, любящий свой ахират вредит своему дуния. В таком случае, выберите вечное чем на мирском».
«Каждый кто ради Аллаха построит мечеть, то и для него Аллаху тааля построит дом в раю».
«Верующие как камни в строений связывающие друг друга».
«Если один из вас увидит похоронную процессию, то пусть поднимется на ноги. Он поднимется не для покойника а для ангелов которые находятся рядом с покойником».
«Ко мне приходят люди которые что-то спрашивают и просят помощи. Вы, те кто сейчас рядом со мной, тоже помогайте им, чтобы получить вознаграждения от Аллаха. Аллаху тааля, любимые вещи делает руками пророка».
«Аллаху тааля наполнит нуром сердце человека употреблявшего в течение 40-а дней дозволенную пищу и его речи начнут перетекать из сердца к его словам».
«Человек с тем кого он любит».
«Ближе к судному дню, знания исчезнут, невежество завоюет все вокруг и увеличится количество убийств».
Про правила приема посетителя: «Существуют три правила приема. Первое прислушиваются чтобы узнать кто пришел, второе принимают решение, готовятся, третье впускают или отказываются принять посетителя».
«Если не получите ответа после трех приветствий, то возвращайтесь обратно».
«Уважение к старшим исходит из оказания чести Всевышнему Аллаху».
«Плохой друг как кузнечные меха. Когда дует то искры летящие не сожгут тебя но запах будет стоять невыносимый».
«Покойник обязательно почувствует боль от плача живого».
Наш пророк справа от себя поставил шелк а слева золото и сказал: «Они разрешены для женщин моей уммы и запрещены для мужчин моей уммы».
1) «Табакат-и ибн-и Са′д» т.1 стр. 348. Т 4. стр. 106.
2) «Сират-и ибн Хишам» т. 4. стр. 4.
3) «Бухари» т. 5. стр 80, 82.
4) «Муснад» т. 3. стр. 105, 155, 223.
5) «аль-Исаба» т. 2. стр. 359
6) «аль-Миляль ва′н-Нихаль» т. 1. стр. 94
7) «Матали-ун-нуджум» т. 2. стр. 116.
8) «Там ильмихал саадати абадия» стр. 188, 1000.
9) «аль-Истиаб» т. 2. стр. 371.