О СЫН МОЙ! - 51

О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ В ПЯТНИЧНЫЙ ДЕНЬ

161 – Пояснение: Посланник Аллаха (алейхиссалям) сказал: «Джума – это хадж малоимущих, праздник верующих, праздник жителей Небес и праздник в Раю. Это самый лучший из дней и самый благородный.» Еще в одном хадисе сказано: «Пятничный день – это сокровищница добра и начало всех благостей.» В другом хадисе говорится: «Муса (алейхиссалям) спросил у Аллаха: “О, мой Всевышний! Ты мне дал субботу, а какой день Ты дашь общине Мухаммеда?” Аллах ответил: “Я дам им пятницу”. “Мой Аллах! Какими достоинствами и благостями обладает пятница?” спросил Муса. “О, Муса! За одно поклонение, совершенное в пятницу, воздастся столько савабов, сколько дается за сто тысяч поклонений, совершенных в субботу” последовал ответ. И тогда Муса (алейхиссалям) обратился с мольбой: “О, мой Всевышний Аллах! Сделай меня из общины Мухаммеда (алейхиссалям)”.» Когда ангел Джабраил принес аяты Священного Корана про пятницу, он сказал: «О, Мухаммед (алейхиссалям)! Если бы община Мусы (алейхиссалям) знала о достоинствах пятницы, то освободилась бы от поклонений теленку и от иудейства. Если же община Исы (алейхиссалям) знала бы о достоинствах пятницы, то убереглась бы от христианства.» Хадисы, рассказывающие о достоинствах пятницы, широко описаны в первой части книги «Саадати абадийа», в конце 71-го раздела.

В одном благословенном хадисе сказано: «Мусульманину, радующемуся приходу пятницы, каждый день до самого Судного Дня, воздастся настолько много савабов, что их количество известно только Всевышнему Аллаху.» В другом хадисе говорится, что: «Верущим, умершим в пятницу, даются савабы шахидов и они не испытывают могильных мучений.» В хадисе, приведенном на 123-ей странице «Таргиб ус-салят», сказано: «Тот, кто в пятницу, до утреннего намаза прочитает Астагфируллахаль азыйм аллязи ля иляха илля хуаль-хаййаль-къаййума уа атубу иляйх, тому простятся все его грехи и грехи его родителей

Пятничный день имеет 20 суннатов и адабов. Те, кто любят Мухаммеда Расулуллаха (саллаллаху алейхи уасаллям), должны их выполнять:

1) Встречать пятницу с четверга. Например: подготовить новую и чистую одежду, закончить все дела и постараться провести всю пятницу в поклонениях. В четверг, после предвечернего намаза читать тасбихи и истигфар. В ночь на пятницу мужу и жене нужно совершить полное омовение. За это каждый из них будет вознагражден, как за освобождение раба.

2) В пятницу нужно совершить полное омовение для пятничного намаза. Из-за существования большого количества хадисов об этом гусле, некоторые ученые считают его фарзом.

3) Подстричь волосы. Подстричь бороду, оставив длину в четыре пальца, подстричь ногти и надеть одежду белого цвета. [В «Барика» пишется, что ношение бороды, длина которой меньше ширины четырех пальцев, является нововведением и большим грехом.]

По мнению большинства ученых, отпускать бороду – сунна. В книге «Муслим», являющейся одной из двух ценнейших сборников хадисов «Сахибейн», имеется хадис, приведенный благочестивой Аишей (радиаллаху анха): «Десять вещей относятся к фытрату (естеству человека): подстригать усы, отпускать бороду, пользоваться мисваком, полоскать ротовую полость, промывать нос водой, стричь ногти, промывать суставы пальцев, содержать в чистоте подмышки и пах, делать истибру (очищение от остатков мочи).» Этот благословенный хадис приводится Ибни Нуджаймом (рахима хуллаху тааля) в книге «Бахрур-райк» и имамом Зайлаи (рахима хуллаху тааля) в книге «Табйинуль-хакайк» в местах, где описываются фарзы гусля и сообщается, что слово «фытрат» в данном хадисе подразумевает сунну. Этот хадис открыто показывает, что отпускание бороды является сунной и других пророков, что это не является признаком религии пророка Мухаммеда (алейхиссалям) и потому является «Суннат-и заваид». Эти сунны приведены и в книге «Ширатуль ислам». Существуют различные виды бород: иудейская борода, христианская, шиитская, ваххабитская, борода коммуниста и исламская борода. Сунной является только исламская борода, длина которой равна ширине четырех пальцев и растущая на обоих сторонах лица. Другие виды бород являются нововведением, а не сунной. Мухаммед Хадими (рахима хуллаху тааля) в книге «Барика» пишет: «В хадисе говорится: Усы укорачивайте, бороду отпускайте подлинее”. Поэтому сбривать бороду, подстригать и делать ее меньше, чем это положено по сунне, было запрещено. Сунной является борода, длина которой равна ширине четырех пальцев. Укорачивать и делать ее меньше не допускается. Подкорачивать до этой длины - сунна.» Длина бороды измеряется шириной четырех пальцев, начиная от подбородка. Когда султан приказывает выполнять то, что является сунной или даже мубахом, то выполнение становится ваджибом. Приказ распространяется и на султана, и на всех мусульман. В таких местах, отращивание бороды на ширину четырех пальцев является ваджибом. Сбривать бороду или носить ее меньше этой длины – это отрицание ваджиба и тахриман макрух. Такому человеку не разрешается быть имамом в мечети. В местах, где нет таких правил, а так же в немусульманских странах, для того, чтобы избежать преследований, не лишиться возможности зарабатывать на пропитание или же возможности выполнять эмр-и маруф (побуждать людей к истине и одобряемому), возможности служить мусульманам и Исламу, для защиты своей религии и чести, пусть и не разрешается укорачивать бороду, но разрешается ее сбривать. Более того, это даже необходимо. Сбривать без уважительных причин является макрухом. Носить бороду, длина которой меньше ширины четырех пальцев, и думать, что выполняется сунна - нововведение. Это изменение сунны. Нововведение – это более тяжкий грех, чем убийство человека. Такую короткую бороду необходимо (ваджиб) отрастить на ширину четырех пальцев. Ибни Абидин (рахима хуллаху тааля), расказывая о макрухах намаза, говорит: «Если совершение одной муаккада сунны может стать причиной совершения одного макруха, то нужно отказаться от выполнения этой сунны. Если при выполнении какого-либо дела возникает сомнение, сунна это или нововведение, то это действие отвергается и не выполняется.» Укорачивать бороду, следуя обычаям – макрух. Разрешается сбрить бороду во избежание смуты. А укорачивать бороду и верить, что сунна исполняется – нововведние. В обоих этих случаях бороду необходимо сбрить.    

