О СЫН МОЙ! - 7
18 – Обтирание кожаных носков (мест): кожаная обувь, закрывающая ступни ног, включая пятки, а так же валяная домашняя обувь называются ме́стами. Для того, чтобы можно было выполнить обтирание поверх обоих местов во время совершения малого омовения, необходимо, чтобы они были надеты до нарушения омовения. Обтирание производится тремя мокрыми пальцами руки, начиная с кончиков пальцев ног и чуть выше лодыжек. Обтирание, выполненное поверх пустотных мест, где нога не прощупывается является недействительным. Человеку, находящемуся в домашних условиях через двадцать четыре часа, а путнику по истечении трех дней и трех ночей, небходимо снять месты и совершить малое омовение промыв ноги. Если один из местов был снят раньше этого периода, и если омовение еще не нарушено, то омываются только ноги. В мазхабе Малики время ношения места заканчивается с наступлением состояния джунуб. Омывание ног вознаграждается бо́льшими савабами, чем обтирание поверх местов. Во время совершения омовения и мужчинам, и женщинам разрешается производить обтирание поверх местов в любом месте и, независимо от наличия либо отсутствия извинительных причин. Выполнять обтирание местов во время полного омовения не разрешается. Месты должны быть изготовлены из материалов, которые выдерживают часовую ходьбу. Поверх мест, изготовленных из дерева, стекла месх не производится. Месты не должны иметь дыры, размером более трех пальцев ноги. Длинная прореха, которая не открывается при ходьбе, не приносит вреда. Дыры на двух ме́стах учитываются по отдельности. А в случаях с закрыванием аврата и наджасой учитываются их общие размеры. Мест не должен пропускать воду. Тот, у кого нет пальцев на ноге, не может протирать мест. Одноногий не может протирать меcт на здоровой ноге. (Файзийа). Протирать кожаную обувь можно на протяжении 24-х часов. Мест надевается будучи в состоянии омовения, а отчет времени начинается с момента нарушения омовения. Путник, отправившийся в дорогу в ме́стах, может производить месх на протяжении трех дней и трех ночей. Путник, находившийся в дороге и совершавший обтирание местов один день и одну ночь, после прибытия на место своего постоянного проживания, не может производить обтирание. Обязательным условием является однократное протирание кожаной обуви на ширину трех пальцев. Протирать мест мокрой тряпкой, губкой или же обливать водой, не воспрещается, но тогда невозможно будет получить вознаграждения за исполнение сунны. Даже если месх, выполненный тремя пальцами от щиколоток к кончикам пальцев, или слева направо, либо одним пальцем три раза, будет считаться действительным, но соответствовать сунне не будет. Если с ноги снимается один из ме́стов, то омыть надо обе ноги. Протирание можно делать поверх надетых на мест сапог, резиновой обуви. После снятия сапогов, срок действия обтирания местов, находящихся под ними, не меняется. Если в один из ме́стов проникла вода и большая часть ноги промокла, то необходимо омыть обе ноги. Поверх головного убора, перчаток, [лака на ногтях], никаба, [зубных коронок] протирание не делается.
По мазхабу Малики, мест необходимо протирать со всех сторон -и снизу, и сверху. Для этого, влажной ладонью правой руки обхватывается верх стопы правой ноги и проводится вверх от кончиков носков. Ладонью же левой руки обхватывается низ стопы и, начиная с носка, проводится к себе, одновременно протирая большим пальцем и мизинцем обе стороны стопы. Затем левой ладонью протирается верхняя часть левой стопы, а правой – нижняя. По мазхабу Малики, месты обязательно должны быть чистыми.
