О СЫН МОЙ! - 47

О БРАКОСОЧЕТАНИИ (НИКЯХ)

Пояснение: Как написано в книге «Аль-ихтияр», «Никах» – это акт, т.е. договор бракосочетания. Священный Коран приказывает заключать никях. В 3-м аяте суры «Ниса» сказано: «Женитесь на дозволенных вам женщинах!» и в 23-м аяте: «Женитесь, получив разрешение у их хозяев!», а так же в 32-м аяте суры «Нур»: «Женитесь на незамужних!». В хадисах сказано: «Брак заключается только при свидетелях» и «Сочетайтесь браком, размножайтесь! В Судный День я буду гордится вами перед общинами», а так же «Никах – моя сунна. Тот, кто отвергает мою сунну, для меня чужой». Аяты, благородные хадисы и единогласное мнение ученых говорят о том, что никах соответствует шариату и является поклонением. Брак без никаха – харам. Не признающий необходимость совершения никаха, становится кафиром. Брак является сунной из разряда муаккада. В некоторых случаях – фарз. Если существует угроза гнёта и истязаний, тогда становится макрухом. Обряд никяха совершается посредством произнесения определенных слов в форме прошедшего времени. Например, никях считается состоявшимся, если на «Возьми меня себе в супруги», последует ответ «Взял тебя в супруги». Никях считается действительным и словами, произносимыми при никяхе, а также вручением подарков, имущества в виде милостыни, словами которые произносятся при купле-продаже. Никах мушрика и муртада не действителен. Согласно мазхабу Ханафи, бракосочетание мусульман должно проводиться с участием свидетелей из двух мужчин-мусульман или одного мужчины и двух женщин. Когда мусульманин заключает никях с женщиной из ахл-и китаб, то оба свидетеля могут быть из числа зимми (немусульманские подданные исламского государства). Даже если сумма махра не влияет на действительность никяха, все же, жениху нужно выплатить невесте Махр-и мисль. То есть выплачивается столько, сколько было выплачено родственнице невесты, к примеру, тете. Если после никяха, заключенного по всем канонам Ислама, супруга пожелает получить муаджжаль махр, супруг должен будет немедленно его выплатить. Поэтому, при вступлении в брак определяются суммы муаджжаль (выплачиваемый сразу) и муэджжаль (выплачиваемый в случае развода) махров и записываются в свидетельство о браке. Жених и двое свидетелей ставят свои подписи и передают невесте. Общая сумма этих двух видов махра не должна быть меньше десяти дирхамов, т.е стоимости семи мискалей серебра. Так как в наше время серебро стоит дешевле, чем во времена, когда это определялось шариатом, то сумма не должна быть менее одного мискаля золота, т.е. двух третей золотой монеты (5,5 грамм золота). В наши дни денежный эквивалент махра составляет от 10 до 50 золотых монет. Ислам, хоть и дает мужчине право выдавать развод своей жене, но воспользоваться этим правом крайне сложно. Потому что религия обязывает мужчину выплатить жене махр сразу же, как только он с ней разведется. Так же, мужчина должен будет выделять своей бывшей жене средства (нафака) на содержание детей до тех пор, пока сыну не исполнится семь лет, а дочь не достигнет совершеннолетия. Если мужчина не выполнит данные обязательства, то в этом мире его ждет заключение, а в ахирате – Ад.

Мужчине навсегда  запрещается (харам) жениться на своих матерях, дочерях, сестрах, тетях по отцовской и материнской линиям, племянницах, как бы далеко они не находились. Они называются «Родственниками Махрам». К этим семи категориям женщин, запретных для женитьбы из-за кровного родства, также относятся и молочные, и внебрачные родственницы. Так же запрещается жениться на теще, на ее матерях, на невестке, на невестках сыновей, на падчерице и на мачехе. Не разрешается жениться более четырех раз и на чужой жене. Для мужчины-мусульманина допустимо жениться на женщине из ахл-и китаб, т.е. на иудейке или христианке, не придающей какому-либо созданию божественных качеств. В книге «Нимет-и ислам» пишется: «Во время заключения брака с женщиной из ахл-и китаб необязательно, чтобы свидетели были мусульманами. Мусульманин может запретить жене из ахл-и китаб посещать церковь и изготавливать дома вино. А в конце раздела про хайз и нифас сказано, что: Не может заставить совершать полное омовение (гусль). Желательно, чтобы она ходила прикрытой. Женатому на мусульманке разрешается жениться на женщине из ахл-и китаб.» Жениться на неверной (кафир) и отступнице не дозволительно. Женщине-мусульманке не разрешается выходить замуж за иноверца. Такие временные формы брака, как «Мута никах» и «Муаккат никах», практикуемые шиитами и другими сектантами, являются запретными. Мута никах - это брак с женщиной, заключаемый на какой-то определенный срок за денежное вознаграждение.