4) На пятничный намаз нужно отправляться, как можно раньше. Для того, чтобы получить больше благостей, первые мусульмане отправлялись на пятничную молитву еще затемно.

5) Нельзя перешагивать через джамаат, чтобы пройти в первые ряды.

6) В мечети, проходить перед человеком, совершащим намаз, нельзя. Проходить нужно, обойдя стену или колонну.

7) Нужно прийти пораньше и расположиться в передних рядах.

8) После того, как имам поднимется на минбар, нельзя ни разговаривать, ни повторять азан. Говорящему нельзя отвечать даже жестом. Разговоры имама о вещах, не имеющих отношения к хутбе, не только запрещены (харам), но и делают хутбу недействительной. Если хутба недействительна, то и пятничный намаз не будет принят. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уасаллям) сказал: «Хутба – это два ракаата намаза.» Краткая хутба – сунна. Затягивание хутбы – макрух. Громкое произнесение имен четырех халифов является признаком общины ахл-и сунна и нужно сторониться тех, кто не желает этого делать.   

9) После намаза нужно по семь раз прочитать суры аль-Фатиха, Кафирун, Ихляс, Фаляк, Нас.

10) Нужно оставаться в мечети до наступления времени предвечернего намаза и совершать поклонения.

11) Нужно посещать ученых, которые в своих уроках используют книги праведных ученых ахл-и сунна (рахима хуллаху тааля). Один час, проведенный на уроке такого благочестивого наставника, намного лучше тысячи дополнительных ракаатов намаза.

12) В пятницу нужно искать время, когда принимаются мольбы. Для этого нужно постоянно пребывать в поклонениях.

13) В пятницу нужно произносить много салаватов.

14) Нужно читать Коран и суру «Кахф».

15) Нужно давать милостыню, мало или много не имеет значения.

16) Нужно посещать могилы родителей, благородных мусульман и авлия. Нужно получать файзы от могил авлия.

17) Готовить для жены и детей много вкусной еды.

18) Нужно совершать много намазов: имеющие долги по намазам - восполняют их, не имеющие -  совершают молитву с намерением на дополнительные намазы.

19) Пятничный день нужно проводить только в поклонениях.

20) После совершения предвечернего намаза, не поднимаясь с молитвенного коврика, нужно произнести «Йа Аллах, йа Рахман, йа Рахим, йа Кауи, йа Кадир» столько, сколько это возможно, а затем сделать дуа.

162 – В пятницу надевай на себя красивую, новую одежду! Если новой одежды нет, то надевай чистую, повязывай чалму не сидя, а стоя! Отправляйся на пятничный намаз, надушившись  благовониями. Ибо ангелам нравятся приятные ароматы. Использование благовоний мужчинами является сунной. Использование ароматов женщинами перед выходом на улицу, а так же появление на людях с неприкрытыми головами и руками, является харамом. Потому что аромат, исходящий от женщин и их неприкрытые тела, привлекают мужское внимание. Пользоваться духами и наряжаться женщины могут только дома. По пути на джума читай тасбихи и зикр! За каждый проделанный шаг запишется десять благостей.   

163 – В пятницу, если есть возможность, соверши полное омовение (гусль) и отправляйся в мечеть на джума-намаз пораньше, расположись так, чтобы было слышно чтение хутбы! Во время чтения хутбы ни с кем не разговаривай! Не оглядывайся по сторонам, не оборачивайся назад! Потому что разговаривать во время хутбы – грех, утрачивается ценность и благость пятницы. Войдя в мечеть, расположись там, где есть свободное место! Не причиняй неудобство джамаату, пытаясь пройти вперед! Занимай место в первых рядах! Если опаздаешь, не беспокой никого, не пытайся протиснуться вперед, расталкивая джамаат! Не утруждай братьев по вере, пытаясь пройти вперед. Неходячим пожилым и больным людям не обязательно совершать пятничные молитвы.