О ПРОИСХОДЯЩЕМ В СЕРДЦЕ
Абу Исхак ас-Саби из табиинов, ученый по хадисам и кираату. Родился в городе Куфа в 34-м году хиджры (654 г.). Передал хадисы от сахабов Абдуллах бин Аббаса, Бара бин Азиба, Абдуллах бин Амр бин Аса, Муавия бин Абу Суфьяна (радиаллаху анхум). От него хадисы передавали Ибн Сирин, Зухри и Катада бин Диама. Умер в 127-м году хиджры (745 г.). Он говорил:
Наш господин (саллаллаху алейхи уасаллям) сказал: «Без сомнения, пока не произошло самого факта свершения или не было произнесено, Аллаху тааля простил мою умму за все, что приходит в их сердца». Смысл этого хадиса следующий: То, что появилось в сердце, но не утвердилось и прошло, называют «хамм» (промелькнувшее мнение). Если задержалось и утвердилось в душе, то это «азим» (сформированное, готовое мнение). При азиме, человек или будет порицаем или заработает савабы.
Расулуллах (саллаллаху алейхи уасаллям) сказал сахабам: «Сообщить ли вам при помощи чего Аллаху тааля прощает ваши грехи и возвышает вас? Да конечно о расулаллах, сказали сахабы. Это, совершение омовения не смотря ни на какие трудности, шаги проделанные во время частых посещений мечети и ожидание наступления времени следующего намаза. Это и есть ваше укрепление».
Кади Аяз, толкуя этот хадис, говорил: «Прощение грехов намекает, толкает упрашивать прощения. А еще грехи могут быть стерты и из книг записей которую записывают ангелы. А это в свою очередь доказательство прощения грехов и повышение уровня в раю. Трудности рождаются от холода, от беспокойства и боли причиняемой болезнью и другого подобного. Из-за того что дома расположены далеко от мечетей и частое их посещение, заставляет проделать много шагов в пути к ней».
Абу Саид Худри, в один из дней пришел к пророку. Потом он рассказывал: «Я увидел как он совершает намаз на циновке». Кади Аяз (радиаллаху анх), при толкований этого случая сказал: «Не запрещено совершать намаз на коврике сплетенной из растительности. Намаз совершенный на войлоке, покрывале не из растительного материала тоже действителен. Но если нет жары или холода, лучше всего совершать на земле. Потому что истинность намаза смиренность и худу (страх перед Аллаху тааля)».