Шина [гипс], наложенная на место перелома называется джабир. Повязка [пластырь], наложенная на рану, называется исабе. Если человек, имеющий повязку на ране, полученной в результате сдачи крови, сеанса гирудотерапии, введения инъекций, падения, нарыва, перелома костей, не может промыть рану горячей водой, произвести месх, то выполняет однократное протирание поверх большей части повязки. На участках кожи под повязкой так же проводится протирание. Подобное протирание не имеет ограничений по срокам и производится до момента заживления раны. Быть омытым до наложения повязки не обязательно. Разрешается здоровую ногу омыть, а на раненую ногу сделать протирание. Срок месха считается не законченным, если состояние раны улучшилось, но снятие повязки может вызвать кровотечение, боль. Если рана под перевязкой увлажнилась, то протирание, выполненное поверх повязки не нарушается. После замены повязки, протирать новую нет необходимости. Принимать намерение на выполнение обтирания повязки, головы и местов не нужно. Если удаление лекарств, мазей, нанесенных на раны, трещины, порезы может причинить вред здоровью, то омываются их поверхности. Если вода может навредить, то производится протирание. Если же и протирание может причинить вред, то и от него нужно отказаться. Так как во всех остальных трех мазхабах действуют такие же правила, то следовать другим мазхабам в данных вопросах нет возможности.
По мазхабу Ханафи, если кровь истихаза, моча, понос, пускание газов, непрерывное носовое кровотечение и выделения из раны, не прекращаются в промежутке между двумя намазами, то это состояние называется извинительным (узр). То же самое относится и к постоянному слезотечению из глаз, связанному с их болезнью, постоянному выделению каких-либо жидкостей из ушей, молочных желез, пупка. В подобных случаях становится ваджибом остановить выделения с помощью лекарственных средств, прикладывания ватных тампонов, перевязывания, совершения намаза в сидячем положении. Если остановить не получается, то после наступления времени каждого намаза, производится омовение и затем совершается намаз. Намазы, пропущенные до наступления извинительного состояния, могут восполняться и в период действия данного состояния. Омовение в состоянии узр нарушается с исходом времени намаза. В мазхабе Ханафи состояние узр наступает, если в течение времени одного намаза у человека, совершившего омовение, обстоятельства, нарушающие омовение не прекращаются на протяжении промежутка времени, необходимого для выполнения фарза намаза. Если после наступления извинительного состояния у человека хотя бы однократно появятся какие-либо выделения в течение времени одного намаза, то состояние узр продолжается. Если же в течение времени одного намаза никаких выделений не будет, то данное состояние можно считать завершенным. О том, что и в мазхабе Шафии действует такое же правило, пишется в комментарии к «Аль-ма´фууат». Кроме того, в мазхабе Шафии существует еще четыре условия. В связи с тем, что выделения, приводящие к состоянию узр в обоих этих мазхабах являются тяжелыми нечистотами (наджасат-и гализа), то если объем нечистот, испачкавших белье к моменту совершения намаза составит более одного дирхама, то согласно ханафитскому мазхабу, постирать белье является фарзом. Если в течение времени, необходимого для совершения намаза, выделения не прекращаются и пачкают белье, то разрешается совершать намаз, не стирая одежду. [Для твердых нечистот, дирхам равен одному мискалю, что составляет 4,8 грамма. Для жидких нечистот объем загрязнений должен составлять площадь поверхности воды в углублении раскрытой ладони]. Если выделения, нарушающие омовение, появились в течение времени одного намаза и во время совершения намаза, но не имели продолжительный характер, то (по мазхабу Малики), человек становится «обладателем состояния узр». Омовение и намаз не нарушаются. Ханафит, находящийся в извинительном состоянии, в подобных случаях следует мазхабу Малики.
