АМР БИН АС (радиаллаху анх)
Из величайших сахабов. Предположительно рожден в 574-м году в Мекке. Умер в Египте в 43-м году хиджры (663 г.) когда ему было уже за 90 лет. Его родословная, Амр бин Ас бин Вайль бин Хашим бин Суайд бин Сахм бин Амр бин Хэсис бин Каб бин Ля′ви Курайши Сахми. Сын Ас бин Вайль ас-Сахми. Также известен по прозвищам (кунья) Абу Абдуллах, Абу Мухаммед. Мать из рода бани Аназа по имени Набига.
Племя досточтимого Амр бин Аса под названием Бани Сахм в доисламский, джахилийский период была одной из именитых Курайшитских племен. До того как стал мусульманином, при жизни отца Ас бин Вайля, его имя не поминали часто. Он был известен среди глав второго уровня. Смог проявить себя после того, как 8-м году хиджры (629 г.) стал мусульманином. До того как был мусульманином, когда среди мусульман произошло второе переселение в Эфиопию, кафирами Курайша был отправлен к королю Эфиопий Неджашу, заполучить переселенцев мусульман.
Поначалу, Амр бин Ас следуя своим соплеменникам был против мусульман, но после сражения при Хандаке стал переосмысливать свое отношение к исламу. Чем больше он вникал, тем сильнее менялось его мнение. Изменения происходящие с ним не могло ускользнуть от взоров соплеменников. Он уже не был против мусульман, но также стал и избегать противников мусульман. Соплеменники сказали ему свое мнение. Между ними состоялся откровенный разговор. Но сердце Амра (радиаллаху анх) уже обратилось в сторону ислама. Осуждающим он говорил, - вы заблуждаетесь. Он пытался переубедить их, указать им верную дорогу. Как-то, еще до взятия Мекки, он случайно на улице встретился с Халид бин Валидом и Абу Сулейманом. Рассказал им о чем он думает. Сказал что хочет посвятить себя службе посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи уасаллям). Оказалось что его собеседники были такого же мнения и тут же приняли его предложение. В 8-м году хиджры, за шесть месяцев до взятия Мекки, все трое прибыли в Медину где стали мусульманами. Стали обладателями высокой чести принявших ислам до завоевания Мекки. По другим риваятам, стали мусульманами между худайбийским соглашением и битвой при Хайбаре.
После принятия ислама он очень сожалел о своих прежних ошибках. Ему очень сильно хотелось внести свою пользу исламу, воевать против мушриков. Таким образом он превратился в прекрасного и мужественного борца исламской религий.
По свидетельству историка Вакиди (радиаллаху анх), «Амр сказал пророку, - О расулаллах, до ныне, моей целью было разрушение шариата. А теперь мое желание поменялось и я принял ислам. Услышав это пророк сказал, - в скором времени отправлю тебя на одно важное дело. Позже, пророк назначил его командиром небольшого отряда и отправил против племени дяди его отца - Бали бин Умар бин Лихафа. Когда прибыли в местечко Зат-ус-салясиль, получил известие что кафиры объединились с другими племенами. Он отправил пророку гонца чтобы объяснить ситуацию и попросил помощи. Расулуллах (алейхиссалям), послал ему в помощь Абу Бакра и Умара под командованием Абу Убайды бин Джарраха.
Амр, при помощи Абу Убайды обрел силу и враг был повержен. Они благополучно вернулись в Медину с военной добычей. После этого похода, Амр бин Ас (радиаллаху анх) спросил у пророка: «О расулаллах, кого ты любишь больше всего?». Посланник Аллаха ответил, «Аишу». Амр спросил а кого же пророк любит из мужчин. «Отца Аишы». Когда Амр спросил кого любит после них, пророк сказал, «Умара». Амр все спрашивал, а пророк перечислял имена сахабов. Таким образом Амр понял что превосходство и любовь пророка не зависит от знатного происхождения и должности мусульманина.
После принятия мусульманства участвовал во взятий Мекки. Позже принял участие в битве при Хунайне. Затем, вместе с расулуллахом вернулся в Медину. По прошествий некоторого времени после взятия Мекки, он, вместе с небольшим отрядом воинов, был отправлен в племена Сува и Бани Хузайль которые все еще поклонялись идолам, чтобы обратить их в мусульманство.
