1. Главная >
  2. Нравственность в Исламе (Ислам ахлакы) >
  3. ЛОЖЬ

ЛОЖЬ

Вопрос: Расскажите о месте лжи в исламе?

Ответ: Ложь – большой грех. в 105-м аяте суры «Нахль» сказано: «Те которые не верят в знамения Божии, выдумывают неправду, они - лжецы».

Ложь, самое худшее из грехов, самое скверное что может быть, начало всего плохого которое ужесточает сердце. В хадис шарифах сказано:

«Ложь одно из ворот лицемерия». (Ибн Адий)

«Мумин может совершить любую ошибку, но он не предаст и станет лгать». (Баззар)

«Будьте правдивы, правдивость ведет к хорошему, хорошее в рай. Защищайте себя от лжи, ложь приводит к греху, грех же приводит в ад». (Бухари)

«Смута возникшая из-за разговоров все равно что начавшаяся с помощью оружия. Фитна посеянная при помощи лжи и клеветы, хуже фитны начатой оружием». (Ибн Маджа)

«Многие торговцы грешники! Они вступают в грех многократно давая клятву и торгуют говоря ложь». (Хаким)

«Обманщик в аду». (Табарани)

«Пустая клятва – большой грех». (Бухари)

«Совравший клиенту проявил веломоство к нему». (Ибн Джарир)

«Ложная клятва – самый большой грех». (Бухари)

Наш пророк сообщил что одну часть челюсти от рта до ушей лжеца будут разрывать железным крюком. Когда начнут рвать другую часть лица, первая часть уже заживет. И так будет продолжаться до судного дня. (Бухари)

Молодой человек пришел к пророку и рассказал что оказался в плену трех грехов. Одна из них была, ложь. Пророк предложил ему отказаться от лжи. Молодой человек согласился и покинул пророка. Когда начал грешить, то подумал: «Если сделаю этот грех то если спросит пророк и отвечу да, значит он все узнает. А если скажу да то окажется что я соврал и таким образом не сдуржу свое слово». После этого отказался и от двух оставшихся грехов. (Шира)

Слова великих людей ислама:

«Сын мой, избегай лжи, она вкусна как мясо воробья. Мало кто смог избежать ее». (Лукман Хаким)

«Самая большая ошибка перед Аллахом - лгать». (Али бин Абу Талиб)

«Лжец и скупой войдут в Ад, но не знаю кто из них будет сброшен глубже другого». (Шаби)

«Правда и ложь будут бороться в сердце пока один не выведет другого». (Малик бин Динар)

«Когда слова расходятся с делом а внутренний мир несоответствует с внешним - это говорит о лицемерии». (Хасан Басри)

Для сахабов не было ничего хуже лжи, потому что они знали, чтоложь и вера не могут быть вместе. (Аиша (радиаллаху анх))

Вопрос: Чтобы не обидеть, например живущую в другом городе маму которая спрашивает как мое здоровье, я, даже если болен говорю что все у меня хорошо. Потому что если скажу что не здоров, она будет переживать и наущать себя. Можно ли сказать что здоров?

Ответ: Да. Греха не будет.

Вопрос: Когда угощают чем нибудь, то даже если не понравилось я благодарю и говорю что все было вкусно. Можно ли говорить такое?

Ответ: Да. Можно.

Вопрос: Если выйдя из гостей один спросит о еде то можно ли даже если не понравилось ответить «да все было вкусно»?

Ответ: Да, можно.

Вопрос: Учусь во Франций. Чтобы не пропустить намазы, мне иногда приходится врать. Разрешается ли подобное вранье?

Ответ: В таких странах как Франция, где нет мусульманского правления, если нам грозит вред, то разрешается соврать. Если опаздал потому что совершал намаз и сказав правду можно навредить себе, то можно соврать. Таково предписание нашей религий. И даже в вынужденной ситуаций можно произнести слова куфра, важнее не навредить себе.

Мушрики истязали досточтимого Аммара, его мать (досточтимую Сумайю) и отца, закапывая их в горячий песок и водружая на их грудях раскаленные  камни на которых можно было испечь мясо. Затем заставляли говорить: «Идолы Лат и Узза лучше религий Мухаммеда». Когда они отказались то истязания становились еще жестче. В один раз пророк (алейхиссалям) сказал: «Проявите терпение о семейство Ясира! Обещанное вам место рай». То, через какие испытания прошло семья Ясира, стало примером героизма. Не было дня чтобы их не подвергали пыткам. В один из дней досточтимую Сумайю  привязали к спинам двух верблюдов. Погоняемые кнутом Абу Джахля животные разбежались в стороны и она погибла приняв смерть шахида. Досточтимого Ясира также убили подвергнув жестоким истязаниям. Они стали первыми шахидами в исламе. Досточтимый Аммар выговорил языком требования кафиров.    

