О СЫН МОЙ! - 42

О ДОСТОИНСТВАХ ПРАЗДНИКА РАЗГОВЕНИЯ

127 – В праздничный день проявляй к своей семье, детям и близким родственникам доброту и радушие! Закят, который ты отложил в месяце Рамазан, раздай бедным в дни праздника! Тот, кто не смог держать пост, пусть выплатит фитр (Файзийа). [Раздай фитр-садака малоимущим за себя и за своих малолетних детей, не имеющих собственных средств, из расчета пол саа пшеницы на душу человека или выплати ее стоимость после праздничного намаза в первый день байрама. Но, это можно сделать и после праздничной молитвы, и во время месяца Рамазан. [В книгах «Таргибуссалят» и «Нъимет-и ислам» сказано: Тот, кто имеет разного рода имущество, размер которого достигло размера нисаба закята, считается богатым. Мусульманин, считающийся богатым, должен (ваджиб) выплатить закят с восходом солнца в первый день праздника. Люди, скончавшиеся до наступления этого времени, неимущие, а так же те, кто уверовали, родились или разбогатели после наступления этого времени, закят не выплачивают. Уверовавший до и понесший убыток после наступления данного времени, должен выплатить закят. Лучше всего его выплатить до праздничного намаза. Обязанность выплаты закята снимается с человека, имущество которого, достигнув предела нисаба, уменьшилось до конца года. По мазхабу Шафии, ваджибом является выплата фитр-садака в последний день Рамазана, во время заката солнца.»] Саа – это мера объема, равная восьми рытлам чечевицы. Один рытл равен 130 дирхамам или 91 мискалям. Один мискаль в мазхабе Ханафи равен 4,80 гр., а в Шафии – 3,45 гр. Пол саа пшеницы в Ханафи равен 1748 гр. В Шафии, один саа пшеницы равен 694 дирхамам или же 1680 гр. По мазхабу Ханафи, один шариатский дирхам равен 14 каратам или 3,36 гр. В Шафии – 16,8 каратов или 2,42 гр. В Ханафи, один карат равен 0,24 гр., в Шафии – 0,144 гр. Одна османская золотая монета – 1,5 мискаля, или 7,2 грамма. Нисаб курбана такой же, как нисаб фитра. В этот нисаб входят все виды имущества.]

128 – Посещение маджлисов (собраний), посвещенных изучению знаний о нашей религии, обладает огромными достоинствами и степенями. Посланник Аллаха  (алейхиссалям) сказал: «Если человек будет посещать ученых Ислама и праведных мусульман [т.е. тех, кто постоянно выполняют пять условий Ислама], то за каждый проделанный шаг, Всевышний Аллах наградит его савабом, как за один дополнительный хадж. Ибо Аллаху тааля любит ученых и благочестивых. Этот саваб может сравниться только с тем вознаграждением, которое человек получил бы за посещение дома Всевышнего Аллаха, если бы он существовал.» 

129 – Пророк (саллаллаху алейхи уасаллям) сказал: «Будь или  ученым, или его учеником, или слушающим их! [Читай их книги!] Если ты не будешь ни одним из этих троих, а будешь четвертым, то погибнешь.» [Не читающий книги ильмихал, не познает свою религию. Тот, кто не познает религию, потеряет веру и, обманувшись врагам Ислама, станет кафиром.]   

130 – Старайся примирять поссорившихся! Пророк Муса (алейхиссалям) спросил у Всевышнего Аллаха:  «О, мой Господь! Какое вознаграждение Ты дашь тому, кто примирил двух поссорившихся и того, кто не совершает злодеяний, чтобы достичь Твоего довольства?  Аллаху тааля ответил ему: «В Судный День дам им спасение, освобожу от их страхов и удостою тем, что они надеялись получить.» Согласно риваяту, Аллаху тааля спросил у Мусы (алейхиссалям): «О, Муса, знаешь почему я выбрал тебя пророком?» Муса ответил, что не знает. Аллаху тааля сказал: «Однажды ты пас овец. Вдруг одна из овец отделилась от стада и ускакала прочь. Ты погнался за ней, чтобы прибить обратно к стаду. Долго ты шел за ней. Устали и ты, и животное. Когда, наконец, овца была поймана, ты обратился к ней: "Эй, животное, ты доставил хлопот и себе, и мне, мы оба устали, зачем тебе это нужно было?" В этот момент ты был очень уставшим и рассерженным. За то, что не смотря на свой гнев, ты проявил доброту, я дал тебе степень пророка.»       

131 – Будь милосерден и благосклонен к малоимущим! Не проявляй снисходительность к богатым только из-за их богатства! Не люби врагов Ислама, тех, кто не уважает твою религию, не совершает намазы, чтобы в Судный День найти спасение и обрести счастье.

