О СЫН МОЙ! - 8
УСЛОВИЯ НАМАЗА
19 – Существуют семь условий вне намаза, выполнение которых является фарзом. Это условия, которые выполняются до совершения намаза.
1) Очищение, т.е. совершение омовения. Если нет воды, совершается таяммум.
2) Очищение от нечистот, т.е. очищение одежды, тела, места совершения намаза от скверны (наджасы). Любые нечистоты, будь то тяжелые или легкие, в большом количестве или в малом, должны быть очищены. Посланник Аллаха сказал: «Кровь и гной – скверна. Место для совершения намаза нужно очистить. И тело нужно очистить от мочи, спермы и всех других нечистот».
[По мазхабу Ханафи кровь, моча, спирт относятся к тяжелым нечистотам (каба наджасат). Такие нечистоты, попадая в небольшой бассейн, загрязняют всю воду. Если площадь загрязнения подобными нечистотами будет меньше площади поверхности воды в углублении ладони, то намаз будет считаться действительным. Если объем спирта, крови и алкогольных напитков, находящихся в кармане совершающего намаз в закрытом сосуде будет менее одного мискаля (5 гр), то намаз будет действительным. Если же больше указанного количества, то недействительным. В книге «Дурр-уль-мухтар», в конце раздела про истинджа пишется: «Если одно из двух – или земля, или вода будет чистым, то смесь из них принимается как чистая. Такова фетва». В книгах «Ибни Абидин», «Бахр...», «Ашбах», «Фатх» и «Баззазия» пишется так же. Хоть и есть ученые, считающие это положение слабым, но в затруднительных случаях можно воспользоваться и слабыми решениями. Из этих слов ученых-правоведов следует, что для удовлетворения необходимости такие спиртовые растворы, как одеколон, лекарства, краски и лаки, могут считаться чистыми. В случаях, когда для совершения намаза возникают трудности очищения от нечистот, пользуются этим решением. В книге «Маъфуват» пишется, что в мазхабах Шафии и Малики, принято такое же решение. То, что лекарства на основе спирта признаны чистыми не означает, что их разрешается пить.
При отсутствии острой необходимости (зарурат) пить и есть их так же не дозволяется. Алкогольные напитки не относятся к необходимым вещам и существование этого решения не меняет того, что они являются нечистотами].
3) Намаз, совершенный с открытым авратом, недействителен.
4) Поворачиваться в сторону Киблы. Киблой служит Кааба, которая находится в городе Мекка. Намаз совершается по направлению к Кибле. Напротив Каабы совершается суджуд (земной поклон). Суджуд не совершается для Каабы. Суджуд совершается для Аллаху тааля. Совершая намаз и на судне, и в поезде обязательно нужно повернуться к Кибле. Если нет возможности соблюдать направление Киблы во время совершения намаза, то ханафит, следуя мазхабам Шафии или Малики, объединяет два намаза. Если встать напротив солнца, в указанное в календаре время (время Киблы), то можно найти направление Киблы.
5) Нужно знать, что каждый намаз был совершен вовремя. Ибни Абидин говорит: «Когда азан читается своевременно, то он читается по Исламу. Если же он был прочитан раньше положенного времени, то это всего лишь обычные прочитанные слова и издевательство над Исламом.
