О, СЫН МОЙ! - 18

45Пояснение: Имам-и Газали (рахиму-хуллаху та’аля) родился в 450 году (м. 1058) в городе Тус и скончался там же в 505 году (м. 1111). Этот великий ученый, являющийся автором сотен трудов, в самой последней своей книге «Кимья-и саадат», написанной на персидском языке, пишет: «Тот, кто учится читать священный Коран, тот должен учиться и уважать Коран. Прежде всего, он должен избегать грехов, дурных слов и деяний, в любой ситуации должен соблюдать правила приличия. В противном случае, Коран выступит против него. Пророк (саллаллаху алейхи уасаллям) сказал: «Многие из мунафиков (лицемеров) будут из числа кари». Абу Сулейман-и Дарани (рахиму-хуллаху та’аля) в 205 году [м.820 в Сирии] сказал: «Кари, сущность и слова которых порочны, будут подвергнуты мучениям ангелами Ада (Забани), прежде кафиров, поклоняющихся идолам». Хасан-и Басри (рахиму-хуллаху та’аля) в 110 году [м.727 в Басре] говорит: «Пришедшие до нас, читали священный Коран как книгу, содержащую приказы Всевышнего Аллаха, ночами размышляя над их глубоким смыслом, а днем стараясь выполнять их. Вы же, заняты только тем, что заучиваете Коран наизусть и читаете его, словно распеваете мелодию по музыкальным нотам, совершенно не задумываясь над исполнением приказов. Тогда как основная цель – это исполнение приказов».

Кари, не соблюдающий предписания, изложенные в Коране, напоминает слугу, получившего письмо от своего господина. Он читает это письмо мелодично и проникновенно, но не исполняет приказы, написанные в нем.

При чтении Корана, нужно соблюдать следующие 10 правил:

1) Быть в омовении, повернуться в сторону Киблы [с прикрытой головой] и читать с уважением.

2) Читать вдумчиво, размышляя над смыслом прочитанного. Не понимающий смысла, должен читать так же вдумчиво.

3) Плакать во время чтения Корана.

4) Читать нужно, воздавая должное каждому аяту, то есть, читая аят о муках и страданиях нужно испытывать страх, аят о милости читать с чувством предвкушения, аяты восхваления читать, произнося тасбих. Перед чтением Священного Корана нужно произнести «Аузу…» и «Бисмилля…».

5) Если у читающего Коран возникает чувство, что он делает это напоказ или если он мешает совершающему намаз, то ему следует читать тише. Когда кари читают Коран глядя в текст, это вознаграждается большими савабами, чем когда они читают по памяти, потому что тогда глаза тоже совершают поклонение.

6) Коран нужно читать красивым голосом и по таджвиду. Читать нараспев, искажая буквы и слова – харам (запретно). Если при этом буквы не искажаются, то это считается макрухом. [В книге «Халеби» сказано, что намаз, совершенный за имамом, читавшим Коран нараспев, искажая буквы и слова, нужно исполнить повторно].

7) Священный Коран - это Слово Аллаха, Его атрибут, Он вечен. Произнесение букв Корана можно сравнить с произнесением слова «огонь». Слово «огонь» произнести легко, но выдержать его никто не сможет. То же самое относится и к значениям этих букв. Эти буквы не похожи на другие буквы. Если станут известны смыслы этих букв, то перед ними не смогут устоять семь слоев земли и семь слоем небес. Величие и красоту Своего слова, Аллаху тааля скрыл в этих буквах и ниспослал людям. Действительно, животных невозможно заставить работать, объясняя что-то словами. Мы управляем ими, лишь издавая некоторые звуки, похожие на те, что издают животные. Например, вол пашет землю, подчиняясь привычному звуку голоса. Однако он не понимает причину и пользу совершаемой им работы. Точно так же происходит и со многими людьми. Они лишь слышат звуки читаемого Корана и думают, что Коран состоит только из букв и звуков. Они подобны тем, кто думают, что «огонь» это всего лишь слово, состоящее из нескольких букв. Эти бедняги не знают, что бумага не сможет выдержать пламени огня и сгорит. А слово «огонь», написанное на бумаге, никакого вреда ей не причиняет. Так же, как у любого человека имеется душа и эта душа отличается от его внешней формы, точно так же и эти буквы являются лишь внешней формой, а смысл, заключенный в буквах, это как душа человека. И так же, как достоинство и ценность человека связаны с его душой, так же достоинства букв заключены в их смыслах.  

8) Прежде чем приступить к чтению Корана, нужно задуматься о величии Аллаха, которому принадлежат эти слова. Нужно думать о том, чьи слова произносятся и какое опасное действие происходит. Так же, как для того, чтобы прикоснуться к Корану нужны чистые руки, точно так же, для его чтения нужно иметь чистое сердце. Именно поэтому Икрима (радиаллаху анх) терял сознание, когда открывал Коран. Тот, кто не знает о величии Аллаху тааля, не сможет понять величие Священного Корана. А чтобы понять величие Всевышнего Аллаха, нужно думать о Его свойствах и созданиях, которых Он сотворил. Коран нужно читать с осознанием того, что это слова владыки и господина всех созданий.

9) При чтении нельзя думать о чем-то другом. Если человек, гуляющий по саду, не думает об увиденном, то можно считать, что он не был в этом саду. Священный Коран же является местом, где должны гулять сердца верующих. Читающий должен задумываться об удивительных вещах и о великой мудрости, заключенной в Коране. 

10) Во время чтения нужно задумываться над каждым прочитанным словом и повторять его до тех пор, пока смысл не будет понятен. Да и после этого, нужно повторять. Как-то пророк, всю ночь до самого утра, повторял весь аят «Интуаззибхум». Очень сложно понять смысл Корана. Не поймут смысл Корана следующие три человека:   

1) Не освоивший все правила арабского языка и не изучавший захир-и тафсиры.

2) Не прекращающие совершать большие грехи или те, чьи сердца очернены из-за того, что они не веруют в соответствии с вероучением ученых суннитов.

3) Воспринимающие только внешний (захири), видимый смысл вероучения ахл-и сунна, но отвергающие другие, более глубокие смыслы, порождающиеся в сердце, не смогут преодолеть этот внешний смысл.

[Количество аятов Священного Корана колеблется между 6200 и 6300. В народе более распространено  мнение, что аятов - 6666. Связано это с тем, что длинные аяты были разделены на несколько коротких].

Конец перевода из книги «Кимья-и саадат».