1. Главная >
  2. Вера. Ангелы. Пророки. Предопределение. Книги. Судный День. >
  3. ВЕРА В ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

ВЕРА В ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

Шестое условие Веры: В первую очередь нам нужно понять  смысл выражения «Ирада-и джузиййа».

Это состояние человека при выполнении каких-либо действий, данное ему Всевышним Аллахом, является для него (человека) великим благом. Значение этого состояния очень велико, так как оно означает -  Право Выбора. Если человек примет намерение и решит приложить усилие для совершения хорошего поступка, то Всевышний Аллах создаст это действие (поступок). Примет человек намерение совершить плохой поступок и пожелает приложить к этому усилие, Всевышний создаст и этот поступок. Этим выбором человек сам зарабатывает для будущей своей жизни Рай или Ад. Здесь всегда надо помнить, что создатель всего - только Аллах тааля. Если не пожелает Всевышний Аллах что-либо создать, то и не будет ничего создано. Но, такова Воля Аллаха и Его Великая Милость для своих рабов, Он позволяет Своим рабам самим избирать свой путь. Люди, используя это частичное право,  принимают намерение совершить определенное действие, а Создатель эти действия Создает, так как сказано в Коране: «A Aллax coздaл вac и тo, чтo вы дeлaeтe». (Сура 37 аят 96).

Право выбора своих действий, данное человеку Всевышним Аллахом, походит на руль управления автомобилем. Куда повернет человек свой руль, туда машина и едет. Таким образом, человек, совершающий греховные поступки, не может сказать в свое оправдание: "Что же мне делать, Создатель Предопределил мои действия, такова Воля Аллаха, так Он создал. Я тут не при чем". Да, Он Создал, но по выбору определенных действий своего раба. И записаны деяния всех людей в Книгу Судеб потому, что Всевышний Аллах обладатель беспредельных знаний! Он знает и то, что мы сделали, и то, что мы будем делать!

«…Он ЗНАЕТ то, что они сделали, и то, что они будут делать, a oни нe пocтигaют ничeгo из Eгo знaния, кpoмe тoгo, чтo Oн пoжeлaeт…» (2: 255). Согласитесь, не стал бы Милостивый и Милосердный Аллах привлекать нас к Суду, не дав нам возможность самим участвовать в своей судьбе. Всевышнему Аллаху нет необходимости заставлять нас совершать греховные поступки, а потом за эти грехи еще и наказывать. Он выше этого! Все доводы, противоречащие этому положению – неверны, и являются следствием неверного толкования аятов Священного Корана. Для верного понимания необходимо пользоваться книгами ученых – Приверженцев Сунны (Ахл-и Сунна валь-Джамаа), которые передали эти знания по цепи передатчиков от самого Пророка Мухаммеда (алейхиссалям). Итак, человек разумный, чувствующий ответственность перед Всевышним Аллахом за выбор своих поступков, покоряется всему, что с ним происходит (судьбе). Рабу Всевышнего понятно: все, что с ним происходит, - все от Аллаха субхана-Ху ва тааля. При выборе своих действий, используя разум, данный ему Всевышним, он следовал Его Предписаниям, избегал Его Запреты, следовал Сунне Его Посланника Мухаммед (алейхиссалям). Теперь он всецело полагается на Аллаха, хвала Ему Всевышнему, так как делал все, от него зависящее. Далее – на все Воля Всевышнего. Он покорно склоняет перед Всевышним Аллахом голову и не жалуется на судьбу. Вместе с этим, чтобы предохранить себя от невидимых, возможных бед, верующие просят Милостивого и Милосердного Аллаха дать здоровья и счастья для себя и для своих единоверцев.

Сказано в Коране: «Bcпoмнитe жe Meня, Я вcпoмню вac; бyдьтe блaгoдapны Mнe и нe бyдьтe oтpицaющими Meня!» (2: 152). 
"… Aллax избиpaeт к Ceбe, кoгo пoжeлaeт, и вeдeт к Ceбe, ктo oбpaщaeтcя" (42: 12).
"… нe нapyшaeт Aллax oбeщaния!" (39: 20).

Кадар – Предопределение Всевышним Аллахом всего, что было Создано (и добро и зло) от изначального времени и всего что будет создано в бесконечном будущем. В книге Имама  Рагиба аль-Исфахани «аль-Муфрадат…» говорится, что «Кадар и Такдир» указывает на свойства и  сущность чего-либо, а так же  на наличие у этой вещи определенных границ.
Как сказано выше,

Каза – Все происходящее по Воле Всевышнего, Предопределено Им изначально и по составу, и по времени. Если Кадар уподобляется плану, то Каза, - это осуществление задуманного в соответствии с планом. Все что происходит во всем мироздании, осуществляется по знанию, желанию и воле Всевышнего Аллаха. Не было, нет, и не будет другого создателя кроме Него.
За что будет спрошено с человека?

