О СЫН МОЙ! - 74

215 – В разделе «О недействительных сделках» книги «Саадат-и абадийа» говорится, что во время совершения сделки, продавцу не разрешается выдвигать условие клиенту, согласно которому, в случае покупки того или иного товара, покупатель получает подарок. Однако если фасид-условие объявить до совершения сделки, но не озвучивать его непосредственно в момент продажи, то сделка является дозволительной. В соответствии с этим, если, до осуществления первой продажи, продавец, объявляет о вручении некоторым своим клиентам отдельных подарков и о том, на протяжении скольких продаж будут выдаваться эти подарки, но в момент заключения самой сделки не включает это в условия покупки, то после продажи он может напомнить о своем обещании и выполнить его. Потому что такое условие получения подарка, после совершения акта купли-продажи, считается скидкой на стоимость товара, что является дозволительным. Если деньги за товар уже получены, то эта скидка считается новой сделкой. Сумма скидки возвращается клиенту. Если оплата еще не произведена, то первая сделка будет считаться совершенной по сниженной цене. В обоих случаях подарок становится имуществом покупателя. Проводить розыгрыши лотереи между покупателями и вручать подарки только выигравшим – харам. Потому что это все равно, что отнять имущество у проигравших и отдать его победителям.

Ибни Абидин (рахимахуллаху тааля), на 121-ой странице четвертого тома египетского издания книги «Реддуль Мухтар», говорит: «Сделка купли-продажи, в которой нет необходимости, считается фасид (нарушенной), если она осуществляется при условиях, выгодных продавцу или покупателю.» Торговая сделка нарушается если покупатель, в качестве условия, требует доставить пшеницу после ее перемалывания в муку или доставить фрукты после их сбора либо если, при торговле за наличный расчет, покупатель требует доставить товар до оплаты его стоимости или же желает оплатить в другом населенном пункте, если покупатель просит продавца подарить какой-либо подарок, вместе с приобретаемым товаром, если требуется доставить товар через какой-то определенный срок. Совершать торговые сделки фасид - харам.  Отказ от такой сделки является ваджибом. Если кто-либо напишет письмо человеку, находящемуся вдали от него, или же через посланника отправит сообщение, в котором будет сказано: «Продал тебе такой-то товар за такую-то цену» либо «Беру тебя себе в жены», а адресат примет предложение, понимая его смысл, то подобные договоренности считаются действительными.» Выходит, что если продавец, через объявление в газете, заранее сообщит о вручении покупателям какого-нибудь подарка, а прочитавшие это объявление купят товар ради получения этого подарка, то такая продажа не считается фасид. Например, если в записке, обнаруженной среди купленного товара, написано: «Мы дарим вам такой-то подарок. Можете придти и забрать его!», то брать этот подарок дозволяется. Если информация, опубликованная в газете заранее, не будет сообщатся покупателям в момент покупки газеты, то получать подарок разрешено. Если подарками, обещанными торговцем и газетой за покупку того или иного товара, являются книги о религиозных знаниях, то это является и амр-и маруфом.  

В книге «Хиндийа» говорится, что: «Фасидом является совершение покупки с оговоркой: «Расплачусь деньгами, которые получу от того-то». Из этих слов тоже становится понятно, что расплачиваться за товар векселем «Боно», полученным от своего должника, не разрешается. Покупатель должен выписать новый вексель. 

216 – Соглашение, по которому несколько человек, собравшие между собой денежные средства, материальные ценности, разыгрывают лотерею, по итогам которой проигравшие стороны должны отдать деньги либо иное имущество выигравшей стороне, называется «Кумар»-ом (азартной игрой). Игры, соревнования, вытягивание номеров и имен из мешочков, желание заполучить какой-либо предмет со своим именем либо понести ущерб, попасть в беду, поиск ответа на какой-либо вопрос -  во всех подобных мероприятиях присутствуют условия, характерные для лотерейных игр. Розыгрыши, устраиваемые продавцами, а также страхование от причинения вреда и от несчастных случаев, являются инструментами эксплуатации населения, бедных и рабочих. Потому что страховка от несчастных случаев и от причинения вреда, а также игорные дома и банкиры, забирая имущество одних людей, отдают другим в азартных играх и под проценты, а львиная доля этих запретных (харам) денег оседает в карманах организаторов лотереи и банкиров. К видам страхования работников нельзя относиться так же, как к указанным выше. О том, что имущественные ценности, деньги, собирающиеся у страховщиков и доверителей, а также средства, удерживаемые с заработной платы, относятся к разряду «Луката», в своих проповедях рассказывал большой ученый досточтимый Абдулхаким Арваси. Луката – это вещи, найденные на улице. Эти вещи и имущество-хабис (нечистое) должны быть возвращены владельцам. В случае, если хозяева не будут найдены, то передаются беднякам. Бедняк, получивший такую вещь, становится ее владельцем.

Ибни Абидин (рахима-хуллаху тааля) в пятом томе говорит: «Состязаться в стрельбе из лука и конных скачках разрешено. Дозволительно, если один из двух соревнующихся скажет второму: «Если победишь ты, то я тебе отдам это, а если победу одержу я, то ничего от тебя не потребую» или же если некто, не принимающий участия в этом соревновании, скажет: «Победителю отдам это, а проигравший ничего не должен». Если же будет выдвинуто условие, по которому проигравшая сторона должна будет отдать что-либо победителю, то это будет считаться кумаром (азартной игрой). Азартные игры являются харамом. Слово «кумар» произошло от слова «камар» (луна). У каждого из участников азартной игры есть вероятность уменьшения или увеличения его имущества. Если есть вероятность, что имущество одного будет только увеличиваться, а имущество другого только уменьшаться, то это не кумар. Считается допустимым, когда некто третий, собираясь принимать участие в скачках на лошади, у которой шансы, обогнать лошадей двух других участников, минимальны, скажет: «Если я вас обгоню, то спрошу с вас обоих, а если вы меня обгоните, то я вам ничего не должен. Тот, чья лошадь придет первой, получит выигрыш с того, чья лошадь придет второй.» Так же происходит и в случае, когда двое ученых дают разные ответы на один вопрос и за правильный ответ получают материальное вознаграждение от того, кто дал не верный ответ. Глава совета по управлению фондами (авкаф) Камал Атиф (рахима-хуллаху тааля), в 1151-ом разделе книги «Маджалла шархи» от 1330-го [м.1912] года, говорит: «Существует три вида жеребьевки: Так как отмена прав кого-либо из партнеров направлена на лишение возможности получить то, что ему принадлежит, то такое решение является неправомерным. Это харам. Для того, чтобы никого не обидеть, при выборе одного человека из нескольких людей, находящихся в равных условиях, дозволительно проводить среди них жеребьевку. Жеребьевка дозволительна при разделе долей между несколькими людьми, владеющими одним общим имуществом.»