О СЫН МОЙ! - 45
ГЛАВА О ПОКОРНОСТИ РОДИТЕЛЯМ
147 – Всевышний Аллах повелевал Мусе (алейхиссалям): «О, Муса (алейхиссалям)! Если кто-либо восстанет против своих родителей, то отрежь ему язык и, если он обидит их какой-либо другой частью тела, то отрежь и ее!» Для того, кто смог добиться довольства и благословения своих родителей, в Раю откроются две двери. Для того, кто не смог заслужить их довольства, откроются две двери в Ад. Не допустимо выступать против своих родителей, грубить им даже если они жестоки.
Всевышний Аллах сказал: «О, Муса! Есть среди грехов такой, который передо Мной считается самым большим и самым тяжким. Этот грех – не откликаться на зов родителей, не выполнять их веления». Когда зовут родители, отложи свои дела и поспеши к ним! Если они говорят с тобой на повышенных тонах, не отвечай им тем же! Если хочешь получить благословение своих родителей, старайся выполнять их поручения полностью и без промедления! Бойся обиды и проклятия родителей, вызванных ненадлежащим выполнением этих поручений! Если они рассержены на тебя, не груби им в ответ! Успокой их сразу, попросив прощения и поцеловав им руку! Следи за их настроением! Ибо и счастье твое, и несчастье зависят от слов, рождаемых в их сердцах. Если они больны, стары, помогай и служи им! Знай, что твое счастье зависит от их благословения и их добрых молитв! Если же, обидев их, получишь их проклятие, то погубишь и мирскую жизнь, и жизнь в ахирате. Выпущенная стрела обратно не воротится. Цени их пока они живы!
Довольство Аллаха заключается в довольстве, верных своей религии, родителей. Гнев Всевышнего Аллаха проявляется в гневе верующих родителей. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уасаллям) в одном из хадисов сказал: «Рай находится под ногами матерей». Т.е. в довольстве родителей, воспитавших тебя по Исламу. Аллаху тааля сказал Мусе (алейхиссалям): «О, Муса! Заслуживший довольство своих родителей, заслужит Мое довольство. К числу хороших Я готов отнести даже того, кто проявит непокорность Мне, но заслужит довольство родителей. Тот, кто проявляет непокорность к своим родителям, будет причислен к плохим, даже если он безропотен и смирен предо Мною.»
Из всех верующих в последнюю очередь из Ада выйдут те, кто не подчинялись, непротиворечащим нормам Ислама, велениям своих верующих родителей, .
148 – Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уасаллям) сказал: «Благодеяние к родителям намного лучше дополнительных намазов, постов, хаджа [и совершения умры]. Жизнь тех, кто служит своим родителям, благодатна и длинна. А жизнь тех, кто выступают против родителей, бесполезна и коротка. Тот, кто проявляет непокорность к своим родителям, проклят.»
Досточтимый Хасан Басри (рахиму-хуллаху тааля) во время обхода Каабы увидел человека, совершающего таваф с корзиной на спине. Посмотрев на него, Хасан Басри сказал: «Друг мой, не будет ли лучше оставить свою ношу и совершать обход налегке?» На это человек ответил, что это не ноша, а его отец. «Я уже седьмой раз привожу отца в благословенную Каабу и совершаю таваф. Потому что он научил меня Исламу и вере, дал мне мусульманское воспитание» – сказал он. Тогда, Хасан Басри сказал: «Ты можешь носить на себе отца вокруг Каабы до самого Судного Дня. Однако стоит тебе только раз огорчить его, как все твои труды пойдут впустую, тогда как одна лишь привнесенная тобой в его жизнь радость, может сравниться со всеми твоими заслугами.»
149 – К пророку (алейхиссалям) пришел какой-то человек и спросил: «О, Расулуллах (саллаллаху алейхи уасаллям)! Мои родители умерли. Что мне нужно сделать для них?» Пророк ответил: «Всегда делай дуа за них! Читай для них Коран и истигфар!»
