О СЫН МОЙ! - 24
Пояснение: Первая степень проявления уважения к азану – не менять, не нарушать форму и слова азана. Ибн Абидин (рахиму-хуллаху тааля) [1198-1252 годах в Сирии] сказал следующее: «Азан означает чтение определенных слов в определенном виде». Азан не дозволяется читать под музыкальный аккомпанемент, либо играя на инструменте.
О недопустимости чтения азана по радио и через громковорители, подробно рассказано в книге «Саадат-и абадия» в разделе о музыке и в книге «Ильмихаль Райского Пути». Ибн Абидин (рахиму-хуллаху та’аля), рассказывая о временах намаза, говорит: «Чтобы намаз был действительным, нужно удостовериться в наступлении его времени. Если человек выполнит намаз, сомневаясь в наступлении его времени, то этот намаз не будет действительным, даже если потом выяснится, что намаз был совершен после наступления его времени. Наступление времени намаза определяется по азану, прочитанному правдивым мусульманином. Если человек, читающий азан, не является таковым, то необходимо самому узнавать о наступлении времени. Намаз совершается в случае, если вероятность наступления времени намаза высока. В вопросах религии нужно верить словам, сказанным правдивым мусульманином. Например, если такой человек сообщает направление киблы либо о том, что та или иная вещь является чистой или наджасой, халялем или харамом, то ему верить можно. Если сообщивший человек является фасиком (человеком, открыто совершающим грехи) либо человек является правдивым, но неизвестно является он фасиком или нет, то нужно самому определить правильность сказанных им слов и действовать согласно этому. Потому что уверенность в своей правоте говорит о хорошей осведомленности человека. Сообщать о наступлении времени намаза является поклонением. Тут нужно верить азану, прочитанному мужчиной, знающим время намаза, разумным, правдивым. Верить оповещениям муэдзина, имама, являющихся фасиками, нельзя. Азан, прочитанный до наступления времени намаза, недействителен. Это большой грех. Азан – это сообщение о наступлении времени молитвы, посредством чтения определенных слов определенным способом. Чтение азана на возвышенности является сунной».
О тех, чьи свидетельства не принимаются, в четвертом томе сообщается так: «Свидетельство слепого, вероотступника (муртада), ребенка, женщин, которые читают громким голосом, чтобы их слышали чужие мужчины, того, кто много клянется, кто из-за мирских благ отказался от мазхаба [безмазхабник], употребляющего вино, продолжающего распивать другие алкогольные напитки, играющего на музыкальном инструменте для развлечения, поющего дурные песни для развлечения других и слушающих эти песни, пребывающего в местах совершения греховных деяний, разгуливающего с неприкрытым авратом, [позволяющего ходить раздетыми своим жене, дочери и тем, кто находятся у него в подчинении], играющего в нарды, карты и во все виды азартных игр, играющего в игры, которые не оставляют времени для совершения намаза, того, кто все свое время посвящает только работе, прославившегося ростовщичеством, справляющего нужду на улице, кушающего на ходу и открыто порочящего какого-нибудь мусульманина, не будет принято. Потому что ни один из них не считается правдивым.»
[Из-за того, что одна часть безмазхабников обвиняет мусульман, придерживающихся вероучения ахль-и сунна, в многобожии, а другая часть открыто порочит и очерняет многих сподвижников пророка, трех халифов и благочестивую Аишу (радиаллаху анха), их свидетельства не будут приняты]. Тот, кто открыто совершил один большой грех или же упорствует в совершении малых грехов, не может быть правдивым. Его свидетельство не будет принято. Человек, совершивший скрытый грех, не теряет справедливость. Быть в одном из 72-х заблудших течений – большой грех. В примечаниях имама Тахтави к «Дурруль-мухтар» сказано: «Из 72-х заблудших общин, приверженцы ахл-и кибла кафирами не являются. Так как этот большой грех скрыт в их сердцах, то их свидетельства будут приняты. Однако свидетельство того, кто старается навязать другим свое испорченное вероучение, принято не будет».
Нельзя доверять азану, прочитанному муэдзином, совершившим большой грех один раз или же упорно продолжающим совершать малые грехи. Оповещения о начале Рамазана и наступлении времени намаза, сделанные ваххабитами, шиитами, религиозными реформаторами, безмазхабниками, не принимаются.