Посланнику Аллаха сказали что Аммар стал кафиром. Пророк сказал:

«Нет он не станет кафиром. Он наполнен иманом от макушки до пят». (Ибн Маджа)

«Аллаху тааля пропитал иманом Аммара, от кончиков волос  до ногтей. Иман в его теле и крови. Он там где истина. Адскому огню не пристало съесть какой-либо кусок его плоти». (Ибн Асакир)

«Аммар бин Ясир, при выборе одного из двух, обязательно выберет самую верную». (Ибн Маджа)

Досточтимого Аммара освободили. Расулуллах собственными руками вытер слезы на его щеках. После этого случая был ниспослан 106-й аят суры «Нахль»: «Кто, уверовав, опять делается неверным, разве если он к этому вынужден, и сердце еостается твердым в вере (тот невиновен)».

Посланник Аллаха сказал Аммару: «Если еще раз будут тебя угнетать, то скажи так же».

Вопрос: Можно ли говорить намеками, иносказаниями, сленгом?

Ответ: Не осуждается применять в речи сленг, намеки, иносказания.

Например при разговоре со скупым, лучше не говорить «ты жаден» а сказать «скупость очень плохая черта».

Цель Киная (намек, метафора) – объяснить ситуацию не в открытой форме. Например, «его двери всегда открыты» говорит о гостеприимстве человека. Наш пророк престарелой женщине сказал, «Старухи не войдут в рай», на что женщина распереживалась. Пророк продолжил свои слова: «В тот день ты не будешь такой старой». Т.е. все женщины рая будут молодыми.

Когда человек вынужден соврать, то можно сказать в иносказательной  форме. Например, если домой пришел человек встретиться с которым нет возможности, то можно попросить сына сказать: «отец обычно ходит в такую-то библиотеку». Если отец находиться во дворе, то можно сказать, «отца нет дома». Но нельзя так поступать без всяких на это причин. Например если увидев красивое перо спросят, «тебе его дал такой-то ученый?» и если не так но все равно ответят, «да будет доволен Аллах этим ученым», будет неправильно. Потому что таким образом намекают что подарок от ученого.

Вопрос: Можно ли говорить: «Увидевший его становится обитателем рая», «Увидевший его становится хаджи»?

Ответ: Говорить оба варианта не разрешается. Потому что это неправда. Увидев кого-либо не становятся обитателем рая или совершившим паломничество. Даже если увидевший пророка не был верующим, то не становится обитателем рая. Подобное нельяз говорить даже в шутку или в иносказательной форме!

Вопрос: Я занимаюсь торговлей. Иногда приходиться клясться и врать. Что мне посоветуете?

Ответ: Отношение мусульманина даже к кафиру должно быть таким, какое он хотел бы для себя! Нельзя излишне нахваливать свой товар! Так как в этом случае соврет, обманет и совершит зло. И даже не надо говорить то, что известно клиенту! Потому что это бесполезные слова. В судный день придется отвечать за каждое слово.

Что касается продажи с уверением и клятвой, то это харам. Т.е. большой грех. Если клянутся будучи уверенными в надежности товара, то это неуважительное отношение к имени Аллаха за ничтожную прибыль. В хадис шарифе сказано:

«Позор тем, кто направо и налево клянется Аллахом, и ремесленникам которые не держат слово и говорят «приходи позже, приходи завтра!» (Дейлеми)

«Тому кто излишне нахваливает товар, в судный день не будет милосердия». (Имам Газали)

Вопрос: Дать ложную клятву и нарушить чье-либо право грех?