Один из благородных сподвижников спросил: «О, посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уасаллям), а что еще можно сделать для родителей? Пророк ответил: «Раздавайте милостыню и делайте за них хадж! Тут кто-то сказал: О, пророк! Мои родители жестоки, как же мне быть с ними почтительным? Пророк ответил: «Твоя мать девять месяцев вынашивала тебя в своём чреве. Два года кормила тебя грудью. Пока ты не вырос и не окреп, она кормила, защищала и носила тебя на руках. А отец твой пережил много трудностей, чтобы накормить тебя. Обеспечил тебя всем необходимым. Они обучили тебя вере и религии. Дали тебе исламское воспитание. Можно ли их считать жестокими? Разве может быть что-то большее и ценнее, чем то добро, которое они для тебя сделали?»
150 – Передается история про родителей. Пророк Муса (алейхиссалям), беседуя с Аллахом тааля в Тур-и Сина (гора Синай), спросил: «О, мой Всевышний! Кто будет моим соcедом в Ахирате?» Аллаху тааля ответил: «О, Муса! Твоим соседом будет такой-то мясник, который находится в таком-то месте!» Пророк Муса (алейхиссалям) пришел к мяснику и спросил: «Примешь ли ты меня как гостя?» Мясник не отказал и Муса остался у него гостях. Когда подошло время ужина, мясник отварил кусок мяса. Снял со стены корзину, в которой находилась какая-то очень исхудавшая женщина, накормил ее мясом и бульоном. Затем поухаживав за ней, умыв и почистив одежду, уложил ее обратно в корзину. Муса (алейхиссалям) спросил у мясника: «Кто она тебе?». Он ответил: «Это моя мать. Она стала совсем старой и выглядит теперь вот так. Я ухаживаю за ней каждый день - утром и вечером». Когда мясник кормил свою мать, Муса (алейхиссалям) слышал, как эта худенькая и немощная женщина молилась за сына: «О, мой Всевышний! Сделай моего сына соседом пророка Мусы в Раю!» После этого благословенный Муса обрадовал мясника радостной вестью, сообщив, что Аллаху тааля простил его грехи и сделал соседом Мусы (алейхиссалям).
151 – Если по неосторожности или по своей беспечности обидишь, ранишь сердца родителей, то сделай все что угодно: умоляй, благодари, но постарайся сразу же загладить свою вину, чтобы они забыли обиды! Дети обязаны своим родителям очень многим. Помни об этом всегда и делай все в соответствии с этим.
Пояснение: Бунтовать, выступать против родителей, учителей и государства не разрешается. Нельзя восставать против них если они приказывают что-либо, противоречащее Исламу, но и совершать грехи и преступления по их велению тоже нельзя.
Шамсуль-аимма Сарахси (рахима-хуллаху тааля) [умер в 483 году], на 83-ей странице перевода толкования к «Сийар-и Кабир» говорит: «Совершать для родителей добро, оберегать их от трудностей и всего вредоносного является фарз-и айн (обязанности, которые должен выполнять каждый мусульманин без исключения). А участие в джихаде является фарз-и кифая и поэтому пока родители не дадут своего разрешения, отправляться на джихад не дозволительно. Даже если родители кафиры, делать добро и служить им является обязанностью детей. Разрешается отправляться по торговым делам, в хадж и умру без разрешения родителей. То же самое касается относительно выездов на учебу. Так как в данных случаях отсутствует угроза для жизни человека, как на войне, то надежда на встречу сглаживает печаль расставания. Нельзя выполнять приказы родителей и учителя, толкающие на совершение греховных поступков. Например, когда женщину отправляют на совершение воровства, убийства, разбоя, прелюбодеяния, то если среди присутствующих будет человек, способный воспрепятствовать этому, он должен сделать это, несмотря на сопротивления и недовольство со стороны родителей. Ибо воспрепятствование совершению греха – фарз-и айн. А подчинение и послушание родителям обязательно только в тех случаях, когда их приказы не греховны. Если родители заставляют отказаться от выполнения какого-либо фарза, то повиноваться этому нельзя, так как это является грехом. В 59-ом аяте суры «Ниса» приказано: «О, мумины! Повинуйтесь Моему пророку (саллаллаху алейхи уасаллям) и обладателям власти среди вас!» Подчиняться нужно приказам, не являющимся греховными. Как-то посланник Аллаха (алейхиссалям) отправил в поход небольшое войско, назначив им командира. Командир, рассердившись на своих подчиненных, велел разжечь большой костер и приказал: «Прыгайте в огонь, вы должны мне подчиняться!» Некоторые из солдат были готовы подчиниться, а некоторые отказались, сказав, что они стали мусульманами, чтобы спастись от огня. Когда пророк (алейхиссалям) услышал эту историю, то сказал: «Если бы они подчинились и вошли бы в огонь, то остались бы в Аду навечно». В хадисе сказано: «Подчиняйтесь всем приказам, назначенного над вами амира, пока он не прикажет запретное! Не подчиняйтесь если он приказывает харам!» Неподчинение это одно, а пререкаться и выступать против, это другое. Нельзя путать эти две вещи.