 В вопросах никяха слово женщины тоже имеет силу. Т.е. девушка, обладающая разумом и достигшая совершеннолетия, всегда может вступать в брак по собственной воле, давать разрешение на никях других, если она является опекуном, доверенным лицом, либо назначать представителя для своего никяха, или же дать свое разрешение на брак если поймет, что ее выдали замуж. [Представитель, выбранный невестой для никяха, не может взять ее в жены. Женщина не имеет права расторгать свой или же чужой брак.] Девушку, достигшую совершеннолетия и являющуюся девственницей, нельзя выдавать замуж против ее воли. Опекун должен получить ее разрешение на никях. Если она промолчит или улыбнется, или же тихонько заплачет, то это расценивается как согласие. Когда у вдовы, разведенной женщины просят согласие на брак с ней или же просят у ее опекуна, то дается словесное согласие. Опекуну разрешается сочетать браком своих несовершеннолетних детей без их согласия. Если опекун не является отцом, дедом, то по достижению совершеннолетия, ребенок может расторгнуть брак. Опекун – самый близкий родственник, имеющий право на наследство.

 [Если нет опекуна-мужчины], мать и родственницы так же могут быть опекунами. Если нет и таких опекунов, то им становится кади (судья). Несовершеннолетний и неверный (кафир) не могут быть опекунами мусульманина. Один и тот же человек может выступать в качестве опекуна или представителя и со стороны невесты, и со стороны жениха, либо быть представителем для одной стороны и опекуном для второй, или же с одной стороны представлять свои интересы, а для другой стороны быть доверенным лицом или опекуном. Последний пример напоминает тот вариант, когда просят для себя руки младшей дочери дяди со сторны отца и с произнесением: «Будьте свидетелями! Связал себя  узами брака с такой-то...», никях считается заключенным. Согласия со стороны невесты не требуется. В Исламе рекомендуется, чтобы брачующиеся соответствовали друг другу по уровню религиозных знаний, богобоязненности, происхождению и материальному положению. Если дочь благочестивого мусульманина вышла замуж за фасика (грешника), то ее опекуны имеют право рассторгнуть этот брак. Конец перевода из книги «Ихтияр». Если же супруг станет фасиком после брака [например, пристрастится к алкоголю, наркотикам или, увлекшись играми с мячом или плаванием, будет открывать места аврат, перестанет совершать намаз], то жена не вправе потребовать развода (Файзийа).

