ВСЕМ НУЖНАЯ ВЕРА - 32
Если бы Всевышний Аллах пожелал, то создал бы все и без причин. Сжигал бы без огня. Насыщал бы без пищи. Сделал бы возможным летать без самолетов. Слышать на расстоянии без радиоустройств. Однако, проявив к своим рабам огромную милость, Аллаху тааля связал все создаваемое Им с какими-то определенными причинами. Он пожелал создавать определенные вещи по определенным причинам. Свое созидание, Свое могущество Всевышний Аллах скрыл под причинами. Если человек, желающий, чтобы Аллаху тааля что-то создал, будет опираться на причины желаемого, то он получит это. (Тот, кто хочет зажечь лампу, использует спички. Тот, кто хочет получить оливковое масло, использует пресс для выжимания. Страдающий от головной боли, принимает аспирин. Желающий попасть в рай и наслаждаться бесконечными благами, следует исламу. Тот, кто стреляет в себя из пистолета или принимает яд, умирает. Выпивший воду при потоотделении, заболевает. Совершивший грех, утративший свой иман, попадает в ад. То, что получает каждый человек, зависит от того, на какую причину он опирался. Тот, кто будет читать исламские книги, тот изучит ислам, полюбит его, станет мусульманином. Тот, кто будет находиться среди безбожников и безмазхабников, слушать их слова, станет религиозным невеждой. Большинство таких невежд становятся кафирами. Путь следования человека зависит от выбранного им направления.)
Если бы Всевышний Аллах не создавал Свои творения по определенным причинам, то никто бы ни в ком не нуждался. Все бы обо всем просили у Аллаху тааля, и никто бы не стал ничего предпринимать. Тогда между людьми не осталось бы человеческих отношений, таких как: начальник - служащий, рабочий - ремесленник, ученик - учитель, а порядок этого мира и потустороннего был бы нарушен. Разницы между прекрасным и дурным, хорошим и плохим, покорным и непокорным не осталось бы.
Если бы Всевышний Аллах пожелал, то Свой обычай устроил бы по-другому и всё создавал бы согласно этому обычаю. Например, если бы Он пожелал, то кафиров, людей, падких к мирским удовольствиям, злодеев, обманщиков отправил бы в Рай. А людей набожных, совершающих поклонения и благие деяния, отправил бы в Ад. Однако аяты и хадисы показывают, что Он не желал этого.
Все деяния и все действия, совершаемые людьми вольно или невольно, создает Аллаху тааля. Для того чтобы создавать действия и деяния, соответстующие желаниям Его рабов, Аллаху тааля создал и наделил их ихтияр (выбором, желанием) и ирада (волей), сделал выбор и желание причинами совершения действий. Когда какой-либо раб желает совершить что-либо, задуманное им произойдет, если и Всевышний Аллах этого пожелает. Если раб не пожелает чего-то и если Аллаху тааля тоже не пожелает, то Он не сотворит этого. Но дело не свершится, если того пожелает только раб. Что-либо может произойти и свершиться, если того пожелает и Всевышний Аллах. Создание Аллаху тааля действий, желаемых рабами, подобно тому, как Он создает горение каких-либо предметов при соприкосновении их с огнем и наоборот не создает горение, если предметы с огнем не соприкасаются. Нож режет, когда он касается. Но режет не нож, а Аллаху тааля. Он создал нож только как средство для резки. Следовательно, Аллаху тааля создает желаемые действия рабов исходя из их желания, воли и выбора. Но процессы в природе не зависят от воли и предпочтения рабов. Они происходят лишь в том случае, если этого пожелает Всевышний Аллах, создаются совсем по другим причинам. Только Он является Создателем всего сущего: солнца, частиц, капель, клеток, микробов, атомных частиц, свойств и движений. Нет создателя, кроме Него. Однако разница между движениями неодушевленных предметов и действиями животных и людей, руководствующихся своей волей и желанием, заключается в том, что если рабы захотят совершить какое-либо действие и если Аллаху тааля тоже этого пожелает, то Он побуждает человека к действию и создает. Действия раба не находятся в их руках. Более того, он даже не знает, как происходят эти действия. (Каждое действие человека осуществляется в результате многочисленных физических и химических процессов). В действиях неодушевленных предметов отсутствует ихтияр (желание, выбор). Возникновение возгорания при соприкосновении с огнем происходит не по выбору и желанию огня.
(Аллаху тааля желает и создает добрые и полезные желания рабов, которых Он любит и проявляет к ним сострадание. Плохие и вредные их желания Он не одобряет и не создает. Эти рабы всегда совершают добрые и полезные деяния. Они печалятся и огорчаются, когда многое из того, что они желают, не осуществляется. Если бы они понимали, что Всевышний Аллах не создает эти вещи, потому что они вредны, то не расстраивались бы так. Они радовались и благодарили бы Аллаху тааля. Аллаху тааля в предвечности изъявил волю и пожелал создавать желаемые действия людей после того, как их сердца проявят волю и желание. Если бы Всевышний Аллах не пожелал бы этого в предвечности, то и желаемые нами действия Он создавал бы против нашей воли и желания. Аллаху тааля создает желамые нами действия после того, как мы этого захотим, ибо Он в предвечности пожелал этого. Следовательно, Его воля является решающей....