[Из всего приведенного выше из книги «Сийар-и кабир», мы можем видеть, что если родители, наставники, правительство приказывают выполнить что-либо запретное (харам), то не нужно бунтовать. Нельзя восставать против них. Эти приказы должны выполняться так, чтобы и с точки зрения религии это не было греховным и, чтобы все было в рамках государственных законов. Например, если мать против того, чтобы сын женился или же женился на какой-то определенной девушке, либо желает, чтобы тот оставил свою семью, либо против того, чтобы сын получал религиозные знания у того или иного алима (ученого), то можно не подчиняться подобным повелениям, если, конечно, ее слова не опираются на религиозно-правовые нормы Ислама. Тем не менее неподчинение не следует проявлять в резкой форме.
Приказы, не противоречащие религиозно-правовым нормам Ислама, отдаваемые неверующими правителями и врагами нашей религии, выполняются с намерением следовать Исламу. В трудных ситуациях, когда приказы противоречат Исламу, выход из ситуации нужно искать законными путями.
Когда, противоречащие нормам нашей религии, приказы матери, отца, наставника не могут быть выполнены, нужно под каким-либо предлогом вежливо объяснить свой отказ. То есть, невыполнение приказа не должно сопровождаться агрессией, оскорблениями, способными спровоцировать смуту и раздор.
Египтянин Хасан Банна и его последователи-безмазхабники такие, как Сайид Кутб, безграмотные люди религии, [невежи], прикрываясь хадисом: «Джихад – это больба против угнетателей и деспотов», восстали против государственной власти. Хасан в 1368 [м. 1949], а Сайид Кутб в 1386 [м. 1966] были приговорены к смертной казни за организацию мятежа. После нескольких лет мучений в темницах, обманутые ими тысячи молодых людей, были так же убиты. Эта молодежь, называвшая себя «Ихуан муслимин» (Братья мусульмане), в 1982 году так же устроила восстание против диктаторского режима Асада в Сирии и стала причиной разрушения города Хама и жестокого убийства десятков тысяч мусульман. Однако наша религия запрещает сеять смуту, восставать против жестоких правителей и даже против власти неверных. Сеяние подобной смуты и раздоров это не джихад, а глупость. Это большой грех. Приведенный выше аят из суры «Хадж» разрешал, вновь только созданному в Медине исламскому государству, вести борьбу против неверных Мекки. Этот аят дает разрешение исламскому государству, вести джихад против тиранов, неверных диктаторов. Т.е. джихад может вести государство и его вооруженные силы. Беспорядочные и повсеместные нападки, противодействие правительству отдельных граждан не является джихадом. Это называется разбойничеством и бандитизмом, это большой грех. Ученые ахл-и сунна (рахима-хуллаху тааля) запретили мятеж даже против неверных и деспотичных режимов. Поскольку безмазхабники, невежественные религиозные люди [т.е. заблудшие] не знают о превосходстве ученых ахл-и сунна, не понимают смыслы тафсиров и книг по фикху, они мнят себя учеными. Неверно, ошибочно истолковывая смыслы аятов и хадис-и шарифов, наносят огромный вред Исламу и мусульманам.