Действия человека делятся на два вида:
1) Действия, созданные Всевышним Аллахом помимо желаний человека. К примеру, - работа сердца, непроизвольное дрожание руки после болезни, большой или малый рост и т.п.
Естественно, что за подобные действия своих органов, с человека спроса не будет.
2) Действия, созданные Всевышним Аллахом, но связанные с желанием самого человека. Скажем, такие действия как: ходьба, действия руками и другими органами (вставать, садиться и т.д.). Так как подобный вид действий создается по желанию человека, то за эти действия с него будет Спрос. Будет человек стремиться к хорошим делам, - будет ему за это Награда. А если нет, будет действовать вопреки Предписаниям, - будет Наказан, если не заслужит прощения.

РИЗК – Средства Существования, Предопределенное Аллахом.
Милостивый и Милосердный Аллах наделяет Средствами Существования всех живых существ! Сказано в Благородном Коране: «И нeт ни oднoгo живoтнoгo (живого существа) нa зeмлe, пpoпитaниe кoтopoгo нe былo бы y Aллaxa…» (11: 6).
«Cкoлькo живoтныx, кoтopыe нe пpинocят ceбe пpoпитaния, - Aллax питaeт иx и вac. Oн - cлышaщий, знaющий!» (29: 60).
Ребенок, находящийся в утробе матери, не имеющий возможности добывать себе пропитание, наделяется пропитанием через пуповину от матери. Новорожденному Всевышний Аллах посылает пропитание уже от груди матери. А через некоторое время, когда у ребенка появляется возможность кушать самостоятельно, Аллах наделяет его зубами. Если же малыш лишится родителей, то Аллах внушит милосердие к нему в сердца окружающих его людей, и они его будут всячески опекать. Когда ребенок подрастет, Аллах даст ему силы и желание зарабатывать деньги, используя при этом право выбора. Если же он, следуя своему нафсу (страстям), будет бездельничать, уповая на то, что по воле Аллаха, окружающие его будут содержать, то милосердие людей к нему по Его воле иссякнет. Так что, нельзя, уповая на милость Аллаха, сидеть, сложа руки, так как Всевышний Аллах велел для получения своего Рызка – трудиться!

Сказано было Посланником Аллаха: «Каждому мусульманину зарабатывать (собственным) трудом - обязательно (фарз)». (Табарани)
Хазрат Джунайд аль-Багдади говорил: «Надо трудиться, так как это приказано Аллахом, и не расстраиваться о том, каков твой Рызк. «Пoиcтинe, Гocпoдь твoй пpocтиpaeт yдeл, кoмy Oн жeлaeт, и pacпpeдeляeт. Пoиcтинe, Oн o Cвoиx paбax знaющ и видящ!» (17: 30).
То есть, Рызк – это средство  существования каждого человека, как и любого другого живого существа, предопределенное ему Всевышним Аллахом. Человек принимал непосредственное участие в предопределении своего Рызка своими непосредственными действиями, выбирая способы приобретения Рызка.
«Cкaжи: "Пoиcтинe, Гocпoдь мoй yшиpяeт yдeл, кoмy пoжeлaeт, и copaзмepяeт, нo бoльшaя чacть людeй нe знaeт"» (34: 36).
Увеличение Рызка (уширение удела) связано с конкретными действиями человека во имя Аллаха. Заработанные деньги могут увеличить только имущество человека, но не его Рызк. Тот, кто стремится к благоприятному Рызку, должен помнить о причинно-следственной связи, установленной Всевышним Аллахом. Рызк не связан напрямую ни с зарплатой, ни с имуществом, ни с количеством отработанных часов. Человек обязан работать, так как это приказ Аллаха. Он, хвала Ему Всевышнему, указал человеку на то, что работа – лишь одна из причин, вследствии чего Он дает человеку Рызк. Сказано в Коране: «A ктo бoитcя Aллaxa, тoмy ycтpoит Oн иcxoд. И дacт eмy пpoпитaниe, oткyдa oн и нe paccчитывaeт».  (65: 2,3).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) о способах Получения Благого Рызка:
«Бойтесь Аллаха! Если хотите достичь желаемого (рызка), обращайтесь к хорошим причинам. Не приступайте к скверным! Никто не уйдет из жизни, не получив предопределенный ему рызк». (Хаким).
«Исполнение молитв (намаза) являются причиной получения благоприятного рызка». [«Мифтах-уль-Джанна» - Мухамад б. Кутбиддин аль-Изники].
 «В дом того, кто щедр, рызк придет быстрее, чем удар ножом в грудь верблюда». (Ибни Маджа)
«Тот, кто продолжает свои покаяния, получит свой рызк с неожиданной стороны»(Ибни Маджа)
«Тот, кто хочет увеличение своего рызка, пусть навещает (сыла-и рахм) своих родственников». (Бухари)
«Увеличится рызк того, кто продолжает давать милостыню». (Ибни Маджа)
«Рызк следует за вами так же, как и конец вашей жизни (аджаль) следует за вами. Если же вы испытываете затруднения с вашим рызком, то действуйте в соответствии с приказами Аллаха». [Табарани].
«Не спите после утренней молитвы (намаза)! Прикладывайте усилия в поиске своего (благого) рызка». [Табарани].
«Всевышний Аллах распределяет рызк (Своих рабов) между рассветом и восходом солнца». (Байхаки)
«О, Господи! Сделай благостным стремление того, кто ранним утром шел на работу»(Тирмизи)
«Дела того, кто рано шел зарабатывать свой рызк, будут благостными, и он достигнет успеха»(Беззар)
Были указаны Посланником Аллаха (мир ему и благословение) и причины,
ведущие к уменьшению рызка, - к бедности:
«Обман, лживость, уменьшает рызк». [Исфахани].
«Прелюбодеяние открывает дорогу к бедности». (Байхаки)

