1. Главная >
  2. Сподвижники, ученые, праведники >
  3. ВАЙС-АЛЬ КАРАНИ

ВАЙС-АЛЬ КАРАНИ

Из великих табиинов. Полное имя Увайс бин Амир Карни. Родился в Йеменской деревне Карни. Дата рождения неизвестна. Пал шахидом в 37-м году хиджры (657 г.). Стал мусульманином при жизни пророка (саллаллаху алейхи уасаллям). Но не стал сахабом так как не увидел пророка. При жизни пророка не был в Медине. В благословенных хадисах о нем сказано как о великом табиине. Приехал в Медину во времена правления халифа Умара (радиаллаху анх). К нему было проявлено особенное и почетное отношение. До этого жил у себя на родине в Йемене. Затем уехал а Басру.  

Во времена проживания в Йемене работал пастухом верблюдов. Жил простой, скромной жизнью. У него не было никого кроме больной, слепой и старой матери. За выпас верблюдов не назначал определенную плату, брал что дадут. С бедных плату не брал. Половину из полученного раздавал в качестве садака, оставшиеся деньги тратил на себя и на мать.

Став мусульманином, до конца своих дней, пронес в своем сердце горячую любовь к посланнику Аллаха. Ни на миг не забывал об Аллаху тааля. В своей зависимости к Аллаху тааля он достиг такого высокого уровня, что увидев его люди чувствовали назидание и наставление. Ни на кого не обижался и ни кого не обижал. Самым важным его качеством была любовь к пророку (саллаллаху алейхи уасаллям), нескончаемое количество поклонений и уважение к матери. Оказав для матери большое услужение, получил ее благословение. Очень переживал что не смог увидеть пророка. Раз за разом просил у матери разрешения посетить пророка (саллаллаху алейхи уасаллям). Мать не могла дать ему разрешения, так как некому было за ней ухаживать.

Наш пророк (саллаллаху алейхи уасаллям) сказал: «Увайс Карни, лучший из табиинов в добром и хорошем». Расулуллах, время от времени поворачивал лицо в сторону Йемена и говорил: «Чувствую ветер милости со стороны Йемена». «В судный день, Аллаху тааля создаст семьдесят тысяч ангелов в виде Увайса и отправит их вместе с ним к площади Арасат. Они отправятся в рай и никто кроме тех кому даст знать Аллах, не будет знать кто из них Увайс». «В моей умме есть один человек, который станет заступником для количества людей равной шерстинкам на овцах племен Реби′а и Мудар» сказал пророк. В Аравий не было других племен с таким количеством овец. Сахабы удивленно спросили, «Кто этот человек, о расулуллах? Раб Аллаха. Мы все рабы Аллаха. Как его зовут, - спросили сахабы. Увайс. – Откуда он? Из Карни. – Он видел вас? Только не обычными, физическими глазами. – Но почему он с такой любовью к вам не пришел еще к вам чтобы служить вам и увидеть вас? У него есть две причины, одна, у него есть уважительная причина. А вторая, потому что он выполняет предписания моей религий. При нем старая мать. Она слепа, ее руки и ноги обездвижены. Увайс днем пасет верблюдов, заработанные деньги тратит на себя и мать. – А увидим ли мы его? Обратившись к Абу Бакру, пророк сказал, - Ты, во времена своего правления его не увидишь, обратившись к Умару и Али, сказал, - Его увидите вы. Тело его волосатое. На левом боку и на ладони есть белое пятно размером в серебряную монету. Но эти пятна не от витилиго. Когда пойдете проведать его, то передайте ему от меня салям и скажите что я просил помолится за мою умму».

Увайс аль Карани проводил дни и ночи в поклонениях и послушаний. Скрывал себя от народа. В первое время люди смотрели на него как сумасшедшего. Но после, поняв его высокий статус, начали оказывать ему уважение и почести. Поэтому, после смерти матери, он переселился из Карни в Куф.  