Чтение азана, икамата и такбиров намаза по радио и громкоговорители, тоже не соответствует положениям, указанных в книгах по фикху. Потому что голос, исходящий из подобных устройств не является голосом человека. Эти звуки очень похожи на человеческий голос и появляются они по его желанию, но все же это другие голоса. Эти звуки, возникают в результате электромагнитных колебаний. Голос человека, попадая в микрофон, исчезает. Вместо него появляются звуковые волны, образованные в результате электромагнитной индукции. Имам Ибни Абидин (рахиму-хуллаху тааля), рассказывая о тилават-и суджуде говорит, что для того, чтобы чтение было действительным, читающий должен понимать и различать то, что он читает. По этой причине голоса, издаваемые умалишенным, спящим, маленьким ребенком, не способным понять читаемое, птицей и отголоски эха нельзя отнести к чтению. Чтение азана подобно совершению намаза. [Т.е. азан считается действительным, если его читает человек, намаз которого может быть действительным.] Если человек, услышав суджуд аят, при котором необходимо выполнить земной поклон, прочитает его вслух, то услышавшие его чтение должны будут совершить земной поклон. Т.е. за чтение нельзя принимать какие-либо другие звуки, кроме произнесенных человеком лично.
Имам Тахтави в примечании к «Меракиль фелах» говорит: «Голоса птиц и слова, произнесенные обученной обезьяной, а так же голоса, отраженные от высоких куполов и скал, нельзя принимать за человеческое чтение. Это не чтение, а лишь звуки, похожие на чтение. Так как те, кто воспроизводят эти звуки, не обладают свойством различать произносимое». Как видим, даже если отзвуки голоса человека, образующиеся в результате чтения, очень схожи с человеческим голосом и появляются по его желанию, это нельзя назвать чтением. Точно так же, звуки, появляющиеся во время чтения Корана и азана по радио и громкоговорителю, хоть и очень похожи на человеческий голос и подчинены его воле, но все же это не человеческий голос. Это нельзя назвать чтением Корана и азана. Чтение священного Корана и азана по радио и громкоговорителю становится причиной оставления сунны и является нововведением.
Звуки, исходящие из радио и динамиков, можно сравнить с отражением человека в зеркале. Даже если отражение в зеркале абсолютно похоже на самого человека и в точности повторяет его движения, но им самим не является. Хоть и является харамом смотреть на какие-либо части тела посторонней женщины, кроме ее рук и лица, но смотреть на ее отражение в зеркале, без вожделения, харамом не является. Ибни Абидин (рахима хуллаху тааля) в пятом томе, во втором пояснении, в конце раздела «Взгляд и прикосновение», говорит: «Отражение человека в зеркале, в воде является не им самим, а его подобием. А когда человек находится за стеклом или в воде, то мы видим самого человека. Поэтому, смотреть без вожделения на отражение чужой женщины в зеркале, в воде не является харамом». Один из главных суннитских ученых Сирии, главный кади Сирии Ахмед Махди Хыдыр (рахима хуллаху тааля) на 127-ой и 284-ой страницах книги «Фихрист Ибни Абидин», изданной в 1382 [м.1962] году, говорит: «Решение об обозрении женщин на экранах кинотеатров, мы находим в этой записи Ибн Абидина». Голос, исходящий из радио и колонок, не является ни отзвуком, ни изображением читающего человека так же, как и не является его настоящим голосом. Это другой, какой-то металлический звук. Человек, слышащий эти звуки, слышит не голос имама и азан. Он слышит не сам голос, а нечто очень похожее. Когда с минарета издается голос через громкоговоритель, нельзя говорить «читается азан», нужно говорить «наступило время молитвы». Если человек не видит действий имама и джамаата и совершает намаз, следуя лишь этим звукам, то этот намаз не считается совершенным за имамом и будет недействительным. Восприятие звуков глухим или здоровым человеком через наушники, это то же самое, что слышать звуки через громкоговоритель. Так как для глухого человека его состояние является вынужденным, то намаз, выполненный с использованием слухового аппарата, через который он слышит голос имама, считается действительным. Его намаз принимается еще и потому, что он совершает намаз, видя действия имама или джамаата. Ну, а совершение намаза с использованием репродукторов, динамиков никогда не может быть вынужденной необходимостью. Однако даже к «подобиям» Корана и азана нужно относиться с уважением и почтением.