«Утренний сон мешает (получению благоприятного) рызка». (Байхаки)
«Рай будет обязателен тому, кто испытывал трудности в поисках дозволенного заработка». (Имам Газали)
«Наилучший рызк, - тот, который приобретался при внимательном отношении к дозволенному (халял) и запретному (харам)». (Насаи)

Человек волен зарабатывать свой хлеб насущный Разрешенным, Дозволенным способом. Этот способ, предписанный нам Священным Кораном, называется – Халял. И в этом случае Аллах  дает Рызк человеку этим путем. За выбор этого способа добывания Рызк человек получает саваб – благость Аллаха, так как выполнял Его Предписания. Другой, Запрещенный Аллахом способ добывания средств, называется – Харам. Если человек выбирает способ Харам – Аллах даст ему Рызк и этим путем, но предупреждает, что за этот Харам будет с него Спрос в Судный День. Всевышний Аллах волен наказать нарушителей Его предписаний и в этой жизни.

Сказано Посланником Аллаха (алейхиссалям): «О люди, бойтесь Аллаха и в поисках своего Рызка следуйте хорошим путем! Никто не уйдет из жизни, не получив свой рызк. А раз так, - бойтесь Аллаха и добывайте свой рызк хорошими путями. Дозволенное (Халял) - берите, а Запрещенное (Харам) – отвергайте!» (Ибни Маджа)
Всевышний Аллах, Знающий все что Было и все, что Будет, определил человеку меру его Рызка наперед, так как Он Знал, каким способом его конкретный раб будет добывать свой Рызк.
За человеком остается Право Выбора Способов Приобретения этих средств!
Смертный час (Аджаль).
Всевышний Аллах создал человека из небытия, и определил ему срок жизни.  Когда человек умрет, где и каким образом, знает лишь Он, хвала Ему Всевышнему. Окончание срока жизни человека, его крайний предел (его смертный час) называется «Аджаль». Каковы бы ни были  причины смерти человека, они не влияют на изменение предела его жизни. Сказано в Коране:
«... Нo Oн oтcpoчивaeт им дo oпpeдeлeннoгo пpeдeлa, кoгдa жe пpидeт иx пpeдeл, oни ни нa чac нe зaмeдлят eгo и нe ycкopят» (16: 61).
Смерть человека наступает сразу же, как только наступит его «Аджаль». И ввиду того, что человеку не дано знать, когда наступит его предел, он не должен откладывать исполнения Предписаний Всевышнего на «потом», а исполнять все вовремя. Так как этого времени - «потом», может и не быть.
Упование на милость Аллаха (Таваккуль):
Сказано в Благородном Коране: «…Ha Aллaxa пoлaгaйтecь, ecли вы вepyющиe!» (5: 23). Это прямой приказ Аллаха мусульманам! Верующие в Единого Создателя во всех своих делах должны совершать Таваккуль - полагаться на Аллаха. Ничто в этом мире не может происходить без дозволения на то Аллаха субханаху ва тааля (Чист Он от всяких недостатков). В суре «Семейство Имрана» говорится: «… Извини жe иx и пoпpocи им пpoщeния и coвeтyйcя c ними o дeлe. A кoгдa ты paзpeшилcя, тo пoлoжиcь нa Aллaxa, - пoиcтинe, Aллax любит пoлaгaющиxcя! Ecли Aллax oкaжeт вaм пoмoщь, тo нeт пoбeдитeля для вac, a ecли Oн пoкинeт, тo ктo жe пoмoжeт вaм пocлe Heгo? Ha Aллaxa пycть пoлaгaютcя вepyющиe!» (3: 159-160). 
Таваккуль – это когда человек для достижения какой-либо цели использует все свои духовные и физические возможности, а результат ожидает получить только от Всевышнего Аллаха. Не получив ожидаемого результата, верующий человек не пеняет ни на кого, не ищет виноватых, а покорно воспринимает предопределение Аллаха субхана-Ху ва тааля.

