САМОЕ БОЛЬШОЕ НЕСЧАСТЬЕ
Самым большим бедствием является высокомерие появившееся из-за знаний. Самое тяжелое заболевание и которое трудно поддается лечению, это высокомерие. В хадис шарифе сказано:
«Самое большое несчастье для ученого, возгордиться из-за своих знаний». [Имам Газали]
Человек который обладает знаниями считает себя лучшим, а тех кто не знает считает ниже себя, презирает других. Всегда ждет от них уважительного к себе отношения и услужения. Такие люди, помножая свои знания подвергают себя в еще большую опасность. Но когда свои знания увеличивают люди не горделивые, то их смиренность только увеличивается. Аят «Аллаха боятся только ученые», говорит о не высокомерных ученых.
В хадис шарифах сказано:
«В Судный День самое сильное наказание будет получать ученый, знания которого не принесли ему пользы». [Байхаки]
«В Аду от некоторых жителей будет исходит сильнейший запах который подействует на некоторых сильнее огня. У него спросят, ′′что за грех такой ты совершил, почему ты так воняешь′′. На это ответит, ′′Я был религиозным ученым. Но не передавал свои знания другим». [Имам Ахмед]
Не стоит проявлять высокомерие к тем кто ниже тебя, к фасикам и порочным людям. Ученому увидев джахиля нужно сказать, ′′Он грешит по своему незнанию. А я грешу зная.′′ Увидев ученого надо сказать, ′′Он знает больше моего и его деяния наполнены искренностью. А я не такой.′′ Увидев человека старше себя, надо сказать ′′Он совершил поклонении больше чем я.′′ Увидев молодых людей, надо сказать, ′′У них мало грехов, а у меня грехов много.′′ Увидев своих сверстников, сказать, ′′Свои грехи я знаю, но не знаю его грехов.′′ Увидев нововведенца или немусульманина, сказать себе, ′′Какой он человек выяснится на последнем издыхании. Он может получить от Аллаха хидаят. А каково будет мне?′′ И поэтому не быть высокомерным по отношению к этим людям.
Человек должен думать о своих грехах и каким будет его последний миг. В этой жизни точно неизвестно кто в Ахирате будет выше других. Множество ученых умерли кафирами. Также как и множество кафиров умерли с верой. Это означает, никого нельзя называть обитателем Ада а себя считать обитателем Рая.
Ненавидя грешника и нововведенца нужно избегать высокомерия. Это возможно если злиться ради Аллаха, потому что таков приказ Аллаха и при этом не считать себя спасенным а их уничтоженными. Например, отправляя родного ребенка со своим подчиненным, отец приказывает в случае провинности наказывать ребенка вплоть до рукоприкладства. Подчиненный физический наказывает ребенка. Но даже поднимая руку на ребенка, он все же знает что ребенок для отца все же ближе, важнее него. Из-за этого он не сможет возгордиться. Нелюбовь верующего к кафиру, похоже на это. Аллаху тааля сообщил что для него выше вера верующих чем они сами. У кого есть вера, тот и выше. Бесконечное преимущество станет известным в последнем издыхании.
ХВАЛИТСЯ БЛАГАМИ
Вопрос: Насколько правильно хвастаться данными Аллахом благами, выставляя их на обозрение других?
Ответ: В хадиси шарифе сказано:
«Оповещать о данных Всевышним Аллахом благах, признательность Аллаху». [Байхаки]
Хвастовство харам. Чванство, это когда считают своим достижением хорошие качества и блага, не думая что они даны Всевышним Аллахом. Это будет «Тазкия-и нафс». Когда имеющиеся благодеяния считают данными Всевышним Аллахом, это «Шукур».
ХВАСТАТЬСЯ ПРЕДКАМИ
Вопрос: Насколько правильно бахвальство отцами и предками, людей чей уклад жизни не соответствует исламу?
Ответ: Хвалиться и гордиться отцами и предками невежество и глупость. Кабиль был сыном Адама. Ям был сыном пророка Нуха. То что их отцы были пророками, не спасло их от неверия. Родители которыми гордится человек, превратились в горсть земли. Хвастаться можно их благочестивостью, стараться быть такими же благочестивыми как они, быть на том же пути что и они! В хадис шарифах сказано:
«Перестаньте гордиться предками». [Абу Давуд]
«Если человек плохой, то в Ахирате не принесут пользы преимущества их предков». [Табарани]
Двое людей людей спорили кто из них лучше. Один из них сказал, ′′Я такой то, сын такого-то. А кто ты такой?′′ Посланник Аллаха видевший это сказал:
«Рядом с пророком Мусой двое людей выясняли кто из них лучше. Один из них перечислил имена девяти предков. Пророк Муса (алейхиссалям) сказал, ′′Скажи ему, девять человек которыми он гордится, находятся в Аду. Он станет десятым′′». [Имам Ахмед]
НЕ ЛЮБЕЗНОСТЬ А ПРАВДА
Вопрос: Когда один друг похвалил своего друга, то он сказал, ′′благодарю за комплимент′′. Первый сказал что это не комплимент а правда. Если сказать комплимент, быть любезным то это будет неправдой?
Ответ: Проявление уважения, уделять внимание, интересоваться человеком, любезное и мягкое обращение, благосклонность, называется Ильтифатом (комплимент). Но у людей которые не обладают достаточной религиозной базой знаний, подобное отношение расценивается лживым, неискренним отношением. Одобрение бывает и настоящим и лживым. Но мусульманин, говоря слова одобрения говорит как есть. Т.е. одобрения мусульманина, правда. Поэтому для мусульманской культуры не подобает такое выражение как – это не комплимент а правда.