1. Главная >
  2. Вера. Ангелы. Пророки. Предопределение. Книги. Судный День. Джины, >
  3. Что значит предопределение?

Что значит предопределение?

Вопрос: Что значит предопределение? Можно ли отрицать предопределение?

Ответ:

Шестым необходимым условием веры является вера в предопределение, что добро и зло от Всевышнего Аллаха. Добро и зло, польза и ущерб, прибыль и убыток – всё возможно по воле Всевышнего Аллаха. Словарное значение этого слова означает измерение величины, решение и приказ.

Здесь объединяются понятия множества и большого. То что Аллах в те изначальные времена желал чтобы было, называется Кадар (судьба). Существование того что пожелал Аллаху тааля, называется Каза (предопределение). Слова Кадар (судьба) и Каза (предопределение) часто употребляются  как синонимы. Поэтому Каза – это всё, что изначально пожелал Всевышний Аллах и всё, что создано в предвечности и всё, что будет создаваться и происходить. Всё это, происходящее согласно с провидением, ни больше, ни меньше, а точно в соответствии с ним и называется долей, судьбой. Всевышний Аллах знал изначально что будет. Это Его знание и называется провидением и судьбой, долей.  

У Всевышнего Аллаха были знания о всех действиях (физические явления, химические и ядерные реакции, обмен энергиями, физиологическая активность живых существ), произойдут или нет то или иное, добрые и плохие деяния рабов, наказания которые они понесут и все что может быть. Все это знал еще в Азале (Азаль – давние времена когда еще не было создано дуния). Все что было в те давние времена и все что еще будет, предметы, особенности, свойства, движения, события, происшествия, создал когда-то в соответствии своим знаниям. Все хорошие и плохие деяния людей, станут ли они мусульманами, их неверие, все их дела выполненные по желанию или нет, создает Аллаху тааля. Создает и делает Он. Все что происходит по какой-либо причине, создает Он. Он создает все по какой-либо причине.  

Вопрос: Говорят, все что произошло было создано по какой-либо причине. Огонь, которой люди пользуются для сжигания тоже создана как одна из этих цепей причин? 

Ответ: Аллаху тааля создает все хорошие и плохие деяния человека, станет ли он мусульманином или будет кафиром, все сделанное им по желанию или нет. Создает и делает только лишь Аллаху тааля. Также Он создает причины после которого происходит создание. Все что происходит, создает по известной для этого причине. 

Например, огонь сжигает. Но жечь его заставляет Всевышний Аллах. У огня нет никакой связи с горением. Однако такова привычка Аллаха, возгорания не произойдет пока огонь не коснется чего-либо. Огонь не делает ничего другого, кроме как доведения до температуры воспламенения. Не огонь обеспечивает в органических телах тягу азота, водорода к соединению с кислородом, изъятие и переход электрона. Те, кто не могут видеть что же происходит в действительности, считают что все это производит огонь. Зажигает, возбуждает реакцию возгорания не огонь. И не водород. И не тепло. И не возгорание и переход электрона. Возжигает только Всевышний Аллах. Все это, Он создал только как средство горения. А человек лишенный знания, думает, что зажигает огонь.

Даже закончивший начальные классы ученик не скажет что жжет огонь. Он скажет что огонь горит благодаря воздуху. Ученик средних классов не примет и такое утверждение. Он скажет что процесс горения возможен с помощью кислорода который присутствует в воздухе. Выпускник школы скажет что: «Кислороду не свойственно гореть. Горение возможно от каждого элемента притягивающего электрон, который является источником горения. А студент университета вместе с материей берет в расчет и энергию. Таким образом, по мере развития науки и знания, происходит приближение к внутренней сути дела, причина скрывается за предполагаемыми вещами, обнаруживается множество причин. Пророки (алейхимуссалам) стоящие на высшей ступени науки и знаний, видящие всю действительность в совокупности, и идущие по их пути, исламские ученые, по капле впитывающие из океана науки, знают, что вещи, которые сегодня считаются зажигательными, производительными, на самом деле являются немощными и ничтожными средствами и веществами, появившимися по причинам, известным истинному создателю и творцу. 

Зажигает Аллаху тааля. Он может жечь и без огня, без пламени. Но его привычка – жечь огнем. А если не пожелает сжечь, то не сожжет и в огне. Пророка Ибрахима (алейхиссалям) не сжег внутри огня. Потому что, Всевышний Аллах из-за сильной к нему любви к нему нарушил свой обычай. Он также создал вещества предотвращающие возгорание. Таике вещества обнаруживают ученые-химики.

Если бы Всевышний Аллах пожелал, создал бы все и без посредства. Сжигал бы без огня, насытил бы без пищи, дал бы возможность летать без самолетов, слышать без радио. Но проявив к своим рабам огромную милость, связал все создаваемое с какой-либо причиной и средством, связал определенные вещи определенными средствами.  Свои дела скрыл за причинами. Затаил свою мощь в причинах. Желающий воспользоваться его творениями начинает с причин, берется за них. (Кто желает зажечь лампу, делает это с помощью спичек. Тот, кто хочет произвести оливковое масло, прибегает к помощи пресса для выжимания масла. У кого болит голова, принимает аспирин. Кто желает попасть в Рай и воспользоваться его несметными благами, соблюдает исламское вероучение. Кто стреляет в себя из пистолета или принимает яд, умирает. Человек в поту, выпив холодную воду заболевает. Совершающий грех, потерявший веру, попадает в Ад. Каждый достигает того, к чему стремился. Тот, кто читает исламскую литературу, изучит ислам, полюбит его, станет мусульманином. Кто находится среди безбожников, внимает их словам, становится невежественным в религии. Большинство таких невежд становятся кяфирами).

