О СЫН МОЙ! - 65

В Ханафи, если ифтитах такбир сделан до окончания времени намаза, то намаз считается совершенным вовремя. Если намаз не завершен до окончания его времени полностью, то это малый грех. По мазхабам Малики и Шафии, если один ракаат не был выполнен полностью до окончания времени намаза, то он не считается исполненным и подлежит восстановлению. И в мазхабе Шафии, все пять намазов лучше совершать в начале времени. Ниспадающие женские волосы в Шафии тоже считаются авратом. Если женщина откроет аврат, то намаз тут же нарушится. Если под одеждой из тонкой ткани можно разглядеть цвет кожи, то намаз нарушается. Если ткань прилипает к телу настолько, что можно различить части тела, намаз не нарушается. Если у обнаженного человека есть надежда отыскать то, чем можно было бы прикрыться, то для него будет ваджибом подождать до конца времени намаза.

И вне намаза места аврат обязательно должны быть закрыты и от себя, и от посторонних. При необходимости открывается столько, сколько нужно. Мусульманка обязательно должна быть прикрыта в присутствии чужих мужчин и женщин, являющихся неверными, отступницами, грешницами. [В «Мизан-уль кубра» пишется, что в трех мазхабах только лицо и руки женщины, а в Ханафи и ноги, авратом не являются.] В мазхабе Ханбали, мусульманка не прикрывается и перед неверующими женщинами. В Шафии, аврат ребенка является харамом для всех, кроме того, кто его воспитывает. Колени мужчины в Ханафи относятся к аврату. В остальных трех мазхабах - нет. Бедра являются авратом во всех мазхабах. Для человека, находящегося в Мекке, фарзом является совершение намаза напротив здания Каабы. У шафиитов это относится и к тем, кто находится вдали от Мекки. Нужно находится максимально напротив Каабы. Направление Киблы можно узнать, спросив у правдивого мусульманина, по михрабам мечетей, по времени Киблы, по звездам, по компасу. Если эти способы не помогли, то нужно выяснять самому. Если и самому не удается выяснить, то нужно следовать за совершающими намаз.            

В Шафии существует 13-ть внутренних фарзов намаза: пять из них совершаются устами, восемь - сердцем и телом. Фарзы, совершаемые устами: чтение вступительного такбира, чтение Фатихи в каждом ракаате, чтение ташаххуда в последнем ракаате, чтение салавата, произнесение первого саляма. Фарзы, совершаемые сердцем и телом:  намерение, киям, руку’у, стояние во время кияма, сидение между двумя суджудами, сидение в последнем ракаате столько, сколько требуется для чтения ташаххуда, соблюдение последовательности. В мазхабе Шафии, человек, делая намерение, должен указать, что он намеревается совершить намаз, являющийся фарзом, должен думать о форме намаза, т.е. о сидениях, рукнах, суджудах, салямах, а так же должен сделать намерение на тот намаз, который он намеревается исполнить. Намерение делается во время вступительного такбира. Делать намерение для пропущенных (каза) и совершенных вовремя (ада) намазов, необязательно. Если перепутать эти намазы, то намаз окажется недействительным. Это относится и к количеству ракаатов. Для сунна намазов, совершаемых до или после обязательных молитв, нужно делать отдельное намерение. Человек, совершавший намаз в одиночку, может присоединиться к образовавшему джамаату. Произнесение такбира перед началом намаза, во всех четырех мазхабах является фарзом. В Ханафи, произнесение «Аллаху акбар» в качестве такбира – ваджиб. В остальных трех мазхабах – фарз. Существует 15-ть условий для того, чтобы ифтитах такбир в мазхабе Шафии был действительным: произносить на арабском языке, намерение на фарз-намаз делать стоя, произносить «Аллаху акбар», не растягивать конец «...бар», «ба» не читать по правилам шадда, не произносить букву «уау» между двумя словами или в начале, не делать паузу между двумя словами. Дозволяется произносить «Аллахуль акбар» или «Аллахуль-азыйм акбар». Читать так, чтобы было слышно себе, должно наступить время намаза, читать напротив Киблы, произносить после имама.       

Намазы из разряда сунна и нафиля не обязательно совершать стоя. Чтение Фатихи по мазхабу Ханафи является ваджибом. В остальных трех мазхабах – фарз. В Шафии, чтение Фатихи джамаатом за имамом, является обязательным. В Ханафи и Малики - нет.

