ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ НАФСА

Вопрос: Как воспитать нафс?

Ответ: Великий ученый Имам Газали говорит:

Аллаху тааля сказал: «Старайтесь не удовлетворять прихоти нафса из харамов и проявите стойкость в этом сражений.» Следуя этим словам, разумные люди, наши духовные предводители понимали этот мир как базарную площадь где происходит торговля с нафсом. В этой сделке заработок это Рай, а убыток, Ад. Т.е. если зарабатываешь, то это будет вечное благополучие, а если потерпишь убыток, то это бесконечное мучение.

Умный человек, будет делать необходимые наставления своему нафсу как компаньону.

Шесть из них это:

1 – Также как с партнером можно разделить прибыль, так и в случае коварства можно стать и врагом. Полученная в этом мире прибыль, временная. Разумный человек не станет придавать этому значения.

Каждый вздох похож на драгоценный камень, каждый из которых может стать сокровищем.

Умный человек каждый день должен говорить своему нафсу наставление:

′′Мой капитал одна только жизнь. Значение этого капитала столь велико, что каждый сделанный вздох, никаким образом нельзя вернуть обратно и которого с каждым разом становится все меньше. С окончанием жизни, закончится и торговля. Времени мало, нам нужно продолжать торговлю. Каждый наш день имеет огромную ценность и с приходом смерти нам не дадут даже одного дня отсрочки. Сегодня мы имеем в руках это благо. О мой нафс, обрати особое внимание, не упусти эту прибыль! Потом будет поздно лить слезы. Представь что сегодня тот самый последний день! А значит, есть ли еще больший убыток чем упустить этот день и тем самым потерять возможность обретения счастья! Избегай харамов так, как будто умрешь уже завтра!′′

Наш непокорный нафс пусть и не желает выполнять наши приказы, но на него имеют воздействие риязат [невыполнение вредных и плохих желаний нафса называют Риязат] и не потакание его прихотям. Таким вот образом происходит расчет с нафсом. Расулуллах (алейхиссалям) сказал: «Умный человек тот кто держит под контролем все свои расчеты, делает то что принесет ему пользу после смерти.» и «Обдумай прежде чем начнешь дело, если Аллаху тааля будет доволен им, если это разрешено Им, то делай! Если нет, то откажись от этого дела!»

2 – Контролируй нафс и не отнесись к нему беспечно! Легкомысленное к нему отношение возвратится к тебе в виде вожделения и лени. Не забывайте что Всевышнему Аллаху известно все что вы делаете, каждая ваша мысль. Дела и мысли человека который знает это, будут благопристойными. Ведь и без того, кто не верит в это является кафиром. А верить и не исполнять, это большая беда.

3 – Каждый вечер, ложась спать нужно подвергать расспросу свой нафс за все проделанное, разделить прибыль и убыток. Капитал это фарзы, доходы это нафиля. А убыток, это совершенные грехи.

4 – Если не наказывать нафс за его проступки, он осмелеет, начнет портиться. Нафс действует не сам. Если было съедено сомнительное, то в качестве наказания нужно оставить его голодным, если посмотрел на чужих женщин, нужно заставить его смотреть на мубахи [дозволенное]. Всегда нужно наказывать подобным образом.

5 – Великие праведники, когда их нафс совершал что-либо непристойное, в качестве наказания совершали много поклонений. Например некоторые ученые, если не успевали на совместный намаз, то в эту ночь не спали. Самое лучшее лекарство для того, кто не может получать удовольствие от поклонений, находиться рядом с праведником.

6 – Упрекать, отчитывать нафс. По своей природе нафс создание которое избегает добрых дел, предрасположен к плохим делам, ленив и требует исполнения своих прихотей. Наша религия приказывает избавить его от такого нрава. Чтобы справиться с этим, нужно временами его приласкать, а временами быть с ним строгим, иногда воздействовать словами и делом. Потому что нафс создан таким образом, когда хочет удовлетворения своих желаний то готов терпеть трудности. Гафлят [беспечность] и невежество, главные преграды нафса перед обретением счастья. Если его пробудить от беспечности и показать где находиться счастье и благополучие, то он примет это.  Всевышний Аллах в 55-ом аяте суры Зарият говорит: «Поучай, ибо учение принесет пользу правоверным.»

Кальб, похож на мост между рухом и нафсом. Марифаты и файзы, протекают в сердце через рух. Кальб, подчинен и органам чувств. К чему имеют привязанность органы чувств, тому и подчинен кальб [сердце, душа]. Когда человек видит красивое, слышит красивые звуки, то сердце привязывается к ним. Любит то что приятно руху и нафсу. Человек не властен над такой любовью. Красивое и приятное, это то что понравилось сердцу. Человек, во множестве случаев не видит настоящую красоту. Путает то что нравится нафсу с тем, что нравится руху. Если рух сильный, то понимает истинную красоту и влюбляется в него, привязывается к нему. Аяты Корана, хадисы пророка, мудрости праведников, это то что имеет истинную красоту. Они прекрасны. Если привязанность сердца к нафсу уменьшится и избавится от зависимости от него, тогда он поймет эту красоту и великолепие и станет принадлежать им, а человек и не будет знать об этом. Каждый раз совершая поклонения будет все больше любить Аллаху тааля.

