О, СЫН МОЙ! - 15

36 – Намаз, вознаграждаемый наибольшим количеством савабов и являющийся первичной обязанностью - это обязательный (фарз) намаз. Если сравнивать сунны и нафиля намазы с обязательными, то это даже меньше, чем капля воды по сравнению с огромным морем. Тот, кто пропустит один обязательный намаз без уважительной причины, у того ни сунна, ни нафиля намазы не будут приняты, т.е. они не будут вознаграждены савабами, даже если и будут считаться действительными и намерение будет сделано. Абдулкадир Гейлани (каддессаллаху тааля сиррахуль азиз) в книге «Футухульгайб» говорит: «Глуп и невежественен тот, кто совершает сунну прежде, чем восполняет имеющийся пропущенный обязательный намаз. Ибо его сунны не будут приняты». Один из ученых мазхаба Ханафи, Абдулхак Дехлеви (рахиму-хуллаху та’аля), комментируя эту книгу, подробно приводит хадис-и шариф, свидетельствующий это. Этот хадис имеется в ильмихале «Саадат-и абадия» и в книге «Захира-и Фикх». В таком случае, прежде всего, нужно избавиться от долгов по пропущенным намазам, восполнив их. За исключением сунны утреннего намаза, вместо сунн четырех остальных времен молитв, нужно совершать пропущенные по лености намазы до тех пор, пока все они не будут полностью восполнены. Некоторые из тех, кто не придают значения словам ученых и не обладают достаточными знаниями, говорят, что совершать пропущенный фарз вместо сунны нельзя. Они, хоть и пытаются своим недалеким умом доказать правоту своих слов, однако экспертам, прочитавшим их книги, вполне очевидно, что их утверждения являются сугубо субъективными и не имеют под собой никаких оснований. Величайший ученый, обладающий тонкостями всех четырех мазхабов сейид Абдулхаким Арваси (рахимухуллаху тааля) (1281-1362 [м.1943]), многократно говорил об этом мусульманам в своих проповедях в мечетях Стамбула и писал об этом в своих трудах. Великий ученый Мухаммед Масум Сарханди в 63-м письме второго тома пишет: «Вместо сунны нужно совершать пропущенные фарз намазы. В этом случае вознаграждения будут даны и за сунну».

На 276-ой странице «Саадат Абадия» говорится: «Несовершение фарз намаза без уважительной причины, является самым большим грехом (акбар-и кабаир). Каждый раз, когда впустую проходит время, достаточное для совершения одного намаза, этот грех увеличивается в один раз. Потому как незамедлительное восполнение пропущенного намаза является фарзом. Для того, чтобы избежать этого страшного греха и его мучений, сунны четырех намазов, первые и последние сунны пятничного намаза, нужно совершать с намерением на возмещение пропущенных обязательных намазов. А последнюю сунну ночного намаза нужно совершать с намерением на возмещение трех ракаатов витр намаза. Откладывать восполнение пропущенных намазов - большой грех. Каждый раз, когда проходит время, достаточное для восполнения пропущенного намаза (т.е. 6 минут), этот большой грех увеличивается в один раз. При восполнении самого первого из пропущенных намазов, все грехи за задержку восполнения этого намаза прощаются. В «Таргиб-ус-салат» говорится: «В хадисе сказано: «Тот, кто совершает намаз после окончания его времени, будет гореть восемдесять хукба». Одна хукба равна 80 годам. Если наказание за пропущенные намазы в первый день составляет 80 хукба, то в последующие дни, каждые шесть минут оно будет увеличиваться в однократном размере».        

