1. Главная >
  2. ВСЕМ НУЖНАЯ ВЕРА >
  3. ВСЕМ НУЖНАЯ ВЕРА - 14

ВСЕМ НУЖНАЯ ВЕРА - 14

Из небесных книг нам известны сто четыре. Известно, что десять сухуфов (страниц) из них было ниспослано Адаму (алейхиссалям), пятьдесят сухуфов - Шису (Шиту) (алейхиссалям), тридцать - Идрису (алейхиссалям), десять - Ибрагиму (алейхиссалям). Таурат был ниспослан Mусе (алейхиссалям), Забур (Псалтырь) - Давуду (алейхиссалям), Инджиль (Евангелие) - Исе (алейхиссалям), Священный Коран -  Mухаммеду (алейхиссалям).

Когда человек хочет что-либо приказать, запретить, спросить или же сообщить какую-то новость, он сначала все обдумывает и мысленно готовится к разговору. Значения этих мыслей в голове у человека называются Калями нафси. Эти значения нельзя назвать арабскими, персидскими или турецкими. То, что они произносятся на разных языках, не означает, что они обретают разные значения. Слова, посредством которых доносятся значения, называются Калями лафзи. Калями лафзи может выражаться на разных языках. Из этого следует, что калями нафси является таким же простым, неизменным, отдельным свойством человека, как автора слов, как, например: знание, воля, зрение. А калями лафзи является набором букв, посредством которого доносится смысл калями нафса, достигает ушей человека и исходит из уст произносящего. Точно так же, Слово Аллаху тааля никогда не умолкает, не является созданием, оно изначально, вечно и неотделимо от Его сущности. Калям (Слово) Всевышнего Аллаха является совершенно отдельным свойством, отличным от Его атрибутов сущности (сыфат-и затия) и атрибутов действия (сыфат-и субутия), таких как, например: знание, воля.

Свойства каляма тоже просты. Калям никогда не подвергается изменениям. Он не состоит из букв и звуков. Он не изменяется и не делится на приказной, запрещающий, сообщающий формы или же на языки, такие как, например: арабский, персидский, турецкий, иврит, сурияни. Он не видоизменяется так. Не пишется. Не нуждается в таких средствах, как ум, слух, дар речи. Произносится на любом желаемом языке. Так, если калям произносится на арабском языке, то называется Священным Кораном. Если произносится на иврите, то - Таурат. Если на сурияни, то - Инджиль. [В книге «Шарх-уль-макасид»[1] говорится, что если калям произносится на греческом языке, то это Инджиль, если на сурияни, то – Забур.]

Калями илахи (божественное слово) сообщает о различных вещах. Если сообщает о событиях, то это - «Хабар». В противном случае - «Инша» (изложение). Если сообщает о вещах, которые нужно выполнять, то это -«Амр» (приказ). Если сообщает о запретах, то это - «Нахи». Однако калями илахи никогда не изменяется и не дополняется. Все нипосланные Книги и все их страницы относятся к свойствам каляма Всевышнего Аллаха, то есть относятся к калями нафсу. Если они на арабском языке, то это - Священный Коран. Вахи (божественные откровения), сложенные из букв, записываемые, произносимые, воспринимаемые на слух, заучиваемые наизусть и ниспосланные в виде стихов, называются Калями лафзи и Корани каримом. Так как посредством этого калями лафзи передается калями нафси, то его также дозволительно называть калями илахи и сыфати илахи (божественными атрибутами). Поскольку все это называется Корани каримом, то его части также называются Кораном.

Ученые ахли сунны единогласно утверждают, что калями нафси является кадимом (извечным), а не махлюком (сотворенным). Mежду учеными нет единого мнения относительно того, является ли калями лафзи хадисом или кадимом. Одна часть ученых, считающих калями лафзи хадисом, утверждают, что лучше не говорить, что он является таковым. Потому что если калями лафзи называть хадисом, то могут подумать, что  калями нафси тоже является хадисом. Это лучшее замечание по этому поводу. Когда люди слышат о чем-то, что обозначает какую-то вещь, их разум сразу же вспоминает эту вещь. Эти слова ученых из числа ахли сунны, утверждавших, что Священный Коран является хадисом, указывают на то, что звуки и слова, произносимые нашими устами, являются сотворенными. Ученые-сунниты единодушно заявили, что и калями лафзи, и калями нафси являются Словом Аллаху тааля. Несмотря на то, что некоторые выводили из этого иной смысл, однако то, что калями нафси является Словом Аллаха, говорит о том, что это атрибут Речи Аллаху Таала. И то, что калями лафзи - это Слово Аллаху тааля, означает, что Он является его Создателем.

Вопрос: Из вышесказанного ясно, что предвечный калям Аллаху тааля недоступен слуху. Говорить: «Я слышал Слово Аллаха», означает: «Я слышал прочтенные звуки и слова» или «Я понял прочтенные звуки и калями нафси, являющийся предвечным. Всем пророкам, да и всем людям доступны эти две формы слышания. По какой причине выделяют Mусу (алейхиссалям), называя его калимуллахом (собеседником Аллаха)?

Ответ: Mуса (алейхиссалям) услышал предвечное Слово Аллаху тааля без букв и звуков, что не присуще адати иляхи (привычкам Аллаха). Он услышал Всевышнего Аллаха так же необъяснимо, как невозможно объяснить то, каким образом Аллаху тааля предстанет в Раю. Никто, кроме него, подобным образом не слышал. Или он услышал Слово Аллаху тааля посредством звуков, но не только ушами. Он услышал Его каждой частичкой своего тела, со всех сторон. Или же он услышал Его со стороны дерева, но это не был голос. Это не была вибрация воздуха либо какое-то другое явление. Так как он услышал Аллаху тааля посредством одного из этих трех способов, он был удостоен называться Калимуллахом. То же самое произошло, когда в ночь мираджа (вознесения) Мухаммед (алейхиссалату уассалям) услышал калям Аллаху тааля и, когда получал вахи (откровения) от Джабраила (алейхиссалям).


[1] Книга «Шарх-уль-макасид» была написана Садуддином Тафтазани. Он умер в 792 [м. 1389] году в Самарканде.

Другие статьи в этом разделе

ВСЕМ НУЖНАЯ ВЕРА - 20

Вопрос: В битвах при Джамале и Сиффине многие сахабы из числа мухаджиров и ансаров были вместе с имамом Али. Они подчинялись и следовали за ним. Несмотря на то, что все они были муджтахидами, они сочли ваджибом следовать за имамом Али. Получается, что приверженность имаму Али было ваджибом и для муджтахидов. Как так произошло, что они должны были объединиться с ним, несмотря на разногласия в иджтихадах?

ВСЕМ НУЖНАЯ ВЕРА - 18

Абу Бакр Сиддик (радиаллаху анх) - венец имамов и святых, который, будучи самым достойным среди святых общины пророка, заслужил право стать халифом Расулуллаха. После всех пророков, он является наилучшим и самым  превосходным из всех людей, которые когда-либо были и будут сотворены. Он - первый, кто удостоился чести и уровня халифа. Даже до появления ислама он, по милости и доброте Аллаха, не поклонялся идолам. Он был защищен от обвинений в неверии и заблужде...


Москва

1446 год, 20 - Джамазильаууаль.
2024 год, 22 - Ноябрь.
Имсак 5:43
Фаджр 6:06
Восход 8:10
Ишрак 9:31
Зауаль карахат 12:00
Зухр 12:31
Аср-и Аууаль 14:08
Аср 14:37
Исфирар 15:15
Магриб 16:22
Иштибак 17:41
Иша’а 18:34
Иша’а-и Сани 18:48