После взятия Мекки, посланник Аллаха отправил некоторым правителям письма с приглашением принять ислам. В Оман был послан Амр бин Ас (радиаллаху анх). Правители Омана прочитавшие письмо расулуллаха, стали мусульманами. После этого, Амр бин Ас был назначен наместником Омана. Его не отстраняли от должности и оставался на этой работе до самой смерти пророка.
Во времена правления Абу Бакра (радиаллаху анх), вернул на верный путь муртадов (отступников) Омана, после, когда был приглашен Абу Бакром в Медину, вернул обратно в ислам муртадов племени Бани Кадаа. Затем вернулся в Оман. Досточтимый Амр бин Ас, после того как сломил распространение отступничества, халифом Абу Бакром был отправлен на завоевание Ирака и Шама. В 13-м году (634 г.) в сражений Аджнадин, одержал победу над Византией. После этого сражения, мусульманскому войску также выпала честь завоевать Дамаск. После завоевания Сирии, воевал с византийцами при Фахле и Ярмуке.
Войска мусульман раз за разом одерживали верх над византийской армией. За это время были взяты Дамаск, Фахль, Ярмук, Кансерейн и еще многие земли. Были заключены перемирия с Алеппо, Манби и Антакии. После результатов сражения при Ярмуке, на Амр бин Аса (радиаллаху анх) возлагалась другая работа. Один за другим были взяты Газа, Сабастин, Наблус, Лидда, Мабни, Бейт, Джирин, Амвас. Не был взят только Иерусалим. Амр бин Ас держал Иерусалим в осаде. Правитель Иерусалима сообщил что сдаст город только если явится халиф.
Для этого, досточтимый Умар прибыл в Дамаск. Завершил дело заключив мирный договор. Таким образом, Иерусалим перешел в руки мусульман. После полного взятия Палестины, Амр бин Ас был назначен Умаром (радиаллаху анх) правителем этого края. По разрешению халифа поставил цель завоевать Египет. Это произошло после многочисленных сражений, некоторые из которых длились очень долго.
Амр бин Ас (радиаллаху анх) после Египта стал завоевателем Северной Африки завоевав Траблусгарб (Триполи) и Сияра (Зуара). Сообщил халифу о завоеваний Триполи и его окрестностей. Попросил разрешения на завоевание Туниса, Марокко и Джазаира. Он не стал продвигаться в этом направлений узнав от халифа что дальнейшее продвижение может быть опасным. Во времена правления халифа Османа, Амр был снят с правления Египта и доставлен в Медину где стал советником халифа.
Его иджтихад при Сиффине, совпал с иджтихадом досточтимого Муавия. При правлений Муавии, вновь стал наместником Египта. На этой службе оставался до самой смерти. Его не стало в 43 году хиджры (664 г.), на тот момент ему было 93 года. Джаназа над ним прочитали 1 дня рамазана, где имамом был его сын Абдуллах бин Амр. Захоронен в местечке Мукаттам.
У Амр бин Аса было 2-е сыновей, Абдуллах и Мухаммед. Передается что оба они от жен Рита бинти Мунаббих или Хавля бинти Хамзы. Был среднего роста, смелым, красноречивым, провел всю свою жизнь на полях сражений. Из-за этого не мог заниматься наукой. Но читал Коран необычайно чистым арабским и получал от этого глубокое удовлетворение. В перерывах между сражениями давал наставления, говоря о словах и жизни посланника Аллаха считая это своим долгом. Особо отмечал о необходимости не быть привязанным к мирскому. Кроме этого, в некоторых вопросах фикха, совершал кияс и иджтихады. Был одним из лучших литераторов и ораторов своего времени. Его особенностью было краткое, емкое изложение и умение привести прекрасные сравнения. У него было врожденная любовь к справедливости. В нем сразу же чувствовалась глубокая любовь к расулуллаху. Досточтимый Амр бин Ас это умный, компетентный, опытный в политике и военном деле сподвижник. Был очень проницательным человеком. Ша′би сказал: «В исламе у арабов было 4 гениальных вождя. Один из них Амр. Он был человком трудных дней». Проявлял спешку в добрых делах и был проворным. Эта особенность чаще всего проявлялась при сражениях. Амр бин Ас участвовал не только в войнах но и принимал участие в руководстве страной. Ввел много нового в деле государственного управления, регулирований судов, сборе налогов и других подобных делах. Между этим, впервые, в городе Фустат, возвел мечеть с минаретом которая похожа на нынешние минареты Турции. Между Каиром и Красным морем проложил 19-и километровый канал, после чего корабли в Хиджаз начали ходить по более удобному пути.