Ибни Абидин (рахиму-хуллаху та’аля), рассказывая о нафиля намазах, говорит: «Сунны – это отдельные, другие намазы, совершаемые вместе с фарзами и ваджибами. Все сунны, являющиеся и не являющиеся суннат-и муаккада, называются дополнительными (нафиля) намазами. Потому что намазы, не являющиеся фарзом и ваджибом относятся к нафиля намазам. Не все намазы из разряда нафиля являются сунной. Тот, кто без уважительной причины, постоянно пропускает исполнение сунны, но при этом проявляет уважение и верит в то, что это является сунной, то он впадает в малый грех. Тот, кто пропускает из-за неверия и неуважения, становится кафиром. Так же, кафиром становится тот, кто отрицает что-либо, что относится к религии, т.е. то, что известно даже невеждам. По мазхабу Ханафи, человека, отрицающего предписание, принятое всеми четырьмя мазхабами, принято считать кафиром. Грех, за постоянное оставление суннат-и муаккада без извинительной причины, близок к греху за оставление ваджиба. Постоянное несовершение является заблуждением. Такое действие осуждается. Сунна намазы, совершаемые после фарз намазов, восполняют собой сунны внутри обязательного намаза, упущенные, по извинительным причинам, например, по забывчивости и, тем самым, фарз намаз считается выполненным полностью. Сунны не восполняют собой несовершенные вовсе или отвергнутые фарз намазы. В хадис-и шарифе сказано: «Намаз, совершенный с недостатками, дополняется субха (нафиля) намазами». Субха – нафиля намаз. [Как мы видим, сунна намазы, совершаемые до и после обязательных намазов, называются нафиля]. Сунна утреннего намаза имеет более весомое значение, чем другие сунна намазы. Есть ученые, относящие эту сунну к ваджибу. Аиша (радиаллаху анха) говорит: «Посланник Аллаха, из всех нафиля намазов, наибольшее значение придавал двум ракаатам утреннего намаза». [Как мы видим, благочестивая Аиша (радиаллаху анха) сунна намазы тоже называет нафиля.] «Отвергнувший четыре ракаата сунны перед обязательным полуденным намазом, не получит моего заступничества» – сказал пророк в хадисе. Это означает, что человек не сможет получить личного заступничества пророка, повышающего степень в Раю. Потому что общее заступничество пророка получат все мусульмане. Если у какого-нибудь ученого совсем не остается свободного времени, из-за большого количества задающих ему вопросы, то он может пропустить совершение всех сунна намазов, кроме утреннего. Ученику тоже разрешается отвергнуть сунну, чтобы не пропустить урок. [Но фарз намазы нельзя отвергать ни в коем случае].    

Совершение двух ракаатов намаза для хозяина мечети, т.е. для  Аллаху тааля перед тем, как сесть, войдя в мечеть, является сунной. Этот намаз называется Тахийатуль масджид – приветствие мечети. Входить в мечеть и садиться с намерением совершить обязательный или какой-либо другой намаз, равносильно выполнению намаза тахийатуль масджид. Совершая другой намаз, не нужно делать отдельное намерение на совершение намаза приветствия мечети. Тот, кто уже прочитал утренний и предвечерний намазы, войдя в мечеть, тахийатуль масджид не совершает.

         По мнению двух имамов, если человек, перед совершением обязательного полуденного намаза, сделает намерение и на фарз, и на сунну, то он совершит только фарз. А по мнению имама Мухаммеда (рахиму-хуллаху та’аля), фарз намаз тоже будет считаться недействительным. Так как сунны пятикратных намазов являются отдельными намазами и выполняются порознь от обязательных, то с выполнением фарза, сунна намаз выполненным не считается. С выполнением фарз намаза, молитва приветствия мечети тоже считается выполненной, т.е. она не отвергается. Однако для того, чтобы получить вознаграждение за тахийатуль масджид, нужно сделать отдельное намерение. Потому что в благословенном хадисе сказано: «Поклонения зависят от намерений». Для того, чтобы получить вознаграждение за совершенные деяния, принятие намерения является обязательным условием». Конец перевода из книги Ибни Абидина.     

Так как пропущенные намазы являются отдельными от фарз намазов, то они схожи с суннами. По этой причине, когда возмещается пропущенный намаз, то и сунна считается исполненной. Делать отдельное намерение на совершение сунна намаза не требуется. Но для того, чтобы получить обещанные вознаграждения за сунна намазы, делая намерение на восстановление пропущенных намазов, нужно сделать намерение и на  сунну данного времени, т.е. намерение нужно пропустить через свое сердце. Когда намерение принимается два раза, то по решению трех имамов принимаются и пропущенный, и сунна намазы. Кроме того, человек вознаграждается и за совершение сунны.

Столь тщательное обсуждение данного вопроса связано с желанием объяснить вам, что  вместо совершения сунны необходимо восполнять пропущеннные намазы, а также сообщить, что слова, написанные на последней странице книги «Наджат-уль-муминин» досточтимым Мухаммедом Амином из города Оф, являются верными. На этой странице написано следующее: «При совершении всех сунна намазав, кроме утреннего, нужно делать сразу два намерения – и на возмещение  первого пропущенного фарза, и на совершение сунны этого времени. Таким образом будут восполнены пропущенные фарзы и получены вознаграждения за совершение сунны». Люди, не обладающие достаточными знаниями, говорят, что слова уважаемого Мухаммеда Амина являются не верными, однако разъяснения Ибни Абидина, приведенные выше, показывают, что они ошибаются. 

