О СЫН МОЙ! - 37

ГЛАВА О САЛАВАТЕ

116 – При купле-продаже и при даче в долг, избегай брать или давать проценты! Не преследуй корыстных целей, давая человеку в долг! Ибо грех за полученный или отданный, даже небольшой процент, с точки зрения Аллаху тааля, приравнивается к совершению семидесятикратного прелюбодеяния с родной матерью. Т.е. брать, выплачивать проценты является харамом, не зависимо от их количества. Человек, присутствовавший во время совершения сделки по процентам в качестве свидетеля, доверенного лица и в качестве лица, фиксировавшего какие-либо документы, будет проклят Всевышним Аллахом и призван к ответственности. Нужно соблюдать осторожность по отношению к подобным делам.

Пояснение: Досточтимый Имам Раббани Муджаддид-и альф-и сани Ахмед Фаруки Сарханди (каддесаллаху сиррух) в 202-м письме первого тома «Мактубат» пишет: «Когда мусульманину дается в долг некая сумма денег, с условием возврата этого долга в несколько большем количестве, то понятие «проценты» распространяется не только на излишек возвращенной суммы. Составленный заранее договор (Акд) так же подпадает под данное понятие. Такой договор является харамом и все, что получено вследствие харама, тоже является харамом. В таком случае, договор о предоставлении займа в размере тысяча рублей с условием дальнейшего погашения в размере тысяча сто рублей, является харамом, полученные тысяча сто рублей полностью считаются процентами, харамом. Этот вопрос широко раскрыт в книге по фикху «Джам´иур-румуз» и в книге Ибрахима Шахи. Что касается тех, кто вынужден брать деньги под проценты, то в Священном Коране и хадисах открыто сказано о том, что риба (ростовщичество) является харамом и этот запрет распространяется на всех без исключения – и на тех, кто нуждается, и на тех, кто не нуждается. Делать исключение для нуждающихся – значит изменить приказы Всевышнего Аллаха и нашего пророка (саллаллаху алейхи уасаллям). Книга «Кынийа» не имеет права и полномочий изменять эти приказы. Мауляна Джемаль (рахима хуллаху тааля), являющийся одним из великих ученых города Лахор, говорил, что многому из того, что написано в книге «Кынийа» доверять нельзя и, что эти высказывания противоречат тому, что изложено в ценных книгах. Даже если мы согласимся с тем, что утверждение из книги «Кынийа»: «Нуждающимся, брать деньги в долг под проценты, разрешено» является верным, то в чем же тогда смысл запрета, если каждому нуждающемуся будет разрешено брать деньги под проценты?! Ведь брать деньги под проценты людей заставляет нужда. Если бы не нужда, то никто и не стал бы делать что-либо в ущерб себе и приказ Всевышнего Аллаха - владыки всего сущего, был бы бесполезным и ненужным. Клеветать на книгу Аллаху тааля, коим является Священный Коран – это отвратительная дерзость. Предположим, что каждую нужду мы будем принимать как узр, т.е. извинительное состояние, тогда нужда станет необходимостью. Понятие «необходимость» тоже имеет определенную меру и степень. Для проведения праздничного мероприятия нет нужды занимать деньги под проценты. Например, сказано, что для умершего человека, нуждой является только кафан (саван), а приготовление специальных угощений (например, халвы) в честь покойного, нуждой не является. Однако потребность души умершего человека в милостынях, превыше всех других нужд. Если так, то можно ли нужду, берущих деньги в долг под проценты, называть нуждой и будет ли пища, приготовленная на такие деньги, считаться халялем? Ссылаться на многочисленность семьи и на службу в армии, не подобает мусульманину. Если же будет сказано, что в наше время добыть дозволенный кусок хлеба затруднительно, то это верно и с этим можно согласиться. Тем не менее, нужно стараться воздерживаться от запретного настолько, насколько это возможно. Для того, чтобы избежать скудного урожая, было велено засевать поле в состоянии омовения. Но в наше время невозможно избавиться от этого. Однако не брать деньги под проценты очень просто. Все, что в Священном Коране и хадис-и шарифах объявлено харамом, следует принимать как харам, то, что объявлено халялем, принимать как халяль. Тот, кто не верит в это - кафир. Относительно вещей, о которых не сообщается прямо как о хараме и халяле, дело обстоит иначе. Например, многое из того, что в Ханафи является харамом, в Шафии является халялем. Если так, то в ответ на утверждение, что «нуждающийся не может брать деньги в долг под проценты», нельзя говорить: «Молчи! Не называй халяль харамом! Станешь кафиром!» Потому что его слова близки к истине, а возможно это и есть настоящяя истина и отвечать подобным образом крайне опасно. Лучше избегать вещей, дозволенность которых вызывает сомнение. Еще раз повторимся, что понятие «нужда» очень обширно. И если их рассматривать так же обширно, то не останется ни одного человека, не воспользовавшегося процентами, а приказ Всевышнего Аллаха о запрете ростовщичества, да сохранит нас Аллах, оказался бы бессмысленным и ненужным. В книге «Кынийа» дается разрешение брать деньги в долг под проценты тому, кто крайне нуждается в них. Но не всем. Если причины, вынуждающие человека занимать деньги под проценты, являются такими сомнительными, то нужно искать дозволенные пути решения проблемы, а благость богобоязненности (таква) и небольшое усилие помогут преодолеть трудности. Конец перевода из Мактубата.           