Единственное поклонение, сохранившееся еще со времен Адама (алейхиссалям), - это никях. Для того, чтобы никях, так же как и любое другое поклонение, был действительным, перед его началом нужно сделать намерение. Т.е. пара, заключающая брак, должна произнести: «По воле Всевышнего Аллаха и в соответствии с сунной любимого пророка (саллаллаху алейхи уасаллям) совершаем никях» и пропустить это намерение через сердце. Нельзя путать мусульманский никях и бракосочетание, заключаемое в органах ЗАГСа. Мусульманский никях – это приказ Аллаха. А бракосочетание в ЗАГСе – это закон государства. Отличаются они друг от друга как названиями, так и условиями. Несовершение мусульманского никяха - большой грех. Не регистрировать свой брак в госорганах тоже преступление. Совершивший подобное преступление, наказывается лишением свободы. Мусульманин не должен совершать грех и должен избегать действий, являющихся преступлением по закону. Неповиновение законам влечет наказание, причиняет вред и приводит к раздорам и беспорядкам. А это является харамом. Наша религия не запрещает регистрировать брак в госорганах. Государственные законы так же не запрещают совершать мусульманский никях. И во времена правления Османской Империи совершались оба обряда. В постановлении от 1298 (м.1880) года указано: «Бракосочетание, рождение и смерть должны регистрироваться в ораганах управления». Протокол государственного собрания, в котором указаны наказания для имамов, исполнивших обряд никяха лиц, незарегистрировавших акт бракосочетания в госорганах, приводится на 2434-й странице «Джарида-и мухаким». Поэтому и в наше время мусульманин, желающий жениться, должен сначала зарегистрировать свой брак в уполномоченном госоргане, а затем совершить исламский никях. Исламский брак не обязательно должен быть заключен имамом или представителем духовенства. Это могут делать и благочестивые мусульмане, совершающие намаз и обладающие знаниями по религии. Безбожники, безмазхабники насмехаются над мусульманским никяхом, называя его «никяхом имама». Они утверждают, что если брак прошел регистрацию в ЗАГСе, то никях имама не нужен. Они вводят мусульман в заблуждение, говоря, что никях имама запрещен и, что это является преступлением. Однако заключение исламского никяха не является запрещенным, преступным действием. Не регистрировать брак в отделах ЗАГСа – преступление. Тот, кто не признает исламский никях, отказывается от него и не позволяет это делать другим, утверждая, что: «В исламском браке нет необходимости. В Коране об этом ничего не сказано», становится кафиром и лишается веры. Это, все равно, что отказываться от одного из пяти условий Ислама. Мужчина и женщина, заключающие никях, должны быть мусульманами. Это самое важное условие для того, чтобы исламский брак был действительным. Поэтому, если имеются сомнения, относительно имана брачующихся мужчины и женщины, то прежде чем приступить к обряду, задаются вопросы о шести условиях веры и о пяти условиях Ислама. Если они не знают, надо их научить. Они должны произнести их наизусть, а так же они должны будут произнести «Калима-и шахадат» (свидетельство веры). Нужно обновить веру (Тадждид-т иман) и только после этого совершается никях. Вера свидетелей так же не должна вызывать сомнений. Никях является залогом счастливой жизни и любви между мужем и женой. Каждый мусульманин, желающий чтобы его дети и внуки стали праведными мусульманами, обрели счастье в этом мире и в ахирате и прожили благополучную жизнь, должен очень серьезно отнестись к никяху.      

Во втором томе книги «Дурруль мухтар», в конце раздела о бракосочетании кафира, пишется: Женщина, ставшая отступницей (муртад) для получения развода или по какой-либо иной причине, приговаривается судом на пожизненное заключение для обновления своей веры и никяха. Это мнение ученых Бухары. Такова и фетва. Ученые Балха сказали, что если женщина, ставшая отступницей, покается, то ее никях не нарушается. А по сведениям из книги «Навадир», отступница становится рабыней и в мусульманской стране, а так же она становится имуществом под названием «Фай». Муж выкупает ее у главы мусульман (имам-и муслимин) или же, если он имеет право на получение выплаты из государственной казны (Байт-уль мал), то имам отдает ему жену. Таким образом она становится рабыней мужа. Умар (радиаллаху анх), избил кнутом женщину, певшую перед мужчинами. Когда ему сообщили, что некая женщина сняла с головы платок, он ответил, что она лишилась чести и уважения. Ученый по фикху, кади Абу Бакр бин Умар Балхи [умер в 559 году (м.1165)] прошел мимо женщин, стиравшихся на берегу реки с открытыми головами и руками. «Из-за неуважения к приказу Ислама о покрытии тела, в них не осталось чести. Их вера под сомнением. Они подобны неверным женщинам, взятым в плен в Дар-уль харбе (немусульманском государстве)» – сказал он. Т.е. согласно сведениям из Навадира, они стали рабынями. Однако относительно никяха женщин, ставших отступницами, фетву лучше выносить не по Навадиру, а по словам ученых Балха. Таким образом женщина становится женой, а не рабыней.         

Ибни Абидин (рахима-хуллаху тааля) сказал: Так как действовать по решению ученых Бухары весьма затруднительно, то фетва выносится по мнению ученых Балха. Для того, чтобы муж мог выкупить свою жену у амира или вытребовать ее по принадлежащему ему праву, лучше вынести решение по Навадиру. Принятие женщиной мусульманства повторно, не освобождает ее от рабства. Если муж поймал жену в Дар-уль-харбе, т.е. в немусульманской стране, то по ясным сведениям он становится ее владельцем. Женщина становится его рабыней и ему не нужно ее покупать. Мусульманские государства, захваченные Чингиз-ханом были Дар-уль-харбом. Для того, чтобы женщина, ставшая муртадом в Дар-уль-харбе, могла перейти в собственность мужа, нет необходимости выносить фетву по Навадиру.

