О СЫН МОЙ! - 58
О ПОЛОЖЕНИЯХ ХАЙЗ И НИФАС У ЖЕНЩИН
Пояснение: Ибни Абидин (рахимахуллаху тааля), в книге «Манхаль-уль-уаридин», говорит: «Каждый мужчина, собирающийся создать семью, должен изучить положения хайз и нифас и поделиться этими знаниями со своей женой. Каждая мусульманская женщина должна (фарз) знать все положения, относительно хайза и нифаса.»
Великий исламский ученый Акшехирли Мустафа Фехим бин Осман, взращенный Османской Империей, в книге «Мюршидун-ниса» говорит:
«Хайз» – кровь, выделяющаяся из полового органа здоровой девочки, достигшей восьми лет, или женщины через пятнадцать дней после последнего дня менструации. Выделения всех цветов, кроме белого, считаются кровью хайз. Девочка, после появления первой менструации, становится «Балига» (достигает совершеннолетия). Т.е. становится женщиной. Период с момента выделения крови и до полного его прекращения называется «менструальным периодом». Максимальная его продолжительность составляет десять дней, минимальная – три. В мазхабах Шафии и Ханбали максимальная продолжительность данного периода составляет пятнадцать дней, минимальная - один.»
Необязательно, чтобы кровотечения были непрерывными. Если первое кровотечение останавливается и возобновляется через несколько дней, то дни чистоты между ними, сроком менее трех дней, по единогласному мнению, принято считать, как непрерывное кровотечение. Если состояние чистоты, продлившееся в течение трех и более дней, прекратится ранее десятидневного срока хайза, то по мнению имама Мухаммеда, это так же принято считать за непрерывное кровотечение. Подобные дни чистоты, которые условно считаются, как дни с кровотечениями, называются «Фасид чистотой». Один день – полные двадцать четыре часа. Если девушка, ежедневно на протяжении многих месяцев на ткани или на вате, называемом «Курсуф», обнаруживает пятна крови, то считается, что она десять дней находится в состоянии хайза и далее двадцать дней в состоянии истихаза. А женщина, с уже установленным менструальным периодом, в подобных случаях действует в соответствии со своим привычным циклом. Если у девушки три дня идет кровь, один день отсутствует, затем один день идет, два дня отсутствует, затем один день вновь идет кровь, один день отсутствует и один день снова идет кровь, то все эти десять дней считаются хайзом. Если кровотечения ежемесячно появляются на один день, один день отсутствуют и так продолжается в течение десяти дней, то в дни появления крови, намаз не совершается, пост не соблюдается. А в дни отсутствия крови совершается полное омовение и затем намазы. «Масаиль-и шархи викая». Кровотечение, прекратившееся менее, чем через три дня, т.е. даже на пять минут раньше истечения 72-ух часов, кровотечение, появившееся впервые и продлившееся более десяти дней, кровотечение, продлившееся дольше обычного периода менструации и дольше десяти дней, а так же кровотечения у беременных, пожилых женщин в период менопаузы и у девочек младше девяти лет, хайзом не являются. Эта кровь называется «Истихаза». У женщины примерно в 55 лет наступает менопауза (Аиса). Если женщина, с менструальным периодом в пять дней, увидит кровь после восхода солнца наполовину, а на утро 11-го дня, когда солнце взойдет на одну треть, обнаружит, что выделения прекратились, т.е. если кровотечения шли на несколько минут дольше десяти дней, то кровотечения после пяти дней менструации, считаются истихазой. Потому что кровотечения, на одну шестую часть времени восхода солнца, превысили десять дней и десять ночей. По прошествии десяти дней, женщина совершает полное омовение и восполняет намазы, пропущенные в период после ее привычного срока менструации.
Женщина, в период истихаза, становится обладательницей извинительного состояния так же, как и страдающие недержанием мочи или частыми кровотечениями из носа. Она должна совершать намазы, держать пост, вступать в половую близость ей разрешается даже во время кровотечений.
По решению имама Мухаммеда (рахиму-хуллаху тааля), если впервые в жизни, у девушки кровь появится на один день, затем, после восьми дней отсутствия, вновь появится на десятый день, то все эти дни будут считаться хайзом. Однако если кровь появится в первый день, затем, исчезнув на девять дней, возобновится только на одиннадцатый день, то ни один из этих дней хайзом считаться не будет. Эти два дня с кровотечениями будут считаться истихазой. Потому что, как было сказано выше, дни чистоты до появления крови после десяти дней, хайзом не считаются. Если кровь появляется на десятый и одиннадцатый дни, то чистые дни в промежутках тоже считаются хайзом, соответственно, десять дней будут считаться хайзом, одиннадцатый день – истихазой.
