СЛЕДОВАНИЕ МАЗХАБУ МАЛИКИ - 2
Вопрос: На что обращать внимание человеку который из-за пломбы в зубах, непроизвольного выброса газов и мочи или по каким-либо другим причинам следует мазхабу малики?
Ответ: Ханафит, который следует малики, выполняет только обязательные условия гусля, малого омовения, намаза и избегает муфсидов. Другие положения выполняет также как и в мазхабе ханафи. Соблюдает сунны и макрухи своего мазхаба.
Положения, различающиеся от мазхаба ханафи:
1 – При гусле обязательно намерение, дальк и мувалат. (Дальк - протирание, массирование тех мест, которые должны быть омыты при омовений. Дальк производится руками или полотенцем. Касание о предметы тоже относится к дальк. А мувалат - непрерывные мытье органов при омовении. Недопущение перерывов при совершении омовения.)
а) Начиная гусль, малое омовение и намаз, нужно принять намерение следовать мазхабу малики. (Если после малого или полного омовения, или же намаза, вспомнили что намерение следовать малики не было принято и будет сказано: «это омовение, гусль совершил следуя малики, намаз совершил по малики», то нет необходимости снова совершать омовение, гусль и намаз.)
Намерение принимается при начале гусля. Если забыли, то принимается вспомнив после омовения, что тоже будет действительным. Начиная мыться, также принимается намерение на очищение от джунуба, гусль который совершается для очищения от джунуба, и так считается намерением на очищение.
б) При гусле расчесать волосы пальцами явялется фарзом, (Это можно проделать и расческой.)
в) Женщина, если при гусле может достать до корней волос то, косу не расплетает. Т.е., если влага попадает к корням волос, то достаточно сделать протирание сверху, не расплетая косу. Если начало корней не увлажняется, то необходимо расплести волосы. Если волосы не заплетены, то должны быть протерты со всех сторон. (Как и в ханафи)
г) Вспомнив о не промытом месте при гусле даже через месяц, тут же нужно промыть это место . Если не промыть, гусль будет считаться недействительным.
2 – При малом омовений обязательны: намерение, мувалят, дальк, протирание всей головы. Намерение принимается во время мытья рук, рта, носа или лица.
а) При малом омовений, обязательно должны быть протерты влажными руками кожа под ресницами и бровями, волосы и кожа за ушами и у мочек ушей.
б) Редкая борода, под которой видно кожу, протирается, густая борода моется.
в) Женщина протирает все волосы. Косу не расплетает. Делает протирание поверх косы.
г) Протирать пальцы, мустахаб. Так как при омовений пальцы рук сжимаются и разжимаются, то происходит протирание-дальк. Отдельно протирать не нужно. Протирать дополнительно не нужно.
3 –
а) У мужчины со страстью касавшегося юноши, жены или чужой женщины (к телу или волосам), у женщины дотронувшейся к мужчинам с вожделением омовение нарушается. При касаний без вожделения, омовение не нарушается. (У мужчины, который касался к своему половому органу внутренней стороной ладоней или внутренними сторонами пальцев, омовение будет нарушено.)
б) При появлений крови, гноя, сукровицы из-за болезни, неконтролируемого выхода газов, мочи омовение не нарушается. Как и не нарушает омовение выделения у женщин.
в) При стрижке волос, состригании ногтей омовение не нарушается. Так как по мнению некоторых ученых бритье бороды нарушает омовение, то при бритье лезвием или безопасной бритвой, лучше совершить омовение.
г) Если человек помнит что омовение нарушилось, но возникает сомнение об обновлений омовения, то, совершает новое омовение. Если сомневается нарушалось омовение или нет, то значит омовение нарушено. Если вспомнит что совершал омовение и оно не нарушалось, значит его омовение не было нарушено.
д) В ханафи сон во время намаза не нарушает омовение. Сон вне намаза лежа на боку или прислонившись обо что-нибудь, омовение нарушает, а в малики сон в и вне намаза, если не крепкий, омовение не нарушает. Если впали в крепкий сон, то омовение нарушается. Например если уснули при тахияте, то омовение нарушается, но если был легкий сон, то омовение не нарушается.
е) Время ночного намаза, по решению имамейна начинается с наступлением «иша-и авваль», т.е. когда на западном горизонте исчезает краснота. В остальных трех мазхабах так же. По мнению имама а′зама, начинается с наступлением «иша-и сани», т.е., после исчезновения белизны на западном горизонте. Продолжительность намаза в ханафи до конца шариатской ночи, т.е. до фаджр садыка (достижения горизонта первого луча солнца). Исчезновение красной полосы происходит в момент, когда верхний край солнца закатывается за горизонт на 17 градусов. После этого, по достижению 19-и градусов исчезает белизна. В мазхабе шафии, по утверждению некоторых ученых, последнее время ночного намаза продолжается до середины шариатской ночи. По их мнению, не разрешено совершать намаз после середины ночи. В ханафи - макрух. В малики разрешено совершать намаз до окончания ночи, но совершать намаз после последней трети ночи - грех.