Последний переворот против Османской Империи, являющейся самой большой исламской державой, был организован англичанами. Некоторые молодые офицеры третьей армии, располагавшейся в Салониках, были обмануты англичанами, пообещавшими им высокие чины и большие деньги. 7-го июля Шамси паша был застрелян лейтенантом Атифом. 23-го июля 1908-го года было провозглашено второе конституционное правление. Управление государством перешло в руки невежд. Квалифицированные специалисты были брошены в тюрьмы. Многие были казнены. В январе 1915-го года Анвар паша приказал отправить войска к русским границам. Опытные офицеры, учитывая зимний период и тяжелые погодные условия, предложили отложить поход до марта месяца. Но он настоял на том, чтобы его приказ был исполнен, офицеры же были наказаны. 86 000 солдат погибло, замерзнув при Сарыкамыше. Народ устал терпеть, отдаваемые повсюду, глупые приказы и казни. Генералы, понимая назревающую ситуацию, бежали в Европу, спасая свои шкуры. Талят паша был убит в Берлине, Анвар паша - в России в 1922 году, а Джамал паша - в Тифлисе. В 1996 году останки тела Анвар паши были перевезены в Стамбул. О восстании 1908-го года, принесшем Османской империи огромный урон и бедствия, подробно написано в книге «Асхаби кирам».]
152 – Уважай и почитай своего духовного наставника, давшего тебе знания о твоей религии! Его заслуг намного больше, чем заслуг родителей. Родители растят и ухаживают за своим ребенком. Ограждают от плохого и запретного, приучают к поклонениям. А учитель помогает обрести счастье и в мирской жизни, и в ахирате, обучает религии и религиозности, обучает вероучению ахл-и сунна, фарзам и харамам. Однако заслуга родителей, научивших своих детей религии, вере намного больше, чем учителя.
При встрече с учителем окажи ему почтение.
153 – Пояснение 1: В благородном хадисе говорится: «Человек любит тех, кто по отношению к нему проявляет доброту и благосклонность. Эта любовь заложена в природе человека.» Чем больше и ценнее сделанное добро, тем больше будет любви. Поэтому все очень сильно любят своих матерей, отцов, учителей, наставников, родину, братьев по вере. Мусульманин больше всех любит своего духовного наставника (мюршида), давшего ему религиозные и мирские знания, знания о вере, об Аллаху тааля, о пророках и, давшего морально-нравственное воспитание. Это врожденная любовь. Она заложена природой. Тот, кто не способен испытывать подобную любовь, ничем не отличается от животного. Человек не может забыть того, кого сильно любит. Его образ поселяется в его сердце и в душе. Это состояние называется «Рабыта». Если в душе человека появляется рабыта (связь, привязанность) к какому-либо мюршиду или авлия (праведнику), то файз, полученный праведником от своих мюршидов, передается и в сердце этого человека. Файз – свет, некая энергия, передающаяся от сердца к сердцу и побуждающая человека совершать, угодные Всевышнему Аллаху, деяния. Файзы исходят из благословенного сердца посланника Аллаха (алейхиссалям) и через сердца праведников проникают в сердца тех, кто питает огромную любовь к ним. Сердца праведников подобны зеркалу. Лучи света, отражаясь от одного зеркала, попадают на зеркало, находящееся напротив него, а отражаясь от него попадают на противоположное зеркало. Точно так же, свет, источаемый сердцем пророка (алейхиссалям), доходит до сердец праведников нашего времени. [Подобно зеркалу. В зеркале отражаются лучи света, падающие на него, и предметы, находящиеся напротив него. Их отражения можно увидеть и во втором зеркале, находящемся напротив первого, и в третьем, находящемся напротив второго. Файзы, исходящие из благословенного сердца посланника Аллаха (алейхиссалям), а так же лучи его марифета (духовного просвещения) доходят до сердец, связанных с его сердцем. Нить, связывающая сердца – это любовь. Сподвижники пророка обрели этот свет потому, что очень сильно любили пророка. Чем сильнее любовь, тем больше будет получено файза. Любить – значит верить и стремиться быть похожим на пророка своим характером и поступками.] Этот свет (файз), дойдя до сердец сподвижников, передался в сердца молодых людей следующего поколения. Они легко и без всякого принуждения следовали Исламу. Каждый из них достиг уровня праведника. Файзы исходят и из могил праведников, находящихся в далеких странах и, проникая в любящие их сердца, озаряют их. Файзы, исходящие из благословенного сердца посланника Аллаха (алейхиссалям), дойдя до любящих сердец последующих веков, передались в сердца праведников нашего времени, а из их сердец передаются в любящие их сердца. Между тем этот свет передается и нам.] Познание Ислама и естественных наук, а так же мышление, вычислительные процессы производятся умом. Ум находится в мозге. Вера, любовь, марифет и воспоминания человека живут в его сердце. Сердце, душа человека, обредшего файз, становятся кладезью знаний, духовного просвещения (марифета), карамата. Такого человека называют «авлия» или «мюршидом». Обязательными условиями обретения этого счастья являются следование вероучению ахл-и сунна, покорность Исламу и любовь к мюршиду. Пища (удел), питающая тело человека, и файзы, очищающие сердце, предначертаны изначально. Однако для того, чтобы получить их, необходимо следовать законам Аллаха, быть в поисках причин и находить их. Тот, кто трудится соблюдая эти законы, тому непременно воздастся. По воле Всевышнего Аллаха может воздастся даже тому, кто не прикладывал особых усилий.