Незадолго до смерти, у пророка спросили кому передать его чапан. Он сказал, «Увайсу аль Карни». После смерти пророка, досточтимый Умар и Али прибыли в Куфу. Во время проповеди спросил: «Есть ли тут недждийцы, поднимитесь!» Люди поднялись с места. «Есть ли среди вас человек из Карна?» Люди ответили что да есть и отправили к ним нескольких человек. Умар (радиаллаху анх) спросил у них про Увайса. Они сказали что знают, но вряд ли он тот, кого ищут. Они описали Увайса как юродивого и безумца, которого избегают люди. Умар сказал что ищет именно его и попросил сказать где его можно найти. Сообщили что он находится в долине Арна и работает пастухом верблюдов. Что труд его оплачивают ужином, ходит со спутанными волосами и бородой, не появляется в городах, ни с кем не разговаривает, не ест то что едят другие, не знает печали и радости, он плачет когда видит смеющихся людей, смеется когда люди плачут. Умар и Али (радиаллаху анхум) сказали что ищут именно его и отправились к нему. Застали его совершающим намаз. Аллаху тааля назначил ангела для присмотра за верблюдами. Когда он закончил намаз, то досточтимый Умар встал и поздоровался с ним. Тот ответил на приветствие. Умар (радиаллаху анх) спросил, Как тебя зовут? – Абдуллах, т.е. раб Аллаха. Умар сказал, - мы все рабы Аллаха. Как твое настоящее имя? – Увайс, ответил тот. – Покажи правую руку, сказал Умар. Увайс показал. - Посланник Аллаха передал вам салям. Передал вам свой чапан и завещал, Пусть наденет на себя и помолится за мою общину, сказал Умар.

- О Умар! Я ничтожный, презренный и грешный раб. Подумай хорошенько, может это завещание адресовано кому-нибудь другому?

- О нет Увайс. Ты и есть тот, кого мы ищем. Наш пророк сообщил все твои приметы, ответил Умар.

После этого взяв с почтением в руки накидку пророка, поцеловал и глубоко вдохнул ее запах, затем провел им по лицу и глазам. Попросил их подождать и отошел в сторону. Немного поодаль положил накидку на землю и лег лицом в землю. В таком положений обратился к Аллаху тааля:

«О Аллах, твой любимый пророк, к презренному и ничтожному рабу отправил таких людей как Умар и Али (радиаллаху анхум). Он отправил мне свою благословенную накидку». Помолился за прощение всех грешных мусульман. Когда сообщили о нескольких прощенных грешных мусульманах, он с большим почтением надел на себя накидку.  

Одна часть от этой благословенной накидки была сохранена беками района Ван и в 1618 году которую они подарили султану Осман хану Второму. Султан Абдулмаджид хан, в честь этой накидки, в районе Фатих воздвиг мечеть «Хирка шариф». Ежегодно, в месяце рамазан, она выставляется в витрине для общего обозрения.  

В тасаввуфе, людей получивших файз не увидевшись с наставником, а от его руха, называют увайси. Это выражение отсылает к Вайс-уль Карани, который так и не увидевшись с пророком (саллаллаху алейхи уасаллям) но став его приверженцем, поднялся в тасаввуфе до очень высоких  степеней. Увайси – это не тот у кого нет муршида. Это подняться не увидевшись с пророком (саллаллаху алейхи уасаллям) и его духовными наследниками и получение файза от их рухов.

«Получив накидку пророка, он переехал из Йемена в Куф. После отбытия в Куфу, его могли увидеть совсем немногие люди. Один из них был Харам бин Хаян. Он рассказывает:  

Узнав о хадисе где говорится об уровне шафаата Увайса, я захотел его увидеть. Приехал в Куф и начал искать. Смог найти его на берегу Евфрата совершающим омовение. Я смог его узнать так как знал как он выглядит. Поздоровался с ним. Он ответил на приветствие. Я протянул руку, но он не подал руки. – Да смилуется над тобой Аллах о Увайс, как ты? Я его так сильно полюбил, так сильно расстроился что не смог сдержать слез. Потому что он был очень худой. Он тоже заплакал и произнес: «Пусть Аллах даст тебе добрую жизнь о Харам бин Хаян. Как ты мой брат? Кто тебя направил ко мне?» Я спросил как он узнал мое имя и имя моего отца и как меня узнал, ведь прежде мы не виделись. ′′Тот, кто знает все и кому все известно. Мой рух узнал твой рух, потому рухи верующих узнают друг друга даже если не виделись впредь′′. Я попросил его рассказать что-нибудь от пророка. ′′Я его не видел. Сообщения от него слышал от других людей. Решил для себя не открывать путь хадиса. Не желаю быть мухаддисом, муфтием, музаккиром (напоминатель). У меня свои заботы. Не могу заниматься все этим′′. Я попросил прочитать что-нибудь из аятов. Он взял меня за руки. Прочитал аузу.. бисмилля.. и после этого очень долго заплакал. Затем сказал, в одном аяте Аллаху тааля сказал: ′′Я создал джинов и людей чтобы они узнали Меня, совершали для Меня поклонения′′ и в другом аяте говорит: ′′Небеса, землю и тех что между ними создал не для забавы′′. Читал до: ′′Иннаху хуваль азизуррахим′′.