Ответ: Ложную клятву называют ямин аль-гамус. Клятва которая введет в грех, в ад. Когда у посланника Аллаха спросили о «ямин аль-гамус» он сказал: «Это завладение путем ложной клятвы и уверения, чужим имуществом». (Бухари)

Соврать, дав ложную клятву и овладеть таким образом чужим имуществом, большой грех. В хадис шарифах сказано:

«Тот, кто не имея права завладел чужим имуществом, введя владельца в заблуждение ложной клятвой, удостоится гнева Аллаху тааля». (Бухари)

«Человек который дал ложную клятву чтобы завладеть чужим богатством, предстанет перед Аллахом в виде прокаженного грешника». (Ибн Маджа)

«Ложные заверения, разрушают дома». (Байхаки)

«Давший ложную клятву отправится в ад». (Хаким)

«Ложная клятва, причина потери богатства». (Баззар)

«Завладевшему имуществом мусульманина обманув его ложным заверением, рай станет харамом, ад станет ваджибом». (Хаким)

Если завладевший обманом чужим имуществом, пожалеет о содеянном и захочет его вернуть, то отдает владельцу, если владелец уже умер, то отдает его наследникам! Если нет наследников, то надо отдать беднякам! Надо попросить прощения у обманутых и помолиться за них!

В КАКИХ СЛУЧАЯХ РАЗРЕШАЕТСЯ СОВРАТЬ

Вопрос: В каких случаях разрешается соврать?

Ответ: Врать запрещено, это харам. Чтобы не умереть можно съесть мертвечину, так и чтобы спасти себя от неминуемой смерти, разрешается соврать. (Хадика)

Досточтимый Савбан сказал: «Любая ложь – грех. Кроме той, которая принесет пользу мусульманину или отведет от мусульманина несчастье».

Где разрешено соврать:

1 – Боевые действия. Один из врагов застал врасплох ничего не подозревающего Али (радиаллаху анх). Наставив на него саблю, сказал: Ну, и кто теперь тебя спасет? Но досточтимый Али указывая за спину врага сказал: Хорошо. Но почему вас двое? Враг обернулся посмотреть кто бы мог за ним находиться. Для Али (радиаллаху анх) этого было достаточно чтобы повернуть ситуацию в свою пользу и быстро обезвредить врага. Противник, над головой которого уже нависала сабля Али, сказал: «Ты обманул меня». На это Али ответил: «Но ведь ты воспользовался моей невнимательностью» и прочитал ему хадис: «Война – это хитрость». (Ибн Сунни, Ибн Лал)

2 – Для примирения двух мусульман:

Обида которая тянется более трех дней – грех. Чтобы примирить рассорившихся мусульман, можно сказать такое что может их примирить. В хадис шарифах сказано:

«Примирить двоих людей лучше чем дополнительный намаз, пост и садака». (Тирмизи)

«Не считаются ложью слова сказанные чтобы примирить две стороны и для хорошего дела». (Муслим)

«Соврать мусульманам чтобы они помирились не будет ложью». (Ибн Лал)

Досточтимый Умар, спросил у пророка почему тот улыбнулся. Пророк ответил:

«Двое людей из моей уммы, предстали перед Всевышним Аллахом. Один сказал:

- О Аллах, прошу у Тебя отобрать у него что принадлежит мне!

Аллаху тааля сказал:

- Верни то, что принадлежит ему!

- О Аллах, у меня не осталось ни одного доброго дела, как я смогу ему вернуть?

Аллаху тааля сказал просителю:

- У него ничего не осталось. Что будешь делать?

- Пусть возьмет мои грехи!

И тут пророк, со слезами на глазах сказал: «Это настолько страшный день, что человек не говоря даже о чужих грехах, не сможет выдержать гнет собственных грехов.

Аллаху тааля скажет просителю:

- Подними голову и взгляни на эти прекрасные дворцы в раю!

После этого проситель скажет:

- Да я вижу. Кому из шахидов, сыддиков (избегающего всего что мешает приближению к Аллаху тааля), пророков принадлежат эти дворцы?

- Эти ослепительные дворцы предназачены для тех, кто может заплатить за них

- О Аллах, но кто может заплатить на них?

- Ты.

- Как я смогу это сделать, у меня ведь ничего нет?

- Можешь простить своего брата и стать обладателем этого дворца.

- Конечно же я простил о Аллах.  

Аллаху тааля скажет:

- Ну-ка возьмитесь за руки и проходите в рай!»

Пророк продолжал:

«Бойтесь Аллаха и поправляйте отношения между собой! Так как в судный день Аллаху тааля будет поправлять ваши взаимоотношения». (Хараити)

3 – Чтобы предотвратить ссору среди мусульман:

Разрешается соврать чтобы предотвратить ссору между мусульманами. Обман для чего-то хорошего, лучше правды которая приведет к смуте.