У Амр бин Аса кто-то спросил, - вы человек умный, почему же ваше решение стать мусульманином пришло так поздно? На что он ответил, - Мы, в силу возраста и уровня знаний, были вместе с нашими предводителями. Их ложь не укладывалась в сознании человека. Когда расулуллах (саллаллаху алейхи уасаллям) был послан пророком, то наша элита его не приняла. Все это нам пришлось по душе. Когда ушли они и настала наша очередь, то мы стали задумываться, стали более тонко подходить к этому делу, увидели что истина на лицо. Таким образом ислам поселился в моем сердце. Слова пророка, ′′Творившему добро, на том свете ждет добро, а творившему зло ожидает плохое′′ посчитал верным. Потому что никогда не видел пользы от упрямства в заблуждений и лжи.
Однажды Умар (радиаллаху анх), увидев идущего Амра, сказал, «Как же к лицу Абу Абдуллаху шагать по земле как эмир».
Кабиса бин Джабир говорил: «Дружил с Амром. Не видел никого другого более ясно и четко читающего Священный Коран, второго человека с таким же прекрасным характером, такого же, чьи дела совпадали бы со словами».
Амр ибн Ас (радиаллаху анх) передал от расулуллаха большое количество хадисов. Передатчиками хадисов от него стали его сыновья Абдуллах и Мухаммед, а также Кайс бин Абу Хазим, Абу Саляма бин Абдуррахман, его раб Абу Кайс, Абдуррахман бин Шимама, Абу Осман Хинди и другие.
Расулуллах про Амр бин Аса сказал: «Амр ибн Ас, из праведников Курайша». «О мой Аллах, помилуй Амр ибн Аса. Потому что он любит и Тебя и расулуллаха». «Для хорошего человека подобает и лучшее имущество».
Некоторые хадисы от пророка переданные Амр бин Асом:
Амр бин Ас рассказывает: Расулуллах сказал: «Одевайся, бери оружие и приходи ко мне». Когда я пришел, то он сказал: «Я хочу назначить тебя командиром отряда. Пусть Аллах даст тебе невредимости и богатого трофея, возвращения с большим, праведным богатством». – О посланник Аллаха, я стал мусульманином не ради богатства, а потому что меня тянуло к исламу и было для этого желание, сказал я. «О Амр, как прекрасно праведное богатство в руках праведного человека» сказал пророк.
Некий человек пришел к расулуллаху (саллаллаху алейхи уасаллям) и спросил: «О расулаллах, какое деяние самое лучшее. Пророк ответил: ′′Уверовать во Всевышнего Аллаха и утвердить это сердцем, сражаться на Его пути и хадж мабрур (принятый хадж)′′. О расулуллах, можете сказать что-то еще. ′′Быть мягким в обращений с людьми, накормить досыта бедняков, с легкостью и без сожаления отдавать то, что не обязан отдавать а также прекрасный нрав′′ продолжил пророк (саллаллаху алейхи уасаллям)».
«Для муджтахида допустившего ошибку дается один саваб, а если ответ правильный, то есть два или десять савабов».
1) «Усуд-уль-габа» т. 4. стр 112
2) «Футух-уль-булдан» стр 83, 127
3) Табари т. 4. стр. 82, 127
4) «Ибн Асир» т. 2. стр 318
5) «Му′джам-уль-бульдан» раздел «Барка»
6) «Ахбар-ут-тиваль» стр. 167, 169
7) «Табакат ибн Са′д» т. 4. стр 8
8) «Тахзиб-уль-камаль» стр. 290
9) «Тахзиб-ут-тахзиб» т. 8. стр. 56
10) «Хусн-уль-мухадара» Суюти. стр 68
11) «Мустадрак» Хаким. т. 3. стр. 454
12) «Муснад Ахмад бин Ханбаль» т. 1. стр. 155
13) «Канз-уль-уммаль» стр. 6
14) «Там ильмихал саадати абадия» стр. 986
15) «Асхаби кирам» стр. 312
16) «Хадикат-ун-надия» т. 1. стр. 298