Про предопределение есть множество аятов. Приведем некоторые из них (смысл):

«Все их действия написаны в писании, самые малые, как и самые большие, все там начертаны». (Камар 52-53)

«Всякий народ живет свой срок. Когда этот срок наступает, никто не может ни отдалить его, ни ускорить». (Араф 34)

«От Того, кто знает все тайны, не скроется вес пылинки, ни в небесах, ни на земле, ни то, что менее этого, и ни то, что более. Все записано в очевидной книге». (Саба 3)

«Ничто не прибавляется к жизни и не убавляется из годов жизни, не будучи записано в книге». (Фатыр 11)

Эти аяты разъяснил наш пророк. Вера в судьбу, одно из шести условии веры.

Кадар создал Аллаху тааля. Все что есть создал Аллаху тааля. Аллаху тааля конечно же знает сделают ли рабы хорошее или плохое, станут ли они обитателями Ада или Рая, записывает что Ему известно. Раб не остается вынужденным поступить так из-за того что так написано. Секта джабритов утверждает что Аллаху тааля заставляет, а секта мутазилитов отрицает кадар. В переводе двух благословенных хадисов сказано:

«Все что происходит, от Аллаху тааля. И хорошее и плохое». (Табарани)

«Уровень, в руках Всевышнего Аллаха. Кого-то возвышает, кого-то ставит ниже». (Баззар)

Кадар – ильм мутакаддир

Вопрос: Кадар – это то что Аллаху тааля знает заранее, или же принуждение рабов к исполнению?

Ответ:

Вера в кадар и каза, условие веры. Каза и кадар то, на чем чаще всего спотыкаются умные люди. Происходит это не правильного понимания каза и кадара. Если как следует понять что такое кадар, то ни у кого не останется сомнений и их иман станет крепким.

Создатель миров, в одно время знает все что Им создано и все что будет создано, с самого начала и до бесконечности, от самой ничтожно малой крупинки и до Арша, знает все частицы, их смыслы. Знал еще до того как их создал. Существование в знаниях - одно, уже существующее - другое.

Досточтимый Имам Газали разъяснил это на таком примере:

«Проектировщик сначала представляет в своем уме каким будет строение. Затем все это переносит на бумагу. Затем отдает все это архитекторам и специалистам. И они, уже следуя проекту, начинают возведение строения. План на бумаге говорит о том, что оно есть в знаниях и это форма нарисованная в уме. Им дают термины принятые в науке, уме, образе. И здание возведенное из различных материалов, имеет внешнюю сущность. А образ который есть в замысле архитектора, кадар по отношению к строению».

Поскольку сведения о каза и кадар разные, то прочитавшие могут составить неправильное представление об этом. Для этого, великие ученые, описали каза и кадар различными способами. Прочитавшие и слушавшие такое, в зависимости от контекста, используют нужные им определения и избегают впадения в сомнения.

Кадар, знание Всевышним Аллахом того, что будет создано в будущем. Аллаху тааля создает все по своей мощи и знанию. Кадар и есть эти знания. Кадар – это связь такого свойства Аллаху тааля как ильм с созданиями еще до их появления. Кадар – это ильми мутакаддим, не джабри мутахакким. Что означает, знание Всевышним Аллахом еще в бесконечном прошлом, а не принуждение к этому своих рабов.  

Ахли сунна валь джамаа уверовала в кадар, веру в предопределение определила как условие веры. Того, кто не верит в предопределение не считает верующим. Плохое и хорошее, горечи и благополучие все от Аллаху тааля. Потому что кадар, создание того что известно.

Другие статьи в этом разделе

ЧЕЛОВЕК С ТЕМ КОГО ЛЮБИТ

Вопрос: Спасется ли человек который скажет «Я люблю Аллаха и расулюллаха» если при этом не исполняет приказы, не избегает запреты?

Ответ: По этому поводу, в «Хадика» сказано:

Расулуллах сказал: «Человек с тем кого любит». У Муслима передается что у пророка спросили о киямате, «На это он спросил: Что ты приготовил к Киямату? - Приготовил любовь к Аллаху и Его по...

ДВА ВАЖНЫХ УСЛОВИЯ ИМАНА

Вопрос: Тот, кто уверовав в шесть условии веры не любит друзей Аллаха и любит врагов Аллаха, становится кафиром?

Ответ:

Чтобы вера в аманту было действительным, существуют два важных условия:

1 – Хубби филлях и бугди филлях:

Хубб - любовь, дружба. Хубби филлях – это любить ради Аллаха, быть другом ради Аллаха. Бугд - не любить, вражда. Бугд филлях не любить ради Аллаха, враждовать ради Аллаха. Приведем хадис...


Москва

1445 год, 11 - Шаууаль.
2024 год, 20 - Апрель.
Имсак 2:00
Фаджр 2:31
Восход 5:01
Ишрак 6:10
Зауаль карахат 12:13
Зухр 12:44
Аср-и Аууаль 16:40
Аср 17:41
Исфирар 19:02
Магриб 19:58
Иштибак 21:17
Иша’а 22:32
Иша’а-и Сани 23:01