ВРЕМЕНА КАРАХАТ
Существуют три времени, когда совершение намаза является тахриман макрухом, т.е. харамом. Эти времена называются - «Времена карахат». Фарзы, начатые в эти времена, недействительны. Дополнительные намазы хоть и будут действительными, но будут считаться тахриман макрухом. Такие нафиля намазы нужно прервать и восполнить их в другое время. Первое из этих трех времен длится 40 минут и начинается с восходом солнца. Конец этого времени называется «время Духа» и «время Ишрак». Второе время, когда солнце находится на самой высокой точке небосвода. Третье время карахат начинается за сорок минут до захода солнца. Восход солнца - это когда солнце начинает показываться над абслютным горизонтом и поднимается до уровня, когда уже невозможно прямо смотреть на диск солнца, т.е. до наступления времени Духа. Т.е. до окончания времени карахат. Нахождение солнца на самой высокой точке небосвода (в зените) называется время заваль. Т. е. это период между до и после времени тамкин. Это время для города Алматы начинается примерно за 20 минут до начала времени полуденного намаза. Заходом солнца называется период времени, когда солнце принимает желтоватый оттенок и на него можно смотреть и продолжается до захода солнца. Период этого времени для городов как Стамбул, находящихся на широте 41°, колеблется между 37-42 минутами. В среднем 40 минут. Начало этого времени называется Исфирар-и шамс или же временем Карахат. В период захода солнца, можно совершать только предвечерний намаз текущего дня. Однако, откладывать намаз до исфирара является тахриман макрухом. По мнению имама Абу Юсуфа только в пятницу, совершение нафиля намаза, когда солнце находится в зените, не является макрухом. Но это решение слабое. Над заранее подготовленным покойником также не разрешается совершать джаназа намаз, тилават суджуд и суджуд-и сахв. Заупокойная молитва покойника, подготовленного в эти времена, будет действительной.
Существует два времени, во время которых совершение нафиля намазов является макрухом. Это утреннее время, начиная с фаджр-и садык (когда начинает белеть горизонт) и до восхода солнца, когда кроме сунны утреннего намаза другие нафиля намазы совершать нельзя. После совершения обязательного предвечернего намаза и до вечернего намаза совершать нафиля намазы – тахриман макрух. В пятницу, когда имам забирается на минбар для чтения хутбы и когда муэдзин читает икамат, а во время остальных намазов, когда имам читает обязательный намаз, начинать совершать нафиля намаз (т.е. сунну) – макрух. Только совершение сунны утреннего намаза макрухом считаться не будет. И совершать ее нужно подальше от ряда или же сразу позади него. Сообщается, что сунну, начатую до восхождения имама на минбар, нужно закончить.
Если во время совершения утреннего намаза начнет восходить солнце, намаз окажется недействительным. Если во время совершения намаза аср солнце начнет садится, то намаз окажется действительным. Если после совершения вечернего намаза, человек, сев на самолет, полетит на запад и увидит там солнце, то после заката солнца должен заново прочитать вечерний намаз. А если завершит пост, то восполнит намаз после окончания месяца Рамазан.
По Ханафи, поломники могут объединить два намаза, только находясь на площади Арафат и Муздалифе. По Ханбали объединять два намаза разрешается: во время путешествия, во время болезни, кормящей женщине, во время появления крови истихаза, при извинительных состояниях (узр), нарушающих омовение, при возникновении трудностей для совершения омовения и таямумма, слепым и тем, кто не имеет возможности определить время, работая, к примеру, под землей, а также в случаях, когда опасность угрожает жизни, имуществу, чести, пропитанию. По мазхабу Ханафи, тем, кто не может оставить рабочее место для совершения намаза, откладывать его на потом не разрешено. Только в подобные дни им дозволяется объединить полуденный намаз с предвечерним или же вечерний намаз с ночным, следуя мазхабу Ханбали. Объединяя намазы необходимо: полуденный намаз совершить перед предвечерним, вечерний перед ночным, вставая на первый намаз, произнести намерение на объединение намазов, выполнить оба намаза сразу один за другим, изучить фарзы и муфсиды омовения, гусля, намаза и выполнять их в соответствии с условиями мазхаба Ханбали.
6) Шестое условие намаза – намерение на намаз. Намерение делается сердцем.
7) Седьмое условие намаза – Ифтитах такбир. Это, произнесение в начале намаза «Аллаху акбар».
Если кто не выполнит эти семь условий намаза, по ошибке или пропустив намеренно, то его намаз не будет принят.