По мнению халифа Умара (радиаллаху тааля анх) и Абу Бакр бин Умар Балхи (рахима-хуллаху тааля), женщины-отступницы, объявленные по Навадиру рабынями, в Дар-уль-исламе не становятся чьими-то рабынями. Они становятся «фай» (имуществом, перешедшим от кафиров к мусульманам мирным путем) и переходят в собственность, т.е. становятся рабынями тех, кто выкупит их у правителя или же, если у человека есть право на получение из Байт-уль-мала, то по его изъявлению женщина переходит к нему бесплатно. Однако, согласно сведениям из Навадира, фетва должна выносится только для того, чтобы муж не развелся с женой, ставшей отступницей. Для остальных в этой фетве нет необходимости. Сведения из Навадира слабы. Пока нет острой необходимости, фетва по ним не выдается. Помимо этого, то, что отступница, согласно сообщениям из Навадира, становится в Дар-уль-исламе рабыней, не дает право брать ее в собственность и вступать с ней в половую связь, хотя смотреть на ее руки, голову дозволительно. В мусульманской стране, к женщинам легкого поведения такое же неуважительное отношение, но все же они не становятся чьей-то собственностью. Половая близость с ними является прелюбодеянием.

Мужчине-мусульманину запрещено (харам) вступать в интимные отношения с женщиной, кроме своей жены и наложницы (рабыни), независимо от того мусульманка она или неверующая и независимо от того, мусульманская это страна или нет. Это большой грех. Смотреть на голову, руки, ноги чужих наложниц хоть и не запрещено, но прелюбодеяние с ними является харамом. К тому же в наше время нигде в мире нет наложниц, соответствующих нормам Ислама. Поэтому запрещено смотреть, даже без вожделения, на части тела любых женщин, кроме их лиц и рук, будь то мусульманки или неверующие, за исключением тех восемнадцати женщин из категории махрам, брак с которыми навсегда запрещен. Женщинам так же запрещается показываться чужим мужчинам, находиться с ними в одном месте, заводить дружбу. Мужчину, который знает, что его жена или дочь собирается совершить прелюбодеяние и не препятствует этому, называют «Даййус» и «Сводником».           

В третьем томе книги «Дурруль мухтар», в разделе о мустаминах (эмигрантах) говорится, что: «Мусульманину, находящемуся в немусульманской стране (Дар-уль-харб), запрещено посягать на честь женщин неверующих пленников и мустаминов и совершать с ними прелюбодеяние». Вступать в интимные отношения с какой-либо женщиной, кроме своей супруги и наложницы, находящейся в мусульманской стране, не дозволительно. Ни одна женщина, проживающая в мусульманской стране (Дар-уль-ислам), не может быть использована в качестве наложницы. А неверующие женщины, проживающие в Дар-уль-харб, не могут стать наложницами, пока не будут привезены в Дар-уль-ислам.   

В книге «Дурруль мухтар» в месте, где говорится о разводе, написано: Согласно всем четырем мазхабам, если мужчина, после заключенного по всем правилам никяха, даже если супруги не вступили в брачные отношения, произнесет слова развода три раза либо один раз скажет «Даю тебе три талака», то для того, чтобы мужчина смог повторно заключить с ней брак, женщина должна выйти замуж за другого мужчину, вступить с ним в супружеские отношения и развестись. Эта процедура называется «Хулле». Второй мужчина не должен заключать брак с этой женщиной с условием развестись, это харам. Никто не может заставить второго мужчину развестись. Для него, жениться на ней с намерением развестись, не будет харамом. Более того, это считается благим делом. Если женщина не уверена в получении развода, то во время заключения никяха, лучше всего если она первая скажет «Возьми меня в жены!», а следом мужчина произнесет «Взял тебя в жены. Например, если я вступлю с тобой в половой контакт три раза, то ты окончательно (баин) свободна!» Или же невеста, сказав в качестве ответа: «Выхожу за тебя замуж с правом взять развод», может развестись после никяха и половой близости. Если никях первого мужчины был заключен согласно требованиям всех четырех мазхабов, то ему в обязательном порядке необходимо провести процедуру хулле. Однако если, к примеру, никях проводился без опекуна (вали) или вместо слова «Никях» было озвучено слово «Дар», либо оба свидетеля были фасиками, то во избежание хулле и возможности осуществления повторного брака, после произнесенного трижды талака, нужно прибегнуть к помощи муфтия из мазхаба Шафии. Шафиитский имам сообщит, что поскольку по мазхабу Шафии условия были соблюдены не полностью, то с этого момента и впредь никях считается расторгнутым, до данного момента брак являлся действительным, никях с этой женщиной должен быть заключен заново по мазхабу Шафии.