Чтобы вырвать душу из лап нафса, нужно подавлять нафс, укреплять сердце. Это возможно следуя Расулуллаху. Тот кто смог вызволить себя из острых когтей нафса, становится любимым рабом Аллаху тааля, наследником Расулуллаха. Так как его любовь к Аллаху тааля очень велика, то и Аллаху тааля любит его очень сильно.

ЧТО УГОДНО НАФСУ

Вопрос: Нафсу нравятся только харамы?

Ответ:

Наш нафс кафир. Ему нравятся харамы и макрухи. Не нравятся фарзы и сунна. Нафс не хочет совершать такие поклонения как совершение намаза и соблюдение поста. Его пропитание это, харамы. Всегда любит харамы. Тот кто делает риязат и муджахада, тем самым борется с нафсом. Риязат, не выполнение желании нафса. Муджахада, совершать то что не нравится нафсу. В хадиси шарифе сказано:

«Рай украшен не любимыми в этом мире вещами, Ад украшен желаниями нафса.» [Бухари, Муслим]

ПРОПИТАНИЕ НАФСА, ХАРАМЫ

Вопрос: Говорится, «Наш нафс враг Аллаха, питается он грехами». Значит если наш нафс не будет совершать грехи, останется без пропитания. Если останется без пищи то умрет?

Ответ:

Наш нафс не умрет даже если станет совсем слабым. Грехи кормят, дают силу нафсу. Набравшийся сил нафс совершает нападки на Ислам. Нафс получает удовольствие слушая различные инструменты, его похоть и животные чувства набираются сил. В это время забываются поклонения которые являются пищей руха, очищают сердца и уничтожают желания нафса.

У нашего нафса есть также и потребность в органической пище, одежде, укрытий. Ему нравятся получать это сверх меры. Эти пожелания нафса называют – Шахват. Если шахватом пользуются без меры, неразумно, то это вредит сердцу, физическому телу и другим людям, это будет грехом. Тот кто наделяет силой нафс укрепляя только свое тело, становится ниже животного.

Нафс падок на все что ему доставляет удовольствие. Он не думает что это может быть плохо или хорошо. Его желания противоречат Исламу. Совершение запретов Ислама, дает силу нафсу. Он пожелает еще более худшее. Будет обманывать сердце показывая хорошим плохое и вредное. Будет заставлять сердце делать плохое, чтобы добиться удовольствий. Чтобы наше сердце не оказалось обманутым нафсу и не стало обладать плохим характером, нужно укреплять сердце следуя приказам Ислама и лишать нафс сил. Также как разум набирается сил изучением положений Ислама, так очищение и укрепление сердца происходит следованием Исламу. Сердце совершающего грехи не может быть чистым.

Для тела есть пропитание и существование, так и для руха есть жизнь и своя пища. Пищей руха является отказ от масива, т.е. всего кроме Всевышнего Аллаха и зикр [поминание] Аллаху тааля. Чтобы Аллаху тааля был доволен, нет другого пути как подавлять желания нафса риязатом и укреплением руха посредством произнесения зикра. Когда человек любит кого-то, это можно понять из того что он часто произносит его имя. Потому что естественно когда человек часто вспоминает о своей любви. Человек с сильным чувством любви, забывает себя и каждое мгновение, при любых обстоятельствах будет упоминать имя возлюбленного, все время будет вспоминать о нем. И мумин должен постараться не забывать Аллаху тааля.

Вопрос: Как быть мусульманину который не хочет выйти из мусульманства, не стать разнузданным?

Ответ: Чтобы нафс не вышел из Ислама, с ним нужно вести два вида борьбы:

Первое, не следовать ему, не выполнять его пожелания. Это называют Риязат. Риязат возможен с таквой и вара. Таква, избегание харамов. Вара, избегать харамов и также избегание сверх необходимых мубахов.

Второй джихад, совершать то чего не желает нафс. Это называют муджахада. Все поклонения являются муджахада. Эти два джихада воспитывают нафс. Это формирует человека, укрепляет рух. Приводит к пути сыддиков, шахидов и салихов. Аллаху тааля не нуждается в поклонениях рабов. Грехи рабов не нанесут Ему никакого вреда. Всевышним Аллахом все приказано для воспитания нафса, для ведения борьбы с нафсом.

Вопрос: Что более полезно мусульманину, держать дополнительный пост или же изучать положения Ислама и соблюдать их?

Ответ:

По этому поводу, досточтимый Имам Раббани сказал:

′′Под риязатом люди поняли голод и соблюдение поста. Но обратить внимание на употребление пищи в приказанной Исламом норме, намного полезней чем тысячи лет держать пост. Когда человек сидя за столом съедает столько сколько приказано в нашей религий, и далее не притрагиваться к еде то это намного сильный риязат, и намного выше всех других риязатов.′′