1. Главная >
  2. ВСЕМ НУЖНАЯ ВЕРА >
  3. ВСЕМ НУЖНАЯ ВЕРА - 33

ВСЕМ НУЖНАЯ ВЕРА - 33

Желаемые действия рабов происходят благодаря двум вещам. Первая – благодаря силе, выбору и желанию сердца раба. Поэтому его дела и поступки называются касб (старанием). Старание – это одно из качеств человека. Вторая – благодаря сотворению Всевышним Аллахом его действий и деяний. Приказы, запреты, вознаграждения и мучения Аллаху тааля создал, потому что человек наделен старанием (касб). В 96-м аяте суры «Саффат» сказано (смысл): «Всевышний Аллах создал вас и ваши деяния». С одной стороны этот аят показывает, что у людей есть касб, то есть то, что их поступки и дела онованы на желании сердца и ирада джузия (свободе воли). Ясно доказывает отсутствие какого-либо принуждения. По этой причине действия приписываются человеку, и говорят «дела, действия человека». Например, говорят «Али ударил, сломал». А с другой стороны показывает, что все сотворенное подчиняется судьбе (кадар) и предопределению (каза).

Для того чтобы то или иное действие было осуществено, сотворено, прежде всего нужно, чтобы сердце раба проявило желание и волю. Раб проявляет волю в меру своих сил и возможностей. Это желание называется касб (старанием). Покойный Амиди указывает, что это старание (тяга к обретению) оказывает влияние на устроение дел, является причиной их сотворения. Не лишне сказать, что это старание никак не влияет на сотворение желаемого действия. Ибо сотворенное действие и желаемое действие раба не отделимы друг от друга. Следовательно, раб не может делать всё, что пожелает. Нежелаемое им также может существовать. Если бы раб делал все, что пожелает, а нежелаемое им не происходило бы, то он не был бы рабом. Это притязание на божественность. Проявив милость, сострадание, Всевышний Аллах дал Своим рабам столько сил, т.е. энергии, сколько им необходимо и столько, сколько требуется для следования приказам и запретам. Например, человек, обладающий хорошим здоровьем и материальным состоянием, может один раз в жизни отправиться в паломничество. Каждый год, увидев на небе молодую луну в рамазан, может в течение одного месяца соблюдать пост. В течение 24-х часов может совершать обязательный пятикратный намаз. По истечению одного солнечного года может выплатить мусульманам закят золотом и серебром из одной четвертой части своего имущества, достигшего размера нисаб. Как видим, человек может совершать, а может и не совершать желаемые им действия. Это еще раз показывает величие Аллаху тааля. Поскольку невежественные и глупые люди не в состоянии понять знания о каза (предопределении) и кадар (судьбе), то они не верят словам ученых ахли-сунны. Сомневаются в том, что люди обладают правом выбора и силой. Считают, что люди бессильны и вынуждены делать то, что они делают по своему желанию. Видя, что люди делают некоторые вещи не по своему желанию и выбору, они осуждают ученых ахли сунны. Эти ошибочные слова показывают, что у них самих есть воля, желание выбирать.

Сила, позволяющая совершать либо не совершать то или иное действие, называется кудрат (силой). Выбор, желание делать или не делать называется ихтияр (выбором, желанием). Желание осуществить выбранное дело называется ирада (волей). Принятие, одобрение, невоспрепятствование какому-либо делу называется риза (согласием). При условии оказания воздействия на осуществление того или иного дела, совокупность ирада (воли) и кудрата (силы) называется халк, создавать. А без оказания воздействия называется касб (старанием). Не обязательно, что любой, кто делает выбор, желает является создателем. Точно так же не обязательно принимать, одобрять все, к чему направляется воля. Всевышнего Аллаха называют халик (создателем) и мухтар. Раба называют касыб (старающимся) и мухтар (вольным).

Аллаху тааля выражает свою волю в поклонениях и грехах рабов и создает их. Однако Он доволен поклонениями, но не одобряет, не доволен грехами. Всё на свете существует благодаря Его воле и созданию. В 102-м аяте суры “Анам” сказано (смысл): «Нет Бога, кроме Него, Он – творец всего».  

Из-за того, что мутазилиты не смогли увидеть разницу между ирада и риза, они сбились с пути. Они говорили, что человек сам создаёт желаемое действие. Отрицали каза (предопределение) и кадар (судьбу). В полном заблуждении оказалась и секта джабрия. Они не смогли понять, что ихтияр (выбор, желание) может существовать без создания. Они уподобили человека камню, дровам, полагая, что у человека нет права выбора и желания. Они сказали, что это не человек совершает грехи (да защитит нас Аллаху тааля), а Всевышний Аллах побуждает его совершать все плохие, греховные поступки. Если бы человек был лишен воли и права выбора, если бы грехи и все плохое его заставлял бы совершать Аллаху тааля, как это утверждают приверженцы секты джабрия, то тогда не было бы разницы между человеком, который скатывается с горы, будучи связанным по рукам и ногам, и тем, кто спускается вниз, наслаждаясь видами вокруг. Mежду тем, падение первого является насильственным, а второй спускается по своей воле и выбору. Люди, которые не видят разницы между ними, - недальновидны. Более того, они показывают свое неверие аятам. Считают приказы, запреты Всевышнего Аллаха ненужными и неуместными. Полагать, что человек сам создает то, что желает, как это утверждают мутазилиты или кадариты, значит не только не верить аяту, гласящему: «Создатель всего сущего – Всевышний Аллах», но и делать человека сотоварищем Всевышнего Аллаха в делах созидания.

Другие статьи в этом разделе

ВСЕМ НУЖНАЯ ВЕРА - 12

2. Вторая из этих шести вещей - «Вера в Его ангелов». Слово «ангел» означает: вестник, посланец или же сила, мощь. Ангелы имеют тело. Они невесомы, легче даже газообразных веществ. Они созданы из света. Они живые. Обладают разумом. Ангелы далеки от всего плохого, что присуще природе человека. Они могут принимать любую форму. Так же, как газообразные вещества могут превращаться в жидкие и твердые, а превратившись в твердые вещества, принимают форму, так...

ВСЕМ НУЖНАЯ ВЕРА - 20

Вопрос: В битвах при Джамале и Сиффине многие сахабы из числа мухаджиров и ансаров были вместе с имамом Али. Они подчинялись и следовали за ним. Несмотря на то, что все они были муджтахидами, они сочли ваджибом следовать за имамом Али. Получается, что приверженность имаму Али было ваджибом и для муджтахидов. Как так произошло, что они должны были объединиться с ним, несмотря на разногласия в иджтихадах?

Ответ: Последовавшие за Али (радиаллаху тааля...


Москва

1445 год, 16 - Шаууаль.
2024 год, 25 - Апрель.
Имсак 1:31
Фаджр 2:06
Восход 4:50
Ишрак 5:59
Зауаль карахат 12:12
Зухр 12:43
Аср-и Аууаль 16:44
Аср 17:47
Исфирар 19:11
Магриб 20:08
Иштибак 21:30
Иша’а 22:54
Иша’а-и Сани 23:30