Ибни Нуджейм Зайн-аль Абидин Мисри (рахимухуллаху тааля) в книге «Ашбах», в конце пятого правила пишет: «Некоторые потребности могут являться острыми нуждами. Например, остро нуждающийся может взять деньги под процент». Сайид Ахмед Хамауи (рахимухуллаху тааля) разъясняя этот момент,  сказал: «Например, взяв в долг десять золотых, ежедневно выплачивать определенное количество чего-нибудь в качестве процентов». Становится ясно, что если человек, не имеющий средств к существованию, не может работать и не может найти беспроцентный заем, то он может взять долг под проценты на свое пропитание. Однако даже в этом случае нужно следовать согласно «Муамаляту». К примеру, если человек берет в долг десять золотых монет, а по договоренности должен вернуть двенадцать, то в момент получения этих десяти монет, он так же покупает у заимодавца ручки, тетради, книги или что-либо другое на две монеты и, таким образом, сумма его долга составляет двенадцать золотых монет. Когда человек сталкивается с подобными ухищрениями и нововведениями, попытки найти решение, соответствующие нашей религии, называются «Хиле-и шарийа». Для того, чтобы попавший в беспомощную ситуацию,  не упустил своих поклонений или не совершил запретных деяний, необходимо прибегнуть к «Хиле-и шарийа». Попытки найти способы уклонения от выполнения предписаний Ислама, называются «Хиле-и батыла» и это является харамом.

Пояснение 2: В немусульманских странах (дар-уль харб), где поклоняются идолам, таких, как, например, Франция или Италия, покупать товары, давать деньги в рост неверным, с их согласия, разрешается. Однако брать деньги под проценты не разрешается даже в таких странах. Вкладывать денежные средства в банки немусульманских стран и получать проценты, это то же самое, что объединиться с банком для выдачи денег под проценты. Если все клиенты этого банка кафиры, то получать проценты от вложенных денег – халяль. Если все клиенты банка являются мусульманами, то полученная прибыль в виде процентов, будет считаться харамом. Если среди клиентов есть и мусульмане, и кафиры, то брать проценты – тахриман макрух (макрух, близкий к хараму). Если неверующих клиентов большинство, то это будет танзихан макрухом (макрух, близкий к халялю). От макрухов так же нужно держаться подальше и не связываться с процентами. Проценты от банковского вклада нужно брать в виде прибыли с продажи. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уасаллям) сказал: «Не принимайте свидетельство ростовщика! Если примите, то Аллаху тааля не примет ваши поклонения. Не принимайте свидетельство и оставившего намаз с джамаатом.» Для того, чтобы купить необходимый товар, не следует брать денежный кредит в банке. Банк должен купить этот товар и, с учетом своей прибыли, продать этому человеку, с условием дальнейшего погашения долга в рассрочку. В книге «Риядун-насихин» описаны сорок видов процентов с примерами.