В большинстве книг по фикху и фетвам, например, в «Кадихан» говорится: «Читать азан – сунна. Так как азан является одним из символов, атрибутов Ислама, то если в каком-нибудь городе, в каком-нибудь районе прекращается чтение азана, представители власти должны заставить местных мусульман делать это. Муэдзин должен знать направление Киблы и времена намазов, потому как чтение азана от начала до конца, обратившись к Кибле, является сунной. Азан читается для того, чтобы сообщить о наступлении времени намаза и разговения. Чтение азана человеком, не знающим эти времена, может стать причиной фитны (смуты). Чтение азана малолетним ребенком, пьяным, умалишенным, в состоянии джунуб, фасиком (нечестивцем) и женщиной – макрух. В таких случаях муэдзину нужно будет прочитать азан заново. Чтение азана сидя, без омовения, в городе верхом на животном, хоть и является макрухом, но перечитывать его не нужно. Азан читается на минарете или снаружи мечети. Внутри мечети азан не читается. Читать азан нараспев, изменяя и искажая слова – макрух. Азан нельзя читать на каком-либо другом языке, кроме арабского». В «Хиндия» пишется: «Муэдзину, читать азан намного громче, чем позволяют возможности его голоса – макрух. Ибн Абидин (рахимухуллаху тааля) говорит: «Для того, чтобы азан был слышен на более дальние расстояния, муэдзину необходимо подняться на возвышенность. Это является сунной. Один азан разрешается читать нескольким муэдзинам». Из написанного учеными выясняется, что чтение азана, икамата и совершение намаза с использованием громкоговорителя, микрофона является нововведением (бид'атом). Это большой грех. В хадис-и шарифе сказано: «Ни одно из поклонений нововведенца не будет принято!» Звук, издающийся из устройств, предназначенных для усиления звука, хоть и очень сильно похож на человеческий голос, но все же не является таковым. Это звук, образованный в результате колебаний металлических пластин, приводимых в движение магнитными волнами. Это не голос человека, читающего азан стоя, поднявшись на высокое место. Еще одним грехом является то, что звуки из динамиков, устанавливаемых на минаретах, на крышах справа, слева и сзади, не исходят в сторону Киблы. Да и необходимости в распространении голоса на дальние расстояния и нужды в динамиках, издающих скрежущий металлический звук, никакой нет. Потому что строительство мечетей в каждом районе является ваджибом. Азан должен читаться в каждом районе и он должен быть услышан в каждом доме этого района. Кроме этого разрешен и Азан-и джаук. Азан, прочитанный одновременно несколькими муэдзинами, называется Азан-и джаук. Объединенные в один, трогательные и печальные голоса муэдзинов, доносящиеся издалека, воздействуют на сердца и души людей, призывают к любви и очищают их веру. Ибн Абидин (рахиму-хуллаху тааля) в начале раздела о суннах намаза говорит: «Для муэдзина, так же как и для имама, макрухом является повышать голос сверх необходимого. Когда голос имама слышен достаточно громко, муэдзину повторять такбиры имама – макрух и дурное нововведение. Об этом единогласно было сообщено учеными всех четырех мазхабов». Как мы видим, использование микрофона имамом и муэдзином является тахриман макрухом, т.е. харамом и дурным нововведением. Совершение бид`ата (нововведения) - это большой грех и причина непринятия ни одного из поклонений. [Даже если бронзовые монеты, т.е. монеты, выполненные из медных сплавов, по цвету и форме похожи на золотые и, даже если они используются вместо золотых, ими нельзя выплачивать закят. Потому что закят – это поклонение и должно выплачиваться золотом. Ибо поклонения не могут быть изменены. Доверенное лицо человека может выполнять вместо него любое действие. Однако доверенное лицо не может исполнить его намазы. Ибо поклонения не могут быть изменены. Фасику, т.е. человеку, ежедневно совершающему большие грехи, не разрешается читать азан, даже если он будет делать это с должным уважением и будучи чистым. Так как микрофоны используются для передачи греховных песен и женских голосов, то этот греховный предмет нельзя использовать для чтения азана. Ибо поклонения не могут быть изменены. Нельзя в доме держать музыкальные инструменты, даже если совсем ими не пользуются. То, что пользоваться микрофоном при чтении азана не разрешается, мы можем понять из этих примеров.]