1. Главная >
  2. О СЫН МОЙ! >
  3. О СЫН МОЙ! - 37

О СЫН МОЙ! - 37

ГЛАВА О САЛАВАТЕ

116 – При купле-продаже и при даче в долг, избегай брать или давать проценты! Не преследуй корыстных целей, давая человеку в долг! Ибо грех за полученный или отданный, даже небольшой процент, с точки зрения Аллаху тааля, приравнивается к совершению семидесятикратного прелюбодеяния с родной матерью. Т.е. брать, выплачивать проценты является харамом, не зависимо от их количества. Человек, присутствовавший во время совершения сделки по процентам в качестве свидетеля, доверенного лица и в качестве лица, фиксировавшего какие-либо документы, будет проклят Всевышним Аллахом и призван к ответственности. Нужно соблюдать осторожность по отношению к подобным делам.

Пояснение: Досточтимый Имам Раббани Муджаддид-и альф-и сани Ахмед Фаруки Сарханди (каддесаллаху сиррух) в 202-м письме первого тома «Мактубат» пишет: «Когда мусульманину дается в долг некая сумма денег, с условием возврата этого долга в несколько большем количестве, то понятие «проценты» распространяется не только на излишек возвращенной суммы. Составленный заранее договор (Акд) так же подпадает под данное понятие. Такой договор является харамом и все, что получено вследствие харама, тоже является харамом. В таком случае, договор о предоставлении займа в размере тысяча рублей с условием дальнейшего погашения в размере тысяча сто рублей, является харамом, полученные тысяча сто рублей полностью считаются процентами, харамом. Этот вопрос широко раскрыт в книге по фикху «Джам´иур-румуз» и в книге Ибрахима Шахи. Что касается тех, кто вынужден брать деньги под проценты, то в Священном Коране и хадисах открыто сказано о том, что риба (ростовщичество) является харамом и этот запрет распространяется на всех без исключения – и на тех, кто нуждается, и на тех, кто не нуждается. Делать исключение для нуждающихся – значит изменить приказы Всевышнего Аллаха и нашего пророка (саллаллаху алейхи уасаллям). Книга «Кынийа» не имеет права и полномочий изменять эти приказы. Мауляна Джемаль (рахима хуллаху тааля), являющийся одним из великих ученых города Лахор, говорил, что многому из того, что написано в книге «Кынийа» доверять нельзя и, что эти высказывания противоречат тому, что изложено в ценных книгах. Даже если мы согласимся с тем, что утверждение из книги «Кынийа»: «Нуждающимся, брать деньги в долг под проценты, разрешено» является верным, то в чем же тогда смысл запрета, если каждому нуждающемуся будет разрешено брать деньги под проценты?! Ведь брать деньги под проценты людей заставляет нужда. Если бы не нужда, то никто и не стал бы делать что-либо в ущерб себе и приказ Всевышнего Аллаха - владыки всего сущего, был бы бесполезным и ненужным. Клеветать на книгу Аллаху тааля, коим является Священный Коран – это отвратительная дерзость. Предположим, что каждую нужду мы будем принимать как узр, т.е. извинительное состояние, тогда нужда станет необходимостью. Понятие «необходимость» тоже имеет определенную меру и степень. Для проведения праздничного мероприятия нет нужды занимать деньги под проценты. Например, сказано, что для умершего человека, нуждой является только кафан (саван), а приготовление специальных угощений (например, халвы) в честь покойного, нуждой не является. Однако потребность души умершего человека в милостынях, превыше всех других нужд. Если так, то можно ли нужду, берущих деньги в долг под проценты, называть нуждой и будет ли пища, приготовленная на такие деньги, считаться халялем? Ссылаться на многочисленность семьи и на службу в армии, не подобает мусульманину. Если же будет сказано, что в наше время добыть дозволенный кусок хлеба затруднительно, то это верно и с этим можно согласиться. Тем не менее, нужно стараться воздерживаться от запретного настолько, насколько это возможно. Для того, чтобы избежать скудного урожая, было велено засевать поле в состоянии омовения. Но в наше время невозможно избавиться от этого. Однако не брать деньги под проценты очень просто. Все, что в Священном Коране и хадис-и шарифах объявлено харамом, следует принимать как харам, то, что объявлено халялем, принимать как халяль. Тот, кто не верит в это - кафир. Относительно вещей, о которых не сообщается прямо как о хараме и халяле, дело обстоит иначе. Например, многое из того, что в Ханафи является харамом, в Шафии является халялем. Если так, то в ответ на утверждение, что «нуждающийся не может брать деньги в долг под проценты», нельзя говорить: «Молчи! Не называй халяль харамом! Станешь кафиром!» Потому что его слова близки к истине, а возможно это и есть настоящяя истина и отвечать подобным образом крайне опасно. Лучше избегать вещей, дозволенность которых вызывает сомнение. Еще раз повторимся, что понятие «нужда» очень обширно. И если их рассматривать так же обширно, то не останется ни одного человека, не воспользовавшегося процентами, а приказ Всевышнего Аллаха о запрете ростовщичества, да сохранит нас Аллах, оказался бы бессмысленным и ненужным. В книге «Кынийа» дается разрешение брать деньги в долг под проценты тому, кто крайне нуждается в них. Но не всем. Если причины, вынуждающие человека занимать деньги под проценты, являются такими сомнительными, то нужно искать дозволенные пути решения проблемы, а благость богобоязненности (таква) и небольшое усилие помогут преодолеть трудности. Конец перевода из Мактубата.           