4 – Таяммум, совершается после наступления времени намаза.
5 -
а) Мест протирается весь, верх и низ. Нельзя надевать мест только для того чтобы не мыть ноги. Надевать нужно с намерением выполнить сунну или защитить себя от холода. Если было надето без всякого намерения, но позже принять намерение для выполнения сунны, тогда намерение будет действительным.
б) На месте не может быть нечистот. Мест обязательно должен быть чистым.
в) Мест может быть из кожи, не может быть из шерсти.
г) В малики не существует срока давности надетого места. Можно не снимать до того пока не наступает состояние дужунуб. Снять в пятничный день для совершения гусля, является сунной. Тот кто следует малики, не может носить мест дольше 24-х часов. Потому что не считается вышедшим из своего ханафитского мазхаба.
6 – Обязательны в каждом ракате намаз прочитать Фатиху, сидение между двумя суджудами, туманинат при руку и суджуде, т.е. («туманинат» и «джальса» – промежуток времени, в течение которого можно успеть произнести «Субханаллах») и сделать приветствие по окончанию намаза. Все это будет выполнено, если проделать точно так же как и по ханафи.
7 – Недействителен суджуд произведенный на руки. В шафии и ханафи, так же в ханафи - танзихан макрух.
8 – Намаз за фасиком или нововведенцем недействителен.
9 – Тот кто следует малики, при возникновении необходимости, может по мазхабу малики и объединить два намаза.
10 – В пути, тот кто собирается остановится на 4 и более дня кроме с днем отбытия и прибытия, становится мукимом. А если остановка планировалась на срок меньший 4-х дней, но по непредвиденным обстоятельствам отъезд каждый день откладывался, то становится мукимом спустя 18 дней.
11 – Путник который остается в пути 10 дней, но меньше чем на 15 дней в ханафи считается путником, в малики становится мукимом. Потому что в малики, тот кто собирается пробыть в пути кроме с днями прибытия и отбытия 4 дня, становится мукимом. Если находится в пути 3 дня или меньше, то считается сафари. Если последует ханафи и пробудет в пути более 3-х дней и совершает намазы по 2 раката, то намазы будут недействительными. Потому что в малики, муким обязан совершать намазы в 4 раката. А в ханафи, совершать намазы в пути в 4 раката, макрух. Выполняет фарзы, потому что в малики это фарз и совершает в 4 раката.
Расчет дня приезда отъезда, считается от времени имсак. День, начинается со времени имсак, как во время поста. Продолжается до имсака следующего дня.
Например, если прибыл в город по прошествий времени Имсак, во время прочтения азана на утренний намаз, этот день не засчитывает, потому что прибыл в этот день. Если въедет до наступления времени имсак, то день наступивший после имсака, не считается днем прибытия. Если выедет после наступления времени имсак, то это день выезда.
Значит, если кто-либо въезжает куда-либо после восхода солнца, то этот день не прибавляется к пути, потому что это день прибытия. Пробыв в этом месте три дня, выедет оттуда на четвертый день после имсака, например при восходе солнца, так как дни отъезда и приезда не прибавляются, то этот человек оставался здесь три дня и являлся сафари. (Манахидж-уль-ибад)
Выезжая на 80 км. по малики становятся путником, но по Ханафи нет. Если при подобной ситуации совершит намаз в 2 раката, то по ханафи намаз будет недействительным, намаз обязан совершить в 4 раката.
Следование другому мазхабу, не означает оставление своего мазхаба и стать последователем другого мазхаба. Это следование фарзам и муфсидам мазхаба которому следует. То что в ханафи является сунной, выполняется даже в том случае, если в мазхабе малики является макрухом. Например:
а) В намазе по ханафи, в намазе, перед Фатихой произнести Аузу.. Бисмилля.. сунна, а в малики, макрух. Тот кто следует малики, читает Аузу.. Бисмилля...
б) В малики, прочитать дуа Субханака макрух, а в ханафи - сунна. Следующий малики, читает Субханака.
в) Если цикл у женщины длится 13 дней, то по ханафи, в дни превысившие 10 дней совершает гусль и совершает намазы, так как эти три дня считаются узром. А в малики, определенные дни у женщин равны 15-и дням. Если за 15 дней кровь не остановилась, то не может совершать намазы. Такая женщина ждет истечения 15-и дней. На 16-й день совершает гусль и начинает намазы. Намазы после после десятого дня, в которые появлялась кровь, нужно будет восстановить. Такое же положение и с нифасом. Т.е. намазы тех дней, которые по малики считаются нифасом а по ханафи нет, нужно будет восстановить. Таким образом соблюдаются фарзы обоих мазхабов и избегаются муфсиды.