После этого сказал мне: «′′О ибн Хаян, за чем ты пришел?′′ - Чтобы узнать и послушать тебя. ′′Я не придаю никакого смысла дружбе с человеком после знакомства с Аллахом′′. Попросил дать мне наставления и завещание. ′′Когда ложишься, то знай что смерть находиться под твоею подушкой. Когда встаешь, то она находиться перед тобой. Обрати внимание не на то что он маленький, а насколько огромна непокорность! Допуская мысль что грех маленький, ты тем самым думаешь что Аллаху тааля, сделавший его запретным, такой же маленький. Если посчитаешь его большим, то и своего Господа считаешь большим′′. Я спросил куда он посоветует переселиться. ′′В Дамаск′′ ответил он. Я спросил, - Как там с заработками? ′′Как же жаль человека сердце которого одолевают сомнения, такой человек не внемлет советам′′ с досадой ответил он. Сказал: ′′Посоветуй мне еще что-нибудь′′.

′′О сын Хаяна! Умер твой отец. Умерли Адам (алейхиссалям), Давуд (алейхиссалям), Мухаммед расулуллах. Умер его халиф Абу Бакр. Умер мой брат Умар. Ах Умар… ах Умар!..′′ сказал он. ′′Да помилует тебя Аллах. Досточтимый Умар не умер′′ - сказал я. ′′Аллаху тааля дал мне знать что Умар умер′′ и продолжил, ′′Умрем И я и ты′′. Прочитав салават и короткое дуа сказал: ′′Мое тебе завещание, не выпускай из рук книгу Аллаха и верную дорогу (сират уль-мустаким) указанную в нем и ни на миг не забывай о смерти. При каждой возможности делай наставления своему народу и родственникам, никогда не сторонись увещевания рабов Аллаха. Ни на шаг не отступай от пути ахли сунны, не то потеряешь веру (религию) и даже не заметишь этого и попадешь в ад′′. Прочитал еще некое количество дуа и потом сказал: ′′Иди Харам бин Хаян и вряд ли мы теперь увидимся. Поминай меня в своих мольбах и я буду помнить тебя в своих мольбах. Ты иди этой стороной, а я пойду этой стороной′′. Я захотел пройти с ним отрезок пути. Но он не позволил. Он шел и плакал. Я тоже заплакал. Я стоял и смотрел ему вслед. Смотрел пока он не исчез с моего взора, пока не вошел в город. После этого ничего о нем не слышал.

Он сказал: «Со мной очень много говорили досточтимые Умар и Али (радиаллаху анхума)».

После хаджа приехал в Медину и ему указали на могилу пророка. Он потерял сознание и не удержался на ногах. Придя в себя сказал, «Заберите меня отсюда. Для меня нет жизни в месте где похоронен расулуллах».

Раби бин Хайсам рассказывает: Я пришел к Увайсу. Застал его совершающим утренний намаз.  Он закончил намаз и я решил подождать пока он дочитает тасбихи. Он не вставал до времени намаза духа. Встал и совершил духа намаз. Настало время полуденного намаза. Он совершил этот намаз. Таким образом, он в течение трех дней совершал намазы. На улицу так и не вышел. Не ел, не спал. В четвертый день я окликнул его. Его начал одолевать сон. Он тут же продолжил свое поклонение и сказал: «О мой Господь! Защити меня от глаз, которые чрезмерно спят и от желудка, который чрезмерно ест». Я себе сказал что мне этого достаточно и вышел не нарушая его спокойствие.  

Сообщается что он совсем не спал ночами. Одну ночь называл «ночь кияма», другую «ночь руку», следующую ночь проводил в суджуде. У него спросили, «О Увайс, как ты проводишь в одном положений длинные ночи?» на что он ответил: «В суджуде наступает утро а я еще не смог произнести ′′Субхана Раббиуль азим′′. Потому что по сунне надо произнести три тасбиха. И есть желание совершать поклонения ангелов′′».  

Когда у него спросили что такое хушу при намазе, то ответил: «Не почувствовать боли, если во время намаза в твой бок воткнут иголку». Когда у него поинтересовались как его дела, он ответил: «Каким может быть состояние человека который вставая утром не знает доживет ли он до вечера?» «Как дела?» - спросили у него, «Ах, дорога длинная а припасов нет» с горькой тоской ответил он.  