Ибни Абидин (рахима хуллаху тааля) говорит, что: «Никях, совершенный в присутствии свидетеля, открыто совершающего грех, а так же без разрешения попечителя, по мазхабу Шафии считается недействительным. Ибни Хаджар Мекки (рахима хуллаху тааля) - ученый мазхаба Шафии, в книге «Тухфат-уль мухтадж» говорит: «Для того, чтобы аннулировать хулле, судья не может вынести решение об ошибочности предыдущего никяха. Он рассторгает их брак. Однако, следуя мазхабу Шафии, супругам разрешается заключить никях заново, не прибегая к помощи муфтия, судьи.» Ибни Касым «рахима хуллаху тааля», в толковании к книге «Тухфа», говорит: «Следуя мазхабу Шафии, совершают новый никях. В хулле нет необходимости». Действительность первого никяха в прошлом, можно сравнить с ханафитом, который совершил омовение, не сделав намерения, и прочитал полуденный намаз, а после совершил еще и предвечерний намаз с этим омовением, следуя мазхабу Шафии. Полуденный намаз в таком случае действителен. А для предвечернего намаза нужно сделать новое намерение и обновить омовение. Талак произносят максимум три раза. Талак, произнесенный более трех раз, принимается за три. К примеру если было сказано «ты свободна» (талак) девять раз, значит было сказано три раза.      

В толковании к «Амали касидаси» сказано: «Произнесение в состоянии опьянения слов, приводящих к куфру, не лишают человека веры. Он не становится отступником. Объявление о разводе (талак) и торговые сделки в состоянии опьянения считаются действительными.» Если, будучи отступником, мужчина объявит своей супруге, в устной либо в письменной форме, «Даю тебе развод три раза», то ему нужно будет обновить свой иман (таждид-и иман) и никях (таждид-и никях). Потому что у человека, ставшего вероотступником, нарушается и никях. А если никях отсутствует, то соответственно и талак является недействительным. Если мусульманин, выдавший своей супруге три талака, в свое время заключил данный никях, не в соответствии с требованиями своего мазхаба, то его талак считается недействительным. Если никях, заключенный по условиям своего мазхаба, не соответствует условиям одного из трех других мазхабов, то никях заключается заново, без соблюдения условий данного мазхаба. К этим трем способам, называемым Хиля-и шарийа (попытка найти решение, соответствующее нашей религии), прибегают для избежания проведения процедуры «хулле». Всевышний Аллах, хоть и разрешил произносить слово «талак», но для Него это деяние является самым ненавистным из всех дозволенных. Произношение этого, приводящего к раскаянию и сожалениям, слова  в шутку, все равно, что играть с острым мечом. Для того, чтобы мужчины не произносили это вредоносное слово, разрушающее семейное счастье, Всевышний Аллах послал им невероятно сложную процедуру хулле. Мужчина, помня о том, что ему придется проходить через это, не сможет так легко произносить это слово.

[Покровительство над разведенной женщиной возлагается на отца, а в случае его отсутствия, на богатых родственников из разряда махрам. Если они этого не делают, то государство в принудительном порядке изымает у них необходимую сумму и передает женщине. В случае отсутствия родственников, ей ежемесячно выплачивается определенная сумма из государственной казны (байт-уль мал). В Исламе ни одна женщина не бросается на произвол судьбы, когда она вынуждена работать и зарабатывать сама. Ей предоставляется все, что необходимо.]

В конце книги «Ниъмет-и ислам» говорится: Невольницу, родившую от своего господина, называют «умм-и валяд». Умм-и валяд не может быть продана и передана в дар. Со смертью мужа она хоть и обретает свободу, но право на наследство, как жена, не получает. А ее ребенок обретает свободу и может претендовать на наследство. Эта рабыня может выйти замуж по разрешению хозяина. Ее ребенок является  собственностью хозяина. Но хозяин не может его продавать. После смерти хозяина ребенок вместе со своей матерью обретают свободу. Усыновленный ребенок не становится родным для усыновителя. Не становится родственником-махрам. Обеспечивать усыновленного ребенка необходимым минимумом (нафака) для усыновителя не является обязанностью. Если усыновленный ребенок мужского пола, то по достижению совершеннолетия он может жениться на усыновившей его женщине. Если девочка, то по достижению совершеннолетия, удочеривший мужчина может взять ее в жены. Усыновленные дети не могут претендовать на наследство приемных родителей. Молочные дети, пусть и не становятся наследниками молочных родителей, но являются близкими родственниками (махрам).