Одним из суннатов мазхаба Шафии является чтение вслух Фатихи и замм-и суры имамом и человеком, совершающим намаз в одиночку, во время фаджр, магриб и ишаа намазов. Женщина читает вслух только если рядом нет чужого мужчины. Джамаат читает тихо, чтобы было слышно себе. Когда имам читает вслух, джамаат, вместе с имамом, произносит «Амин» так, чтобы это было слышно рядом стоящему. Когда имам читает тихо и, когда человек читает сам, «Амин» произносится про себя. В намазах, которые имам читает вслух, после прочтения Фатихи, имам должен молча выждать промежуток времени, достаточный для прочтения джамаатом Фатихи, либо прочитать что-нибудь про себя и затем приступить к чтению замм-и суры, это является сунной. [Отсюда становится ясно, что, когда имам читает Фатиху, джамаат не читает, а слушает. После того, как джамаат вместе с имамом произносит «Амин», начинают читать Фатиху.] Присоединившийся к джамаату после того, как имам прочитал Фатиху, ее не читает. В трех мазхабах, читать так, чтобы это было слышно самому читающему, является фарзом. В мазхабе Малики это не фарз, а мустахаб. Суджуд, выполненный на руки, в трех мазхабах считается недействительным. В Ханафи - макрух. При выполнении суджуда дозволяется, чтобы высота поверхности, на которую прикладывается голова, не превышала высоту, при которой бедра находились бы ниже уровня головы и плеч. А в Ханафи дозволительно, чтобы место суджуда было на пол зра [25 см.] выше места, куда ставятся колени. Однако это макрух. Если в мечети нет свободного места, то суджуд можно делать на спину, стоящего впереди, человека. Но этот человек должен совершать тот же намаз и при суджуде должен прикладывать голову к земле. В мазхабах Малики и Шафии нет ваджибов намаза. В Ханбали и Шафии, под суннами намаза подразумеваются мустахабы. Отвергнувшие их не подвергаются наказаниям, но лишаются благостей. В намазах, читаемых вслух, после Фатихи «Амин» произносится громко. Во время стояния, кисти рук располагаются выше пупка и немного левее. Во время стояния, чтение короткой суры после Фатихи, в Ханафи является ваджибом, а в остальных трех мазхабах - сунной. В Шафии, чтение «Аузу...» в каждом ракаате является сунной, чтение же «Бисмилляхи...» перед Фатихой – фарзом. Если не прочитать, то намаз будет недействительным. Дочитывание короткой суры в руку’у, во всех четырех мазхабах является макрухом. А дочитывание Фатихи в руку’у, в Ханафи – макрух. В остальных трех мазхабах намаз нарушается. В мазхабе Шафии, если изображения живых существ не воздействуют на душу, то они не делают совершение намаза макрухом, где бы они не находились. В Малики и Шафии, имамство человека в извинительном состоянии для здорового и для представителя другого мазхаба считается действительным. В трех мазхабах, если в намазе, в котором женщина и мужчина следуют одному и тому же имаму, женщина стоит рядом или впереди мужчины, то их намазы не нарушаются. А в Ханафи, намазы мужчин нарушаются если они стоят справа, слева или позади женщины. Однако если, вставшей на намаз и следующей за имамом женщине, кто-то из джамаата либо имам сделает знак рукой, чтобы та встала сзади, а она не повинуется или же имам не сделает намерение быть имамом для женщин, то ее намаз будет нарушен, намаз мужчины – нет. Если женщина находилась в одном ряду с мужчиной менее одного рукна или, если один из них совершает намаз на высоте, превышающем человеческий рост, или же их отделяет прислоненная трость, колонна или свободное место, куда бы мог встать один человек, то намазы их обоих не будут нарушены. Если они совершали молитву не за одним и тем же имамом, то, даже если у обоих намаз не нарушается, для женщины это является тахриман макрухом. Если то или иное обстоятельство, нарушающее малое омовение, гусль, таяммум, месх (протирание) поверх мест (кожаных носков) или повязки, возникнет до приветствия в намазе, то в трех мазхабах намаз нарушается. Если это произойдет до окончания прочтения последнего ташаххуда, то нарушается и по Ханафи. Чтение Аятуль курси, 99 тасбихов и одного тахлиля сразу после каждого из пяти обязательных намазов, является мустахабом. Это делается после фарза или после последнего сунната. У шафиитов - первый, у ханафитов - второй является предпочтительным. После, делается дуа.