Истихаза – признак болезненного состояния. Истихаза, не прекращающаяся в течение продолжительного времени, опасна и требует обращения к врачу. Если использовать красную жевательную резинку под названием «Сангдрагон» или же измельчить ароматическую смолу мастикового дерева (мастикс) и принимать ее по одному грамму утром и вечером, запивая водой, то это поможет остановить кровотечение. В день можно принимать до пяти граммов.
Чаще всего менструальный цикл женщины каждый месяц длится одинаковое количество дней. В данном случае один месяц - это промежуток времени от начала одного хайза до начала следующего. Каждая женщина должна знать время наступления и продолжительность своей менструации. Цикл не меняется годами. Если же меняется, то нужно запоминать новые сроки цикла.
В книгах «Бахр» и «Дурруль-мунтака» говорится, что: «Если продолжительность кровотечения превышает привычный срок менструального периода и заканчивается до истечения десяти дней и, если в течение последующих пятнадцати дней и ночей крови не будет, то дни, превысившие привычные сроки, единогласно принято считать кровью хайз. В данном случае мы видим изменение цикла. Если в течение пятнадцати дней и ночей один раз появится кровь, то дни, превысившие привычные сроки, будут считаться не хайзом, а истихазой. Если выяснится, что это была истихаза, то намазы, пропущенные в эти дни, восполняются.» Женщине, у которой прекратился хайз, желательно (мустахаб) отложить намаз ближе к концу окончания его времени. Затем, совершив полное омовение, исполнить намаз этого времени. После этого разрешается вступать в половой контакт. Если в процессе ожидания, женщина все-таки пропустила гусль и намаз, то после окончания времени намаза, в интимную близость разрешается вступать без полного омовения.
В книге «Манхаль» сказано: «Когда кровотечения прекращаются менее, чем через три дня, то дожидаются приближения конца времени намаза. Затем, без совершения гусля, выполняется малое омовение и совершается намаз данного времени, а так же восстанавливаются пропущенные намазы. Если после совершения намаза вновь появится кровь, то намаз не совершается. Если же кровь снова прекратится, то ближе к концу времени, совершается только малое омовение и исполняется намаз этого времени, если имеются пропущенные, то они восполняются. Подобным образом необходимо поступать в течение трех дней. Однако половая близость не дозволительна, даже при наличии полного омовения.»
Если кровотечения превысили три дня и прекратились раньше привычного срока, то до истечения привычного срока не разрешается вступать в интимную близость, даже после совершения гусля. Однако если до истечения времени намаза не было обнаружено пятен крови, то нужно исполнить намаз, совершив гусль. Пропущенные намазы не восстанавливаются. Пост соблюдается. День прекращения кровотечения будет считаться концом нового менструального периода. Но если кровь появится вновь, намаз не совершается. Соблюденные дни поста восстанавливаются после завершения месяца Рамазан. Если кровь останавливается, то снова к концу времени намаза совершаются полное омовение и намаз. Соблюдается пост. Таким образом нужно продолжать на протяжении десяти дней. После истечения десятидневного срока намаз совершается даже при наличии крови, половая близость дозволяется до выполнения полного омовения. Однако гусль желательно (мустахаб) совершить до вступления в половую близость. Если кровь прекратилась к утру и времени до наступления рассвета достаточно только для того, чтобы совершить гусль и одеться, а для произнесения «Аллаху акбар» времени не остается, то соблюдается пост этого дня. Но ночной намаз восстанавливать не нужно. Если времени достаточно для произнесения такбира, то и пропущенный ночной намаз нужно будет восстановить. Если хайз начинается до ифтара, то пост нарушается. Пропущенные дни поста восстанавливаются после месяца Рамазан. Если хайз начинается во время совершения намаза, то намаз нарушается. После очищения, обязательные намазы восстанавливать не нужно. Восстанавливаются пропущенные нафиля намазы. Если женщина, проснувшись утром (после наступления рассвета), обнаружит на белье пятна крови, то считается, что она в этот момент вошла в состояние хайз. Если после сна белье окажется чистым, то считается, что женщина очистилась перед сном. В обоих случаях, нужно восстанавливать ночной намаз. (Фатх). [То же самое относится и к людям, страдающим недержанием мочи.] Потому что обязательность намаза зависит от чистоты в последние минуты времени намаза. Женщина, обнаружившая кровь до начала намаза, не восстанавливает этот намаз.