К примеру, земледелец намеревается получить урожай какой-либо культуры. Для этого он вспахивает землю, сажает семена, удобряет, если надо – поливает. Затем предпринимает действия по сохранности растений. И только после этих предварительных усилий, количество и качество урожая ожидает от Всевышнего Аллаха. Он сделал все, что зависело от него, а теперь целиком полагается на Создателя. Только такой способ упования является истинным.
Предания донесли до нас сообщение, что во времена одного из пророков, некто решил стать отшельником, вести аскетический образ жизни. Нашел в горах пещеру и стал там жить, не думая об источниках пропитания. Он полагал, что в ответ на его упование, Господь пошлет ему еду. Проходили дни, но помощи не было. И когда его истощение дошло до критического предела, Всевышний Аллах велел пророку того времени: «Иди и скажи этому глупцу, что если он не вернется в город, и не будет жить среди людей, Я уморю его голодом. Он что, решил изменить привычные для Меня Мои Собственные правила?». После сообщения пророка, человек вернулся в город и был спасен от голодной смерти горожанами.

Таким образом, упование на Всевышнего Аллаха не означает того, что человек может сидеть, сложа руки, ничего не делать, ожидая, что Аллах тааля все доставит к его ногам и положит ему в рот. Безусловно, Всемогущий Аллах может сделать это, но только в виде исключения, кому пожелает и когда пожелает, так как Он предопределил правила получения человеком всего необходимого путем совершения им определенных действий и поступков. Если человек не использует эту причинно-следственную связь, значит, он выступает против правил своего Господа Всевышнего.

Когда один из бедуинов сказал Пророку (алейхиссалям), что он не стал привязывать своего верблюда, так как полагается на Аллаха, Пророк (алейхиссалям) посоветовал ему: «Вначале привяжи верблюда, а уж потом уповай» (Ибни Асакир). Пророк (алейхиссалям) четко дал понять, что сначала надо сделать все, что в твоих силах, и только после этого уповать на Божью Милость.

Другие статьи в этом разделе

УСЛОВИЯ ИМАНА (ВЕРЫ)

Условие 1. Вера в существование Единственного, не имеющего Себе равных, Создателя всего сущего из небытия – Аллаха (хвала Ему Всевышнему).

Условие 2. Вера в существование Ангелов, любимых рабов Аллаха.

Условие 3. Вера в ниспосланные Аллахом Книги (100 свитков и 4 Книги большого формата).

Условие 4. Вера в Пророков, избранных Аллахом из числа людей. Первым Пророком был Адам, мир ему, и последним – Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха.

Условие 5. Вера в П...

ВАЖНОСТЬ ВРЕМЕНИ

В декабре месяце, этот мир покинули очень значимые для мусульманского мира фигуры. К тому же в этом месяце есть особенные дни и недели. Если приведем краткую хронологию, то:

16 декабря, (хиджри 10 Мухаррам, 61 г. день Ашура): Благородный внук нашего любимого пророка, драгоценный сын нашего господина Хазрат-и Али и досточтимой Фатимы, хазрат-и Хусейн, пал шахидом в городе Кербела.

17 декабря 1273 г. великий ученый и авлия Мавляна Джалаладдин Руми,

18 декабря 1111...


Москва

1442 год, 28 - Шабан.
2021 год, 10 - Апрель.
Имсак 2:50
Фаджр 3:17
Восход 5:29
Ишрак 6:36
Зауаль карахат 12:15
Зухр 12:47
Аср-и Аууаль 16:29
Аср 17:26
Исфирар 18:41
Магриб 19:36
Иштибак 20:50
Иша’а 21:54
Иша’а-и Сани 22:15