Пояснение 2: После смерти своего наставника, читай Коран, а ожидаемые савабы посвящяй его душе! Раздавай за него милостыню и делай дуа! Вознаграждения, за сделанные мольбы, достигнут его души и принесут ему пользу. Асхаб-и кирам (алейхимурридуан) являются духовными наставниками всех мусульман. Не забудь и про их заслуги! Мусульман, удостоившихся великой чести увидеть светлое, лучезарное лицо нашего пророка (саллаллаху алейхи уасаллям), называют Асхабами (сподвижниками). Все Асхаб-и кирам были очищены лучами света, исходивших из Его благословенного сердца. Слушая слова пророка (алейхиссалям), исцеляющие сердца, переняв его прекрасный нрав, получив от него безбрежные реки знаний, они стали алимами и достигли глубоких знаний во внешних (захири) и внутренних (батини) науках. Они стали самыми лучшими и самыми ценными из всех людей, которые когда-либо жили и будут жить на этой земле. Они рассказали о религии Ислам тем, кто пришел после них. Это они распространили религию Всевышнего Аллаха по всему миру. Они стали первыми учителями и наставниками всех мусульман. Каждый мусульманин должен любить и помнить наставнические заслуги сподвижников. Тех, кто любит всех сподвижников и уважает каждого из них, называют суннитами. Тех, кто кого-то из них любит, а кого-то не принимает, называют шиитами. А тех, кто проявляет вражду ко всем сподвижникам, называют Рафидитами. Рафидиты – последователи иудея по имени Абдуллах бин Саба. Они являются врагами Ислама.
Ученые ахл-и сунна говорят, что: «Сподвижников пророка нужно очень сильно любить, почитать и уважать. Поэтому, когда мы пишем, произносим и слышим их имена, говорить “радиаллаху анх” является мустахабом.» Об этом написано на 480-ой странице пятого тома Ибн Абидина, в толковании Кады-Заде к «Биргиви васиятнамасы» и в книге «Саадати Абадийа».
Рафидиты, чтобы обмануть мусульман, говорят: «Сахабы - великие люди. Нет таких слов, чтобы выразить их величие. Произносить вместе с их именами «радиаллаху анх» - оскорбление в их адрес. Так говорить нельзя.» Но мы не должны обманываться их словам!
154 – Если у тебя есть младший брат, научи его читать Коран исламскими буквами, дай ему знания о религии, о вере и вероучении ахл-и сунна, научи приказам Аллаху тааля и Его запретам. Не позволяй ему водиться с плохими людьми. Плохой друг может причинить много вреда. Наставляй его добрыми словами. Обрегай его, будь с ним поласковей! Если же брат старше тебя, то проявляй к нему уважение, выполняй его поручения.
Будь другом для ахирата! Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уасаллям) сказал: «Тот, кто стал братом для ахирата ради Аллаху тааля, в Судный День получит от него больше пользы, чем от родителей и родного брата. Насколько сильна будет любовь человека к своему брату для ахирата, настолько сильна будет любовь Всевышнего Аллаха к нему.» [Даже если мужчине и дозволительно устанавливать братские отношения для Того света с чужой женщиной, тем не менее она не может стать для него родной (махрам) сестрой. Они чужие друг для друга. В Исламе не разрешается мужчине и женщине заводить дружбу, общаться.]