Ибни Нуджейм Зайн-аль Абидин Мисри (рахимухуллаху тааля) в книге «Ашбах», в конце пятого правила пишет: «Некоторые потребности могут являться острыми нуждами. Например, остро нуждающийся может взять деньги под процент». Сайид Ахмед Хамауи (рахимухуллаху тааля) разъясняя этот момент,  сказал: «Например, взяв в долг десять золотых, ежедневно выплачивать определенное количество чего-нибудь в качестве процентов». Становится ясно, что если человек, не имеющий средств к существованию, не может работать и не может найти беспроцентный заем, то он может взять долг под проценты на свое пропитание. Однако даже в этом случае нужно следовать согласно «Муамаляту». К примеру, если человек берет в долг десять золотых монет, а по договоренности должен вернуть двенадцать, то в момент получения этих десяти монет, он так же покупает у заимодавца ручки, тетради, книги или что-либо другое на две монеты и, таким образом, сумма его долга составляет двенадцать золотых монет. Когда человек сталкивается с подобными ухищрениями и нововведениями, попытки найти решение, соответствующие нашей религии, называются «Хиле-и шарийа». Для того, чтобы попавший в беспомощную ситуацию,  не упустил своих поклонений или не совершил запретных деяний, необходимо прибегнуть к «Хиле-и шарийа». Попытки найти способы уклонения от выполнения предписаний Ислама, называются «Хиле-и батыла» и это является харамом.

Пояснение 2: В немусульманских странах (дар-уль харб), где поклоняются идолам, таких, как, например, Франция или Италия, покупать товары, давать деньги в рост неверным, с их согласия, разрешается. Однако брать деньги под проценты не разрешается даже в таких странах. Вкладывать денежные средства в банки немусульманских стран и получать проценты, это то же самое, что объединиться с банком для выдачи денег под проценты. Если все клиенты этого банка кафиры, то получать проценты от вложенных денег – халяль. Если все клиенты банка являются мусульманами, то полученная прибыль в виде процентов, будет считаться харамом. Если среди клиентов есть и мусульмане, и кафиры, то брать проценты – тахриман макрух (макрух, близкий к хараму). Если неверующих клиентов большинство, то это будет танзихан макрухом (макрух, близкий к халялю). От макрухов так же нужно держаться подальше и не связываться с процентами. Проценты от банковского вклада нужно брать в виде прибыли с продажи. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уасаллям) сказал: «Не принимайте свидетельство ростовщика! Если примите, то Аллаху тааля не примет ваши поклонения. Не принимайте свидетельство и оставившего намаз с джамаатом.» Для того, чтобы купить необходимый товар, не следует брать денежный кредит в банке. Банк должен купить этот товар и, с учетом своей прибыли, продать этому человеку, с условием дальнейшего погашения долга в рассрочку. В книге «Риядун-насихин» описаны сорок видов процентов с примерами.

Другие статьи в этом разделе

О СЫН МОЙ! - 8

УСЛОВИЯ НАМАЗА

19 – Существуют семь условий вне намаза, выполнение которых является фарзом. Это условия, которые выполняются до совершения намаза.

1) Очищение, т.е. совершение омовения. Если нет воды, совершается таяммум.

2) Очищение от нечистот, т.е. очищение одежды, тела, мес...

О СЫН МОЙ! - 82

ТОМ ПЕРВЫЙ, 65-ое ПИСЬМО

Сын мой! Молодость – это самая ценная пора в жизни. Это время, когда человек здоров и полон сил. И это время проходит с каждым днем. Приближается жалкая, немощная старость. Как жаль, что марифет-уллах (познание Аллаха) - самое достойное и самое нужное дело, ты оставляешь на старость. Самое дорогое время ты расстрачиваешь на самое вредное и самое худшее - на удовлетворение прихоте...


Москва

1447 год, 29 - Рабиульахир.
2025 год, 21 - Октябрь.
Имсак 4:46
Фаджр 5:10
Восход 7:03
Ишрак 8:13
Зауаль карахат 11:59
Зухр 12:30
Аср-и Аууаль 14:55
Аср 15:35
Исфирар 16:29
Магриб 17:26
Иштибак 18:36
Иша’а 19:26
Иша’а-и Сани 19:41