Между двумя хайзами должно пройти минимум пятнадцать чистых дней. Если в течение 15-ти или более дней и ночей не было обнаружено крови, то по единогласному мнению, первые и последние выделения крови принято считать за два отдельных хайза. Если кровотечения прекратились раньше десяти дней и стало известно об изменении или неизменении привычного срока, то выделения, появившиеся до истечения пятнадцати дней после окончания менструации, считаются не хайзом, а Истихазой. При подсчете пятнадцати дней, дни истихаза тоже считаются чистыми. Эти истихаза дни называются «чистыми по хукму (решению)». Как видим, чистые дни в период десятидневного хайза принято считать хайзом, а дни истихаза после десятидневного срока считаются чистыми. Если в течение пятнадцати дней после определения постоянной продолжительности менструального периода, крови не было вообще либо ее не было в течение одного или нескольких дней, то кровотечения продолжившиеся или начавшиеся по истечении этих пятнадцати дней, будут указывать на начало нового хайза.
Если кровь наблюдается ежедневно на протяжении всех пятнадцати дней, то дни хайза подсчитываются согласно постоянной продолжительности менструального периода. Т.е. сколько чистых дней и дней хайза было в прошлом месяце, столько чистых дней и дней хайза принято считать и в этом месяце. Подобные расчеты проводятся на протяжении многих лет, пока кровотечения будут продолжаться. Если за это время кровь прекратится один раз, то день возобновления кровотечения будет считаться началом нового хайза. Если у девушки кровь идет на протяжении пяти дней, а потом, после отсутствия в течение сорока дней, кровь будет идти непрерывно каждый день, то это последнее кровотечение будет указывать на начало нового хайза. Для данной девушки продолжительность дней хайза будет составлять пять дней, а чистых – сорок. Так как во время нового хайза выделения крови были непрерывными, то первые пять дней будут считаться хайзом. Последующие сорок дней чистоты будут считаться истихазой. Женщину, забывшую свой менструальный цикл, называют «Мухайиара».
«Нифас» – послеродовое кровотечение. Минимального срока данное состояние не имеет. После прекращения кровотечения, женщина совершает полное омовение и приступает к намазам. Однако она не может вступать в половую близость до истечения периода времени, равного ее привычному периоду менструации. Максимальный срок нифаса составляет сорок дней. По прошествии сорока дней, женщина совершает полное омовение и приступает к намазам, даже если кровотечения не прекратились. Кровь, выделяющаяся после сорока дней, является кровью истихаза. Если у женщины при первых родах период очищения длился в течение двадцати пяти дней, то и цикл будет равен этому количеству. Если у этой женщины после вторых родов кровотечения длились на протяжении сорока пяти дней, то двадцать пять дней будут считаться нифасом, а остальные двадцать дней – истихазой. Намазы, пропущенные в эти двадцать дней должны быть восполнены. Таким образом, необходимо запоминать и продолжительность дней нифаса. Если после рождения второго ребенка, кровотечения прекратятся раньше сорока дней, к примеру, через тридцать пять дней, то все эти дни будут считаться днями нифас, а цикл будет изменен с двадцати пяти дней на тридцать пять.
Женщина, у которой в месяц Рамазан хайз или нифас прекратится после сахура [т.е. фаджра], в этот день не ест и не пьет. Но после восполняет этот день. Если хайз и нифас начнутся после сахура, то в этот день она должна принять пищу, даже если это произойдет после предвечернего намаза.
Совершать намаз, соблюдать пост, посещать мечеть, читать и брать в руки Коран, совершать таваф, вступать в половой контакт в состоянии хайз, во всех четырех мазхабах является харамом. Пропущенные посты восполняются. Пропущенные намазы этих дней не восполняются, они прощаются. Если женщина, каждый раз, когда наступает время намаза, совершает омовение и, сидя на молитвенном коврике, в течение времени, достаточного для совершения намаза, читает тасбихи, то получает вознаграждение, как за свой самый хорошо исполненный намаз.
В книге «Джаухара» говорится, что: «Жена должна сообщать мужу о начале менструации. Если она скроет от мужа наступление хайза, то это будет большим грехом. Так же, большим грехом считается если, будучи чистой, жена скажет своему мужу, что находится в состоянии хайз. Пророк (алейхиссалям) сказал: “Проклята женщина, скрывающая от мужа начало и окончание хайза”. Вступать с женщиной в анальный половой акт является харамом, как в период хайза, так и вне этого периода. Это называется «Ливата» (гомосексуализм) и это большой грех». Проклят тот, кто совершает со своей женой подобное. Гомосексуальные отношения между мужчинами еще больший грех. Гомосексуалисты подвержены заражению СПИДом и другим опасным заболеваниям. В суре «Анбия» гомосексуализм называется «Мерзким делом». В комментариях Кады-Зада к «Биргиви» говорится: «Пророк (алейхиссалям) сказал: “Если застенете двух мужчин, занимающихся гомосексуализмом, так же, как народ Лута, то убейте их обоих!” Некоторые ученые высказали мнение, что они оба должны быть сожжены в огне.