1. Главная >
  2. Часто задаваемые вопросы >
  3. БОГАТСТВО И БЕДНОСТЬ

БОГАТСТВО И БЕДНОСТЬ

Вопрос: Правильно ли когда в бедных районах богатые возводят дворцы на которые тратят миллиарды?

Ответ: Человек, который отдал закят бедным а также тот кто зарабатывает собственным трудом, может строить виллы и дворцы и это не запрещено, это дозволено. Неправильно, не разрешается именно сидеть без дела, быть ленивым, не трудиться и быть бедным или же тратить заработанное на харамы и потому оставаться жить в бедном жилище. Осуждение подобными лентяями и теми кто тратить заработанное на запретное, работящих, трудолюбивых людей неправильно. Если отдали закят, то не возбраняется жить во дворцах, одеваться в красивые дорогие одежды, пользоваться всеми достижениями науки и техники. Всевышний Аллах говорит: «Мне нравится когда пользуются данными Мною благами» и «Дам тому кто трудится». Трудиться и зарабатывать – это поклонение. Быть богатым не грех. Аллаху тааля любит тех богатых, которые выражают свой шукр (признательность). Самолюбование своим богатством, ставить себя выше других - харам.

Досточтимый Зубайр бин Аввам, один из ашира мубашшира [десять человек которым при жизни обещан Рай], был торговцем. Он вел дела и имел имущество в Медине, Басре, Куфе и Египте, имел обширные угодья, на него трудились тысяча человек. Всю прибыл раздавал бедным. Еще один из числа ашира мубашшира по имени Абдуррахман бин Ауф, после своей смерти оставил наследство в миллион золотых монет. Еще один из этого списка досточтимый Талха, тоже был богатым. Носил богатые и красивые одежды. На его пальце красовался красивый перстень с ценным рубином. Усман (радиаллаху анх) тоже был богатый торговец. Для битвы при Табуке предоставил в распроряжение Расулуллаха десять тысяч золотых и тысячу навьюченных верблюдов и пророк за него помолился. Богатство – это благость. В хадис шарифе сказано:

«При приближении Судного Дня, богатство будет счастьем». (Имам Рафии)

Пророки Ибрахим, Давуд, Сулейман (алейхимуссалям) были очень богатыми. Многие из бедных сахабов завидовали своим богатым собратьям говоря: «Они поклоняются так же как и мы, но еще и своим достатком зарабатывают савабы совершая добрые дела, они агния-и шакири (богатые которые проявляют шукр)».

•••

Вопрос: Есть ли плохие стороны богатства?

Ответ: Плохие и хорошие стороны есть не только у богатства но и у бедности и даже в любом деле. Например создание семьи для кого может стать счастьем в обоих мирах, а для других может быть причиной беды. Так и с богатством и бедностью. По этому поводу посланник Аллаха сказал: «О Аллах, прибегаю к Тебе от вводящего в заблуждение бедности и вводящего в заблуждение богатства». Лучше если достаток будет потрачен на хорошее, скверно если потратят на плохое. Противостоять бедности очень тяжело и это может привести к противостоянию против Аллаха и поэтому в хадис шарифах сказано: 

«Бедность, это презрение в обоих мирах». (Р. Насихин)

«Бедность – это лишения в дуния и ахирате». (Дейлеми)

«Бедность может стать причиной куфра». (Байхаки)

«О Аллах, прибегаю к Тебе от нищеты». (Насаи)

Десять хадис шарифов в которых восхваляются бедность:

«Бедность - это подарок мумину в этом мире». (Табарани)

«Бедняк – друг Всевышнего Аллаха». (Дейлеми)

«Бедняки властители Рая». (Ибни Маджа)

«Большинство обитателей Рая это бедняки. Презираемые бедняки, обитатели Рая». (Бухари)

«О Аллах, дай победу в честь бедных мусульман». (Табарани)

«Приближайтесь ко Мне радуя бедных среди вас». (Тирмизи)

«Не презирайте бедных. В их честь вы получаете помощь и пропитание». (Бухари)

«О Аиша, живи бедной чтобы встретиться со мной!» (Тирмизи)

«Любите бедных. Аллаху тааля любит тех кто любит бедных». (Дейлеми)

«Нет никого превыше бедняка который доволен судьбой». (Имам Газали)

«О мой Аллах, предопредели мне быть бедным, умереть бедным и встать вместе с бедными!» (Бухари)

«Кормите нуждающихся! Потому что в День Стояния они будут иметь преимущество: ′′Сейчас просите прощения у бедных также как в мирской жизни извинялись за допущенную ошибку′′». (Абу Нуайм)

БОГАТСТВО - БЛАГОСТЬ

Дуния и ахират зарабатываются деньгами. Деньги и достаток ценны именно этим. Досточтимый Суфьян Саври, говоря что имущество это оружие человека, сообщил что тем самым он защищает жизнь, имущество, здоровье, веру, честь. Так же как ценен бедняк проявляющий сабр, так же и ценен богатый человек который появляет шукр (признательность). В Исламе богатство называют Хайром, доброй предметом. 180-ый аят суры «Бакара» и 8-ой аят суры «Адият». Сказано что дефине (золотые деньги) - милость Аллаху тааля. (Кахф 80)

