БЫТЬ МИЛОСЕРДНЫМ

Вопрос: Что значит, быть милосердным? Расскажите о месте милосердия в Исламе?

Ответ:

Милосердие - это сочувствие, сострадание, снисходительность, быть нежным. В Асма-и хусна, т.е. именах Всевышнего Аллаха, значение таких имен как Рахман, Рахим, Рауф означает, проявляющий милосердие, сочувствующий, сострадательный. Рахман - сочувствующий в этом мире каждому созданию, Рахим - сочувствующий в Ахирате только верующим. В нашем пророке (алейхиссалям) было очень много сострадания, милосердия. Тасаввуф – это быть сострадательным ко всем. Милосердный человек переживает за чужую беду, избавляет других от трудностей. Аллаху тааля восхваляет сахабов словами: «Милосердные друг к другу, великодушны».

Если согрешивший человек сделает омовение, затем совершит намаз и раскается в своем грехе, то Аллаху тааля обязательно простит этот грех. Потому что в 110-м аяте суры «Ниса» сказано: «Кто сделает дурное или поступит нечестиво относительно самого себя, но потом попросит помилования у Бога, тот найдет Бога снисходительным и милосердным.»

В благородных хадисах сказано:

«Аллаху тааля не будет милосердным к немилосердному, не проявит сострадания к не сострадающему.» [Бухари]

«Радостные вести ждут скромного человека который не ходит с протянутой рукой, тратит на доброе заработанное дозволенным путем, милосерден к отчаявшимся!» [Таргиб]

«Если вы сочувствуете к тем кто на земле, вам будут сочувствовать те кто на небесах.» [Тирмизи]

«Тому кто направит милосердный взор своим родителям, дадут савабы за хадж и умру». [И. Рафии]

«Будьте милосердными к слабым, больным, старшим и младшим, сочувствуйте им.» [Шира]

«Мумины в милосердии как единый организм. Так же как болезнь одного органа доставляет неудобство всему организму, так и мусульмане должны сочувствовать друг другу!» [Бухари]

«Сочувствуйте и будьте милосердны к трем людям! 1 – алиму оказавшемуся среди джахилей, 2 – разорившемуся богатому, 3 – человеку которого перестали уважать.» [Тирмизи]

«Тех, кто переживает за бедных и беспомощных, ждут радостные вести!» [Бухари]

«Удостоится прощения тот, кто с милосердием смотрит на брата по вере.» [И. Рафии]

«Не из нас тот, у кого нет уважения к старшим, нет нежности к младшим.» [Тирмизи]

«В шаки нет милосердия, нет сочувствия.» [Тирмизи] [Шаки - тот кто не попадет в Рай, несчастный.]

Наш пророк, когда умер его сын Ибрахим, беззвучно плакал и говорил: «Я плачу от милосердия. Аллаху тааля сострадает милосердным.»

Некий человек увидев как пророк целует внуков Хасана и Хусейна, сказал: «У меня десять детей и никого из них не целовал». На это посланник Аллаха сказал: «Не увидит милосердия тот у кого нет нежности.» [Бухари]

Когда один из бедуинов обратился к пророку со словами: «О Расулуллах, вы ласкаете и целуете своих детей. Мы никогда этого не делаем.», то пророк ответил: «Что мне сказать человеку, у которого отсутствует чувство снисхождения и сострадания?» [Бухари]

Некий человек пришел к хазрат Омару чтобы заступить на работу. Тот, увидев как Омар (радиаллаху анх) поцеловал своего ребенка, сказал: «Я не целую своих детей». «Раз в тебе нет нежности к детям, то как же ты собираешься сочувствовать людям?» и не стал назначать его на  должность. Те, у кого нет сочувствия к подчиненным, далеки от милосердия Всевышнего Аллаха.

Кто-то задал пророку (алейхиссалям) следующий вопрос: «О пророк, сколько раз я могу простить своего слугу?» На что пророк (алейхиссалям) ответил: «Прощай его семьдесят раз в день!» [Тирмизи]

Милосердие нужно проявлять и к верующему и неверующему и даже ко всем животным!

Когда пророк сказал: «Не может быть имана в человеке без милосердия и сострадания», то один из сахабов сказал: «О посланник Аллаха, мы все милосердны и сострадательны». Пророк им ответил: «Милосердным нужно быть не только к людям, но и ко всем созданиям». [Табарани]

Например, если человек собирается резать скот, то править нож на глазах животного не нужно. При пророке случилась история, когда некий человек собираясь резать животное, уложил его на землю и начал править нож. Увидев это посланник Аллаха сказал:

«Ты что, хочешь показать ему смерть еще не зарезав его? Почему не наточил нож перед тем, как уложить его на землю?» [Хаким]

Человек обнаружил у колодца изнывающую от жажды собаку, которая не могла попить воды, так как колодец был глубоким. Человек спустился в колодец откуда достал воду, набрав в свой башмак и напоил собаку. Всевышний Аллах, за это поступок простил грехи этого человека. [Муслим]

Еще в одном благородном хадисе приведен случай про кошку, которая умерла голодной смертью, за что, женщина привязавшая ее, попала в Ад. [Таргиб]

Можно уничтожать зверей наносящих вред. Но нельзя убивать топя в воде или сжигая. В хадис шарифе сказано:

«Убив ядовитую ящерицу с первого раза, можно получить сто савабов. Если умертвить со второго раза, то савабов будет меньше. Если убить с третьей попытки, то савабов будет еще меньше.» [Муслим]

В человеке узнают праведника по приятному разговору, улыбке на лице, щедрости и сочувствию ко всем. У авлия есть два признака: соблюдение предписании Всевышнего Аллаха и великодушие к созданиям. Сочувствие должно быть ко всем. Ангелы на шестом слое неба, не поднимут выше намазы человека который не сочувствует. 

БЫТЬ СОВЕСТЛИВЫМ

Беспристрастность по отношению ко всем, требует не делать того, чего не желаешь себе. В хадис шарифах сказано:

«Вера не станет совершенной пока не будет в человеке трех качеств. Дать из нафака другому находясь в нужде, быть совестливым, здороваться со всеми.» [Хараити]

«Кто хочет отдалится от Ада и войти к Рай, пусть перед смертью скажет калима шахадат и делает другим то добро, которое хотел бы увидеть от других!» [Муслим]

«Будь хорошим соседом для окружающих и станешь истинным верующим! Полюби для других то, что любишь сам и станешь истинным мусульманином!» [Хараити]

Досточтимый Хасан Басри сказал:

Аллаху тааля приказал Адаму (алейхиссалям) обрести следующее:

1 – Поклоняйся мне, не добавляй никого в сотоварищи! В самый тяжелый для тебя день, отплачу за каждое сделанное добро.

2 – Обращайся ко мне в мольбах и Я приму их.

3 – Относись к людям так, как хотел бы чтобы обращались к тебе! [Имам Газали]

ЛУЧШИЙ ПОСЛЕ ПРОРОКОВ

Вопрос: Величайший сподвижник пророка Абу Бакр (радиаллаху анх), желал себе огромное тело и с ним войти в Ад, чтобы никто другой туда не уместился. Хотел чтобы так свершилось предопределение Аллаху тааля. Он хотел чтобы и кафиры не вошли в Ад?

Ответ:

Да, он не хотел чтобы и кафиры оказались в Аду.

Досточтимый Абу Бакр, лучший из людей после пророков. Он самый ближайший друг и товарищ милости для миров Мухаммеда (алейхиссалям), тесть и первый халифа пророка. Отец матери всех мусульман, Аишы (радиаллаху анха). Восхвален в аятах Священного Корана.