4 – Для хороших отношений с супругом:

Супруги могут соврать друг другу чтобы сохранить теплые отношения. В хадис шарифе сказано:

«Разрешает соврать чтобы хорошо управляться с супругой». (Ибн Лал)

«Если супруги соврут друг-другу чтобы поладить, то это не считается грехом». (Муслим)

Досточтимый Ибн Аркам пришел к Умару (радиаллаху анх) с жалобой: «Жена меня не любит. Говорит об этом открыто. Я не хочу жить с такой женой». Умар спросил у женщины: «Почему вы говорите об этом открыто?» Она ответила: «Чтобы не врать. Разве можно в таком случае врать?» Досточтимый Умар сказал, «Конечно же в таком случае можно солгать. Если жена не любит мужа и соврет чтобы не не расстроить его, то это не будет грехом».

5 – Соврать чтобы скрыть мусульман от рук злодея.

6 – Чтобы защитить имущество мусульман от злодея.

7 – Чтобы порадовать мусульманина:

Когда купленный другом галстук или пошитая на заказ одежда нам не нравится, можно сказать что ему очень идет. Нужно искать предлог чтобы обрадовать мусульманина. В переводе хадис шарифа говорится:

«Кроме фарза, Всевышнему Аллаху тааля очень нравится когда радуют мусульманина». (Табарани)

Женщины очень падки на все красивое и обращают внимание на свою одежду. Сказать про купленную ею одежду «очень красивая одежда, очень тебе идет» не будет ложью. Потому что ислам разрешает соврать жене чтобы в семейной жизни было согласие и гармония. В особенности глупо отказываться от справедливой оценки.

8 – Чтобы скрыть грех, тайну и недостаток мусульманина:

«Молодой мусульманин по ложному обвинению был приговорен к смертной казни. В ожиданий смерти, он во все горло ругал людей оклеветавших его, судью вынесшего неоправданный приговор. Его крики продолжались долго. Крики доносились до правителя сидевшего во дворце, но слов было не разобрать.

Правитель пришел к двоим своим визирям и спросил у него о чем говорит этот юноша. Один из них сказал: «О падишах, этот юноша приводит хадисы – ′′Аллах возвеличит прощающего′′, ′′Место прощающего в раю′′. Просит у вас отменить приговор». Эти слова понравились правителю и он сказал: ′′Я прощаю этого юношу. Освободите его′′. Второй визирь вскочил и сказал: ′′О великий падишах, ваш визирь врет. Юноша не просит пощады, он осыпает вас ругательствами′′. Падишах ему сказал: ′′ Но ведь ты, своею правдой, становишься причиной для двух смертей. А ложь этого визиря спасет одну жизнь. Не забывай, что ложь во благо, лучше правды которая приведет к смуте′′».  

Правитель уволил визиря который не к месту стал говорить правду, а визиря который своею ложью спас невинного человека, назначил самым главным визирем.

9 – Для благородного жеста по отношению к бедняку:

Если наш товар окажется для бедняка дорогим, то товар за 10 мы можем предложить, ′′мы купили за 5, добавили 1 и продаем за 6. Бери за 6′′. Такая продажа разрешена, здесь не будет греха.

10 – Будучи правым сказать оппоненту «ты прав»:

Согласие в семье установится когда один из супругов говорит: «Ты прав». Если правы оба, то семейная жизнь не заладится. Когда оба признают неправоту, то в таком случае наступает настоящая любовь. В хадис шарифе сказано:

«Аллаху тааля возвысит того кто прощает ради Аллаха». (Муслим)

И еще во многих подобных случаях разрешается соврать. Например, если у выпившего и совершившего другой грех спросят выпивал ли он, то чтобы не послужить плохим примером он может сказать «Нет я не грешил». В одном хадис шарифе сказано: «Тот, кто совершил плохие деяния, пусть молчит о них!» (Хаким)

Великие люди ислама, когда необходимо было солгать, меняли смысл слов, но говорили правду. К примеру когда Муаз бин Джабаля сняли с должности, то на слова жены: «Ты столько лет проработал, собирал закят, а нам ничего не принес» ответил: «За мной следили, я не мог ничего тебе принести» имея ввиду Аллаху тааля. А жена посчитала что за ним присматривал человек от досточтимого Умара и в сердцах отправилась к нему где сказала: «Муаз славился надежностью при пророке и Абу Бакре. Почему вы за ним приставили человека?» халиф Умар разунав от Муаза всю суть дела, отправил ей подарок.

ЛЮБИТЕЛИ ВРАТЬ

Вопрос: В некоторых случаях разрешается солгать. Но человек, воспринимая это как разрешенное, так и извергается ложью. Но пкогда все выясняется, то тут же оправдывается мол это была шутка. Ложь в нашей религий большой грех, ведь так?