Увайс-аль Карани сообщили о человеке который на протяжений 30-и лет рыл для себя могилу, теперь надел на себя саван и сейчас только сидит у могилы и плачет. Увайс попросил отвести его к нему. Придя, он увидел исхудавшего, высохшего, обессиленного человека, глаза которого провалились от бесконечно пролитых слез. «Эй человек, твоя могила и саван отвлекли тебя от Аллаха на тридцать лет. Ты, вместо того чтобы поминать Аллаха, думал о могиле и саване». Этот человек, с помощью нура исходящего от Увайса понял всю опасность произошедшего с ним. С криками упал в могилу и сразу же умер.

Увайса Карани посетил некий человек, который обратился к нему, «О любимый раб Аллаха. Скажи мне какое-нибудь наставление». Увайс-уль Карани спросил: «Знаешь ли ты Аллаха?». – Да знаю. «Если так, то пусть тебя никто кроме Аллаха не будет знать. Достаточно того что тебя будет знать Аллаху тааля».

Иногда, дети закидывали его камнями. А он говорил им, - дети не кидайтесь в меня, или пусть это будут маленькие камни, чтобы раны от камней не кровоточили и не мешали мне совершать намаз.

Как-то раз он не ел и не пил в течение трех дней и ночей. На четвертый день, утром вышел на улицу. По дороге увидел золотую монету и не стал поднимать думая что кто-то выронил. Когда он пытался справится с голодом, то увидел что к нему подошел баран и встал перед ним держа в зубах золотую монету. Увайс отвернулся подумав что у монеты может быть хозяин. Но баран заговорил, «Я такой же раб как и ты. Возьми ризк Аллаха от раба Аллаха». Увайс протянул руку и монета упала в ладони, а баран тут же исчез.

Из его высказываний:

«Ничего не скроется от того кто познал Аллаху тааля».

«О человек, в этом бренном мире не выпускай из сердца страх перед Аллахом. Спасение в повиновений Ему».

«Я хотел оказаться в вышине и обрел его в смирений. Хотел править, а обрел это в наставлениях людям. Искал близости, нашел ее в богобоязненности. Искал почета, но нашел это в нетребовательности. Искал отдохновения, нашел его в зухде (отказ от многого из дозволенного, отказ от большинства мубахов дабы не впасть в мнительность и боязнь полюбить этот мир, называют – зухд). Искал богатства, нашел его в таваккуле». 

  1) «Хилият-уль-авлия» т. 2. стр 87.

  2) «Табакат-уль-кубра» т. 1. стр 27.

  3) «Джами′у карамат-иль-авлия» т 1. стр 364.

4) «Тазкира-уль-авлия» стр. 12

5) «Аль-а′лям» т. 2. стр 32

6) «Табакат-и ибн-и Са′д» т. 6. стр. 161

7) «Там ильмихал са′адати абадия» стр. 1081

8) «Асхаби кирам» стр 405

9) «Мактубати Раббани» т. 1. письмо 222, 279

Другие статьи в этом разделе

МОЛЬБЫ И ИСКРЕННОСТЬ

Обладатели мудрости говорят:

Нам неизвестно что с нами будет завтра, но сегодня все возможности в наших руках. Чтобы делать то, что пригодится в ахирате, мы должны ценить сегодняшний день. Лучший друг – тот кто напомнит об ахирате. Плохой товарищ – тот при встрече с котором забывается ахират, совершается плохое.

Если кто желает счастливую жизнь, пусть знает что этот мир временен, не должен быть скупым, жадным, завистливым. Не нужно завидовать кафиру, потому что...

РАЙ ДЛЯ НИХ БУДЕТ УАДЖИБОМ

Обладатели мудрости говорят:

Чтобы человек не говорил, если слова разнятся с делом, это нанесет непоправимый вред ему самому. Поэтому было сказано «Состояние человека, его поступки, значат больше чем слова»

Очень важно что говорят об умершем. Аллаху тааля обращает внимание что скажут мусульмане об умершем. Эти слова, свидетельства людей, на что в Исламе обращают большое внимание. Если двое верующих скажут об умершем «Мы свидетели, этот человек был из общи...


Москва

1445 год, 7 - Шаууаль.
2024 год, 16 - Апрель.
Имсак 2:20
Фаджр 2:48
Восход 5:11
Ишрак 6:19
Зауаль карахат 12:14
Зухр 12:45
Аср-и Аууаль 16:36
Аср 17:35
Исфирар 18:55
Магриб 19:50
Иштибак 21:07
Иша’а 22:18
Иша’а-и Сани 22:42