Вторым, из двенадцати фарзов намаза, является очищение от нечистот. Все животные, кроме свиньи, считаются чистыми, пока живые. После гибели, животное считается нечистым (наджаса). Все части свиньи, включая шкуру, являются наджасой. Другие животные становятся наджасой после их гибели. По Ханафи, собака считается чистой и поэтому она является предметом купли-продажи, ее можно сдавать в аренду и дарить в качестве подарка. Убивший чужую собаку, должен возместить хозяину понесенный убыток. Шкура, после выделки, считается чистой. Если кошка или собака, неиспачканная наджасой, попав в колодец, бассейн будет извлечена живой, а ее пасть не соприкоснется с водой, то вода останется чистой. Мясо и слюна собаки являются нечистыми, шерсть - чистой. [По мазхабу Шафии, собака считается такой же нечистой, как и свинья. По Малики, оба считаются чистыми.] Капли воды с шерсти собаки, промокшей под дождем или после купания, попавшие на одежду, в мазхабе Ханафи не считаются грязными. [В мазхабе Шафии считаются наджасой, а места попадания капель воды с шерсти собаки, необходимо промыть водой семь раз, из которых один раз вода перемешывается с водой. Места попадания брызгов воды посыпаются землей и сбрызгиваются водой. Затем дочиста протираются и смываются водой. Или же мокрое место посыпают землей и затем протирают. Либо же сначала землю перемешивают с водой, затем наносят эту смесь и протирают. Когда такие жидкие нечистоты, как спирт, лекарство, одеколон смешиваются с водой или землей для каких-нибудь полезных нужд, то смесь из них считается чистой. [Однако если подобная смесь приготовлена не в качестве лекарственного средства, то ее употребление – харам.] Поэтому йод и одеколон в мазхабе Ханафи считаются чистыми. По Шафии, кровь, вытекшая в небольшом количестве из таких естественных отверстий, как уши, нос, глаза, омовения не портит. Если кровь, вытекшая из нарыва, раны и при кровопускании не испачкала другие места, то и в больших количествах прощается.] Рыбы и все живое, обитающее в воде, бескровные насекомые, после гибели не становятся падалью. Если животные, зарезанные в соответствии с требованиями нашей религии, или добытые на охоте, дозволены к употреблению, то и мясо, и их шкуры являются чистыми. Если же не дозволены к употреблению, то чистыми считаются только шкуры. Шкура снятая с падали, после выделки становится чистой. Шкуры всех животных, кроме свиньи, а также части тела падали, не содержащие кровь, такие как: шерсть, когти, рога, кости, клюв считаются чистыми, сухожилия – нет. Тело человека чистое и при жизни, и после смерти. Однако тело, умирая, как и все живое, оскверняется. Поэтому покойника омывают, очищают. Если человек умирает утонув в колодце, то вода становится наджасой. Вода, от того, что в него попадут зубы, ногти, волосы не оскверняется. Если в воду попадет кожа человека, даже размером в ноготок, или его кровь, то вода загрязнится. Кусок мяса, оторванный от тела живого человека и животного, дозволенного к употреблению в пищу, считаются нечистыми, есть нельзя. Использование чистых частей животных – мубах. Можно покупать и продавать. Использование, продажа человеческих частей тела [волос, почек, молока, без острой необходимости] является харамом. [Отсюда мы можем понять, что пересадка органов дозволяется.] Яйцо, снесенное мертвой курицей, считается чистой и пригодной для употребления. По Шафии, если скорлупа не окрепшая, то считается наджасой и к употреблению непригодно. Молоко мертвой овцы считается чистым и пригодным для употребления, по Шафии - скверна (наджаса). Мертвый ягненок в утробе мертвой овцы - скверна. Но закваска, приготовленная из его потрохов – чиста. Испорченное мясо, прокисшая еда скверной не являются. Но, так как они вредны для здоровья, есть их недозволено. Есть прогорклое масло – не харам. Испорченные, червивые мясо, сыр не считаются наджасой. Если, попавшая в колодец чистая печень животного протухнет и покроется червями, то и вода в колодце, и сама печень будут считаться чистыми.
Дождевая, снеговая, вода растаявшего града, морская, речная, колодезная, озерная, родниковая воды называются абсолютно чистыми водами (мутлак су). Ими можно совершать омовение и очищаться от скверны. Цветочная вода, вода винодградной лозы, виноградный сок, мясной бульон являются водами мукайиад (вода с примесями). Текучими из них можно очищаться только от нечистот. Вязкими жидкостями, как молоко, оливковое масло и такими грязными жидкостями, как моча, очищение не делают. Смотрите 198 часть! На этом месте информация из книги «Ниъмети Ислам» заканчивается.