Ответ: О том что ложь большой грех, передается и в аятах и хадисах. В 105-м аяте суры «Нахль» сказано: «Те, которые не верят в эти аяты, выдумывают неправду».

Ложь противоречит иману. В четырех хадис шарифах сказано:

«Ложь, противоположно иману». (Байхаки)

«Ложь, признак лицемерия». (Бухари)

«Человек в котором есть три  качества, даже если он совершает намаз, соблюдает пост, из лицемеров: Лживость, не выполнение обещания, покушение на доверенное». (Бухари, Абу Давуд)

«У верующего человека может оказаться какой угодно характер. Но он не будет предателем и не будет лгать». (Ибн Аби Шаиба, Баззар)

О вреде лжи в хадис шарифах говорится:

«Ложь - одна из ворот ада». (Хатиб)

«Бойтесь обмана! Потому что ложь ведет к греху, грех ведет в ад». (Бухари)

«Ложь уменьшает ризк». (Исфахани, Абушшейх)

«Мусульманин брат мусульманина. Не будет ему врать и не предаст его». (Тирмизи)

Не разрешается врать даже ради смеха и в шутку. В хадис шарифе сказано:

«Пусть будет стыдно тому кто соврал чтобы рассмешить других!» (Абу Давуд)

Досточтимый Абдуллах бин Амир передал:

Я был маленьким когда в наш дом пришел расулуллах. Я собирался уходить играть, когда меня позвала мама и сказала: «Абдуллах иди ко мне, я дам тебе кое-что». Пророк спросил у нее «Что ты хочешь ему дать?» «Финик» ответила мама. На это пророк сказал:

«Если бы ты не собиралась ничего давать и соврала, то записался бы грех за ложь». (Шира)

ЛОЖНАЯ КЛЯТВА

Вопрос: Насколько велик грех вранья, ложной клятвы?

Ответ: Как-то пророк сказал людям которые были рядом:

«Многие из торгвоцев, грешники!» Люди спросили почему это так. В ответ прозвучало:

«Их сделка не будет халяльной. Потому что они вступают в грех частыми клятвами и врут». В двух хадис шарифах сказано:

«Завладевший чужим имуществом уверив его ложной клятвой, в судный день, увидит гнев Аллаху тааля».

«Верующий может быть с любым недостатком. Но он никогда не соврет и не предаст».

Посланник Аллаха говоря в каких ситуациях можно соврать, сказал:

«Ложь возможна в трех случаях: На войне и в любое длругое время когда есть необходимость защитить себя от врагов религий или чтобы защитить мусульман. Второе, для примирения двух мусульман, одному сказать приятные слова и выдать их за слова другой стороны. третеье, чтобы управляться между женами».

Разрешается соврать чтобы скрыть местонахождение мусульманина, защитить имущество, грехи, примирить двух мусульман, исключить распространение тайны мусульманина и предотвратить другие подобные  харамы. Это похоже на ситуацию когда чтобы не умереть, можно съесть мертвечину.

Другие статьи в этом разделе

НЕЛЬЗЯ ВРАТЬ ЧТОБЫ ПРОЯВИТЬ СКРОМНОСТЬ

Вопрос: Некоторые говорят, «Праведники могут соврать чтобы показать свою скромность. Например когда они говорят ′′У меня много грехов′′. Но на самом деле они обращаются к вам со словами, ′′Вы большой грешник′′». Разве это не заблуждение?

Ответ: Конечно же заблуждение. Праведники никогда не врут, ни в шутку, ни чтобы показать как...

ПРИНЯТИЕ ПРОЩЕНИЯ

Вопрос: Обязан ли я принять извинение, если считаю что оно неискреннее?

Ответ: Если искреннее, то думать что это не так, будет су-и зан [быть плохого мнения]. Су-и зан харам. Если человек пришел просить прощения за проступок, обещает больше не повторять, то если даже извинение неискреннее, его нужно принять.

Различают три вида извинения:


Москва

1446 год, 25 - Джамазильахир.
2024 год, 26 - Декабрь.
Имсак 6:15
Фаджр 6:39
Восход 8:51
Ишрак 10:19
Зауаль карахат 12:15
Зухр 12:46
Аср-и Аууаль 14:04
Аср 14:29
Исфирар 14:56
Магриб 16:11
Иштибак 17:36
Иша’а 18:30
Иша’а-и Сани 18:45