Величайший ученый Ахмед Тахтави (рахимухуллаху тааля), в примечании к книге «Меракъиль фалях», в конце темы про восполнение пропущенных намазов, пишет: «Лучше и важнее восполнить пропущенный, по независящим от человека обстоятельствам, обязательный намаз (фаита), чем совершать сунну. Однако намазы из разряда суннат-и муаккада, намаз духа, тасбих намаз, а так же намазы, отмеченные в хадисах пророка, как нафиля, лучше совершать с намерением на сунну, а другие намазы, с намерением на восполнение пропущенных обязательных намазов». То, что намазы из разряда суннат-и муаккада лучше совершать с намерением на сунну, а другие намазы, с намерением восполнить пропущенные обязательные намазы, не означает, что сунны не могут исполняться с намерением восполнить пропущенные обязательные намазы. В «Дурруль Мухтар» пишется так: «Пропущенные фаита намазы, нужно восполнять сразу, не откладывая их на потом. Отсрочить их можно только в случае извинительного состояния. Работать для обеспечения  себя необходимым минимумом, относится к извинительному состоянию». Отсрочить совершение пропущенных фаита намазов на время, достаточное для совершения суннат-и муаккада, так же считается извинительной причиной.  А пропускать обязательные намазы без уважительных причин - большой грех. Чтобы избавиться от этого большого греха, незамедлительное восполнение намазов, является фарзом. Отсрочивать совершение фарза для исполнения суннат-и муаккада не считается извинительной причиной. О том, что следует отказаться от совершения суннат-и муаккада, чтобы не пропустить даже ваджибы, написано в витр намазе.

В книге «Барика», Мухаммед Хадими (рахимухуллаху тааля) из города Конья, повествуя о шестидесятом виде плохого характера -«Упорство в совершении греха», говорит: «Несовершение обязательного намаза во время без уважительной причины, является большим грехом. Если человек не придаст этому должного значения и не будет ценить это, то он станет кафиром». В «Фатава-и зайнийа» говорится: «Незамедлительное покаяние (тавба) в совершенном грехе – фарз. За позднее покаяние так же необходимо покаяться. [Таким образом, мы видим, что опаздывать с покаянием тоже грешно]. Оставление обязательного намаза без простительной причины, кроет в себе два больших греха. Первый – откладывание намаза на более поздний срок. Покаянием за этот грех станет раскаяние и, решение больше никогда не откладывать совершение намаза. Второй грех – оставление намаза. Покаяние за него - срочное, незамедлительное его восполнение. Откладывание восполнения пропущенного намаза, так же является большим грехом. За это тоже нужно принести отдельное покаяние. Потому как упорствование в совершении грехов, само по себе является большим грехом. В хадис-и шарифе говорится, что упорствование в малом грехе, является большим грехом. Так как, несовершение обязательных намазов без уважительной причины (узр) является харамом, то уважительными причинами для откладывания их восполнения, являются те же причины, что и при откладывании пятикратного обязательного намаза. Этими уважительными причинами являются: тяжелая болезнь, не позволяющая больному выполнить намаз даже жестами, атака врага на войне, нападение грабителей и хищных зверей в пути,  забывчивость и сон. В случае смертельной болезни, больному перед смертью нужно (ваджиб) составить завещание на выплату фидии и оставить для этого средства». Конец перевода из книги «Барика». В книгах по фикху пишется о том, что если совершение суннат-и муаккада в конце времени намаза, препятствует своевременному совершению обязательного намаза, то совершение этой сунны считается харамом. Точно так же, из-за того, что совершение сунны становится причиной задержки восполнения пропущенного намаза (каза), ее выполнение считается харамом. Потому что, каждый раз, когда истекает промежуток времени, достаточный для восполнения, пропущенного без уважительной причины намаза, (т.е. каждые шесть минут), этот большой грех будет увеличиваться многократно. Для того, чтобы предостеречь и защитить мусульман от этого большого несчастья, во всех книгах по фикху пишется о необходимости незамедлительного восполнения пропущенных намазов. Так как фаита намазы, т.е. намазы, пропущенные по уважительным причинам, не являются харамом, то откладывать их возмещение на время, достаточное для совершения намазов суннат-и муаккада, считается простительным, откладывать  на еще больший срок не разрешается.