Когда видишь ребенка, ты должен думать так: У него нет грехов, а я грешен, поэтому этот ребенок чище меня. Когда видишь пожилого мусульманина, ты должен думать: Он, наверняка, совершил больше поклонений, чем я, поэтому он добродетельней меня. Увидев ученого Ислама, ты должен думать: Я невежда, а он обладает большими знаниями, значит он достойнее меня. Повстречавшись с невеждой (джахиль), думай так: Он грешит от незнания, я же грешу, зная об этом, а значит он лучше меня. Встретив кафира, ты должен думать так: Он может умереть уверовав, умру ли я с верой, неизвестно, получается, что он достойнее меня. Если ты не будешь проявлять высокомерие и гордыню по отношению к мусульманам, то сможешь достичь высоких степеней перед Аллаху тааля.

132 – Посланник Аллаха (алейхиссалям) сказал: «Не смотри на тех, чьи знания меньше твоих, ибо твое самодовольство погубит тебя. Смотри на тех, кто знает больше твоего, так как они лучше тебя. Не смотри на чужое богатство, чтобы не гневиться на долю от Аллаха. Смотри на того, кто на пропитание себе добывает тяжелым трудом и тогда ты возблагодаришь Всевышнего Аллаха за блага, ниспосланные тебе.»

133 – Посланник Аллаха (алейхиссалям) сказал: «Если жизнь человека пребывает в благополучии, то его религия неполноценна.» [Т.е. тот, кто для достижения мирских благ, выходит за рамки Ислама, не сможет достичь благополучия в ахирате.] Так же пророк (алейхиссалям) сказал: «О, Абу Хурайра! Укажи правильный путь тому, кто оставил Ислам, обучи невежду знаниям и ты получишь степень шахида.» [Детям нужно давать знания о вероучении ахл-и сунна, о фарзах и харамах, родственникам раздавать книги ученых Ислама.]

134 – Когда станешь обладателем большого состояния и высокого положения, не позволяй сердцу очерстветь и забыть о Всевышнем Аллахе и не оставляй поклонения, понадеявшись на свое богатство и положение! Небогатые люди чаще поминают Аллаха и больше привязаны к Нему. 

Пояснение: Ислам не осуждает людей, обладающих большими богатствами и занимающих высокие должности. Имущество и денежные средства, заработанные на продаже алкоголя, игрой на музыкальных инструментах, пением, а так же воровством, обманом, вымогательством, взяточничеством, ростовщичеством, даже в малых количествах, являются нечистыми. Их использование является харамом. Имущество и деньги, заработанные дозволенным путем и с которых выплачен закят, одобряются, как бы много их не было. О богатстве, заработанном дозволенным способом, Всевышний Аллах в Священном Коране говорит, как о добре.

Имам Газали (рахимехуллаху тааля) в третьем разделе книги «Кимья-и саъадат» пишет: «Те, кто трудятся и зарабатывают дозволенным путем, чтобы их семьи и дети ни в ком не нуждались, те получат вознаграждение, как за совершение джихада. Как-то утром, посланник Аллаха (алейхиссалям) увидел, как один из сподвижников - молодой крепкий парень, с утра пораньше направился к своей лавке. Когда некто, из сидящих рядом с пророком, посетовал: «Как жаль его, ради Аллаха он не остановился послушать вас и прошёл мимо». На что пророк ответил: «Не говори так! Если он идет, чтобы его родители, семья и дети ни в чем не нуждались, то он на пути Аллаха. Если же он идет для того, чтобы покрасоваться, стать богатым и хвастаться перед мусульманами, то он находится на пути в Ад.» В одном хадис-и шарифе сказано: «Честный торговец в Судный день окажется рядом с праведниками и шахидами.» Так же сказано: «Аллаху тааля любит мумина, владеющего ремеслом.»

Если кто-либо будет посещать маджлисы (собрания) ученых ахл-и сунна на протяжении сорока дней, то его сердце наполнится светом. Потому что мусульманские науки, это свет для сердца человека. [Тот, кто не обладает знаниями, может обмануться шайтану, врагам Ислама и их газетам. Если человек читает труды, написанные религиозными людьми, не являющимися приверженцами вероучения ахл-и сунна, то его сердце чернеет.] Если Аллаху тааля ниспошлет тебе большое богатство, не будь скупым! Расходуй его на пути Ислама! Бери и распространяй правильные книги, написанные чистыми мусульманами! Будешь вознагражден, как за совершение джихада. Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О, Абу Хурайра! Величайшим из муминов, после меня, станет тот, кто свое богатство, ниспосланное ему Всевышним Аллахом, будет расходовать на пути Аллаху тааля скрытно и открыто, и не будет никого попрекать сделанным добром».