О СЫН МОЙ! - 71

О ЗАКЯТЕ

В ежемесячном журнале «Хади-уль-ислам» времен старого Ливийского правительства, от 1393 [м.1973] года, месяц Рамазан, выпущенном научной коллегией вакыфов (фондов), подписанном шейхом Миляд Джаляси, говорится: «Закят нужно выплачивать и с бумажных денег. Расчет нисаба бумажных денег производится в золоте и в соответствии с ценами на золотые лиры, выпускаемые правительством страны проживания плательщика закята. Расчет не делается серебром. Расчет нисаба бумажных денег производится только в золотых лирах. Потому что бумажные деньги являются эквивалентом золота.» Печать пятитомной книги «Китабуль-фикх аляль-мазахибиль арбаа», написанной группой ученых под руководством исламского ученого из Египта шейха Абдуррахмана Джазири, в соответствии с положениями всех четырех мазхабов, была закончена в 1392 [м.1972] году хиджры. Переиздана в Стамбуле издательством «Хакикат Китапеви». О том, что бумажные деньги являются долговой распиской, эквивалентной золоту, подробно написано и в этой книге тоже.

Одним словом, если человек имеет бумажные деньги, достаточные для покупки, по самой низкой рыночной цене, 13-ти золотых лир и 1/3 одной золотой лиры и более, выпущенных государством, то по истечению одного мусульманского года, он должен выплатить закят золотом, равным 1/40-ой части бумажных денег.  [Курс золота по отношению к бумажным деньгам может периодически колебаться, в зависимости от биржы.] Потому что закят – это долг перед бедняками. Все виды долгов отдаются с имущества, предназначенного для выплаты закята. Долг по закяту выплачивается путем передачи имущества айн бедняку или его представителю. Отдавать закят бумажными деньгами нельзя ибо не будет принят. Закят, выплаченный бумажными деньгами ранее, нужно восстановить посредством совершения даура золотом. Если какую-то часть имущества человека составляет серебро и, чтобы принести пользу беднякам, он может расчитать нисаб в серебре, то в этом случае закят бумажных денег ему нужно будет отдать серебром, но, даже если он сможет найти столько серебрянных денег, беднякам они не принесут пользы. Если человек попросит кого-нибудь, находящегося рядом, или же находящегося вдалеке, написав ему письмо либо сообщив через кого-нибудь: «Отдай за меня такое-то количество золота в качестве закята. Я верну тебе позже.», и тот отдаст золото беднякам, то это допустимо. Человек, получивший десять тысяч бумажных денег с указанием: «Это мой закят. Отдай его такой-то благотворительной организации, в соответствии с положениями Ислама!», должен узнать самую низкую стоимость золотой лиры на текущий день. Если самая низкая по цене, к примеру, золото Хамид на текущий день имеет стоимость 1500 бумажных лир, то эквивалент десяти тясяч бумажных лир составит 6,6 золотых лир. Человек покупает в каком-либо учреждении или у ювелира 7 золотых лир из любого вида золота или же покупает золотые изделия в виде колец, браслетов и т.п., весом 47,5 граммов либо более и отдает их надежному, разбирающемуся в подобных делах, какому-нибудь бедняку. После получения золота, бедняк дарит их этому человеку. Таким образом, закят будет отдан золотом. Далее, человек передает это золото в указанную благотворительную организацию. Один из крупнейших ханафитских ученых Ибни Нуджаим Зайнуль Абидин Мисри, в последнем разделе книги «Ашбах» говорит: «Человек, желающий обменять закят имеющегося у него имущества на долг, задолжавшего ему бедняка, отдает ему закят [в виде золота], а затем забирает его обратно в счет своего долга. Потому что закят с имущества айн не отдается имуществом дайн. Точно так же, долг либо какая-то его часть, находящаяся у одного бедняка, не может служить закятом долга другого человека. Богач, простив долг бедняку, не может считать этот прощенный долг закятом. Т.е. бедный, не будет считаться выплатившим свой долг, а богатый - выплатившим закят в размере этого долга. Богач должен отдать закят в размере долга бедняку, а бедняк должен вернуть полученные средства обратно богачу, тем самым погасив долг перед ним. Если бедняк не возвращает полученный закят, то богач может отобрать его силой. Если не удается вернуть силой, то получает через суд. Или же для того, чтобы должник, получив закят и вернув его обратно богачу, смог погасить свой долг перед ним, он назначает своим доверенным лицом человека, которого выберет богач. После получения закята доверенным лицом, закят становится имуществом бедняка. Им представитель выплачивает болг бедняка перед богачом. Если бедняк должен кому-то еще и богатый боится, что этим закятом тот может оплатить долг другого человека, то бедняк, полученный закят, отдает обратно богачу в виде подарка. Богатый, получив подарок, прощает долг бедняку.» Обо всем этом также написано в шестом, т.е. последнем томе книги «Фатауа-и хиндйиа». Или же: «Бедняк берет у кого-нибудь в долг столько золота, сколько он должен, и дарит его богачу. Богач возвращает ему золото, с намерением выплатить свой закят, а затем прощает долг бедняку.» Богач, желающий отдать закят бумажных денег такими же деньгами, поступает так же. Для этого, он берет у знакомого в долг золото, равное количеству бумажных денег, предназначенных для раздачи, и отдает его в качестве закята хорошо знакомому и надежному бедняку. После получения закята, бедняк возвращает его обратно богачу в качестве подарка. Затем, богач дарит какую-то часть оставшихся бумажных денег этому бедняку. Остальную же часть денег он использует на благотворительность. В смутные времена, когда следовать Исламу очень сложно, поиск более легких путей для возможности выполнения этих обязанностей, называется «Хиля-и шарийа». В книгах «Хадика» и «Хиндийа» пишется о необходимости совершения хиля-и шарийа, для возможности следовать Исламу. Для того, чтобы выплата закята соответствовала нормам Ислама, необходимо делать хиля-и шарийа, указанный выше, с намерением выплатить закят золотом, а также раздавать его бумажными деньгами для удобства бедняков. Однако, для избежания выполнения предписаний нашей религии, делать хиля-и шарийа и не раздавать бумажные деньги беднякам и в места, служащие Исламу, после получения золота от бедняка или его представителя обратно, считая, что закят выплачен, является харамом. Однако хиля-и шарийа является харамом если не раздать бумажные деньги беднякам и в места, служащие Исламу, после получения золота от бедняка или его представителя обратно, посчитав, что закят уже выплачен. Этим, человек избегает выполнения предписаний нашей религии, а это – большой грех. Нельзя читать книги по фикху, обучающие делать такие запретные хиля-и шарийа, т.е «Хиля-и батыла». Невежественного представителя духовенства, выдающего свои мысли за религиозные знания и превращающего мусульман в безмазхабников, называют «Муфти-йи маджин». Муфти-и маджин должен наказываться судьей. Торговец может отдать свой закят и золотом, и торговым имуществом.