Некоторые хадисы где восхваляется богатство:

«Можно позавидовать человеку которому Аллах дал богатство и тот тратит его на то что по нраву Аллаху». (Бухари)

«Аллаху таля дает одному из своих рабов достаток. Если этот раб избегает харамов, радует родных, отдает часть богатства имеющим на то право, то удостоится высоких положении в Раю». (Тирмизи)

«О Аллах, дай ему (Анас бин Малику) большое богатство и много детей, и облагородь этим его». (Т. Мухаммадия)

«Как же прекрасно богатство в руках праведника». (Табарани)

«Богатством достигается честь». (И. Ахмед)

«Защищайте честь богатством, а веру, жертвуя мирским ради ахирата!» (И. Асакир)

«Отданное ради сохранения чести, является милостыней данной для себя». (Абу Яла)

«Честь мумина – это мустагни (не зависеть от людей)». (Табарани)

Нельзя осуждать само богатство, осуждается любовь к богатству. Есть хадисы которые осуждают подобную любовь к богатству:

«В каждой умме была своя фитна. Фитна моей уммы – богатство.» (Насаи)

«Погибнуть может все. Самая большая погибель моей уммы, отдаваться сердцем мирскому и деньгам. Кроме случаев расходования на благое, у многих собирателей богатства нет ничего хорошего.» (Дейлеми)

«С возрастом молодеют две вещи. Это желание пожить дольше и любовь к богатству». (Бухари)

«Будь проклят раб денег, поклоняющийся деньгам погибнет.» (Тирмизи)

«У каждого есть ремесло. Мое ремесло бедность и джихад. Тот кому нравятся эти две вещи, значит любит меня. Если не нравятся, значит и я не нравлюсь.» (Имам Газали)

«Шайтан сказал: ′′Целыми днями буду наущать богатому зарабатывать не дозволенными способами. Поселю в его сердце любовь к богатству, расходовать деньги не по делу.′′» (Табарани)

Не правильно гордиться богатством. Богатство может закончиться, но расчет за нее останется.

Примечательны следующие слова:

Если беден - не стыдись, а в богатстве - не гордись!

Бедность может испариться и в богатство превратиться,

а богатство заболеет и внезапно похудеет.

В жизни часто так бывает, жизнь местами все меняет!

•••

Богатство не зло. Потому что пророки Ибрахим, Сулейман (алейхимуссалям), Абдуррахмен бин Ауф которому при жизни был обещан рай, именитый ученый Убайдуллах Ахрар, все они были очень богатыми людьми. Когда осуждали богатых, то имели ввиду их любовь к богатству. Например когда было сказано: «Худшие люди моей уммы – это богатые» то имели ввиду: ʺХудшие люди моей уммы те, кто поклоняются деньгамʺ. Но не ругали деньги и богатство. Наш пророк (алейхиссалям) сказал: «Многие богатые пойдут в Ад». Эти слова не про деньги и богатство. Сказано про тех, кто не отдает закят с богатства, никому не делает добро, тратит на плохое, чрезмерно тратит. Женщины принявшие веру были восхвалены, а про грешниц, так как их было много, сказано: «Большинство обитателей Ада женщины и богатые». Эти слова были сказаны не для оскорбления а как предупреждение. Также было сказано: «Большинство людей кафиры». Здесь осуждаются не люди а неверие. Пусть богатство совращает плохих, но для хороших людей оно очень важно. Пророк Ибрахим (алейхиссалям) помолился за своих детей: «О Аллах, защити меня и моих детей от поклонения идолам». Под идолом имел ввиду любовь к деньгам. Любовь к деньгам сродни поклонению идолу.

Другие статьи в этом разделе

СУРИЯНИ

Остатки древних христиан говорящих на языке сурияни (ассирийский). Из католиков, общины якобитов. Вероучение монофизитское, Ису считают богом. Был основан Якубом Барди, патриархом Урфы. Популяризатор патриарх Антакий (Антиохии) Михаил Сурияни. Михаил родился в 1126 году. Умер в 1199 году (594 г.х.). Якуб умер в 578 г.х. Монофизитское вероучение первым в христианство привнес Стамбульский патриарх Утиха. Александрийский патриарх Диоскор стал последователем этого вероучения. В собрании 451 года...

ХУСН-КУБХ

Вопрос: Хусн - красота (хорошее) и Кубх - безобразие (плохое) являются таким по своей сущности, или считаются таковыми по велению Всевышнего Аллаха?

Ответ: ученые общины ахл-и сунна единогласно сообщили что, приказанное Аллахом считается красивым, хорошим, и запрещенное Аллахом считается плохим. Всевышний, приказывает называть красивым потому что оно красивое, или же оно начинает считаться красивым потому чт так повелел Аллах? В этом случае возникал...


Москва

1445 год, 18 - Рамазан.
2024 год, 28 - Март.
Имсак 3:34
Фаджр 3:59
Восход 5:59
Ишрак 7:07
Зауаль карахат 12:19
Зухр 12:50
Аср-и Аууаль 16:16
Аср 17:08
Исфирар 18:18
Магриб 19:12
Иштибак 20:22
Иша’а 21:20
Иша’а-и Сани 21:37