1. Главная >
  2. Мазхабы ахли сунна >
  3. ПОЧЕМУ ПРОИЗОШЛО РАЗДЕЛЕНИЕ УММЫ

ПОЧЕМУ ПРОИЗОШЛО РАЗДЕЛЕНИЕ УММЫ

Что может объединять

После смерти всех Сподвижников Посланника Мухаммеда (саллалаху алейхи уассалам) среди вновь принявших ислам стали появляться люди, неверно толкующие Священное Писание. Обычно, это были малообразованные люди, не имеющие представления о сложности иджтихада, переоценившие свои возможности. Ошибочное толкование айатов Священного Корана и неправильное понимание Сунны, стали причиной потери ими верного пути.

Некоторые «ученые», считавшие, что достигли уровня иджтихада, стали толковать айаты и хадисы в соответствии с собственным пониманием их смысла, что противоречило знаниям (согласованным толкованиям), полученным от Праведных Предков (ас-Салаф ас-Салихин). Некоторые из таких «ученых» обвиняли отдельных Сподвижников и их учеников – Таби’унов в неправильном понимании религии. В результате неверного подхода к толкованию Источников религиозных знаний, они сошли с Истинного Пути и исключили себя из рядов Приверженцев Сунны. Их стали называть: «Идущие Другим Путем»; «Не Последователи» (ГАЙР-И МУКАЛЛИДИН). Они не последовали тем знаниям, которые получили Сподвижники от самого Пророка Мухаммеда (саллалаху алейхи уассалам) и передали следующему поколению мусульман. Группы людей, сбившихся с пути, не стали кяфирами, но причинили распространению Ислама гораздо больше вреда, чем неверующие. Между этими группировками постоянно шли междоусобные войны, часто перераставшие в войну против Приверженцев Сунны. Поэтому, говоря об Исламе, о мусульманах, нельзя смешивать общины, использующие в поклонениях НЕДОЗВОЛЕННЫЕ НОВШЕСТВА – БИД’АТ, с Суннитами, последователями вышеуказанных 4-х религиозно-правовых школ.

Следуя богословско-правовым решениям одного из мазхабов, Сунниты считают остальные 3 мазхаба также  верными, истинными. Между мазхабами существуют прочные связи и на уровне ученых, и в среде простых мусульман. Некоторые различия в понимании отдельных богословских вопросов и способов поклонений, не мешают им с любовью относиться друг к другу, так как ОСНОВЫ ВЕРЫ У НИХ ЕДИНЫ и ПУТЬ ИХ  ЕДИН! -  На этой основе Приверженцы Сунны и объединяются!

В переводе смыслов Благородного Корана (3: 103) сказано: «Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь, и помните милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по его милости братьями!».

Знатоки толкования Корана (Муфассиры), например имам Абуссууд аль-Имади[i] комментирует этот айат на основе Сунны следующим образом: «Не сворачивайте с истинного пути, не разделяйтесь на группировки, как это делали иудеи и христиане. Не враждуйте между собой, как вы враждовали в доисламский период – во времена Джахилии».

Саййид Ахмад б. Мухаммад ат-Тахтави[ii] (ум. 1231/1816, да будет милостив к нему Аллах) в книге: «Хашия аля’д-Дурруль-Мухтар шарху Танвируль-Эбсар»[iii] пишет: «Приказ в Коране:  «Держитесь за вервь Аллаха», означает – «Следуйте за имамами мазхабов и учеными по фикху».

Объединение на основе правильной веры было предписано нам Всевышним Аллахом. А о том, что правильной верой будут обладать Приверженцы Сунны – Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а, было сообщено в многочисленных хадисах Пророка Мухаммеда (саллалаху алейхи уассалам).

Стало быть и объединяться нужно на основе школ Приверженцев Сунны!

Тех, кто не следует ни одному из 4-х мазхабов Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а, называют

«ГАЙР-И МУКАЛЛИДИН» - НЕ ПОСЛЕДОВАВШИЕ, или «БЕЗМАЗХАБНЫЕ».[iv]

Обязательно ли следовать одному из четырех мазхабов Ахл-и Сунна?

Когда противники мазхабов говорят, что незачем следовать богословско-правовой школе,  когда есть Коран, то получается, что незачем подчиняться законам государства, когда есть конституция. Будто бы они не понимают, что фетвы Муджтахидов богословско-правовых школ-мазхабов обоснованы предписаниями священного Корана и благословенной Сунны, и являются сводом законов Исламского государства, так же как законы светских государств   основываются на их конституциях.

Они (безмазхабные ученые) обычно говорят: «Всевышний Аллах и Его Посланник не предписывали нам следовать за кем-либо из простых смертных, или какому-либо мазхабу.»

В ответ им можно указать на следующие айаты Благородного Корана:

«О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите приближения к нему и усердствуйте на пути Его, - может быть, вы будете счастливы!» (5: 35).

И еще: «… Спросите же людей напоминания, если вы сами не знаете!» (21:7).

Об этом же сказано было Пророком (мир ему и благословение Аллаха) в переводе смысла:

«Нет ничего более вредного, чем мерить религию по своему разуму» [Табарани].

«Следуйте ученым». [Дейлеми]. «Ученые – наследники посланников» [Тирмизи].

Саййид Ахмад ат-Тахтави в упомянутой выше книге: «Хашия аля’д-Дурруль-Мухтар…»  говорит по поводу следования мазхабам: «В наше время мусульманину Необходимо (Ваджиб) следовать одному из четырех мазхабов. Тот же, кто не следует ни одному из этих  мазхабов, отделяется от Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а, и становится или заблудшим, или вовсе теряет веру».

В переводе смысла айата 115 суры «Ниса» сказано: «A если кто откaзывaeтcя oт пocлaнникa пocлe тoгo, кaк cтaл eмy яceн пpямoй пyть, и oн cлeдyeт нe пo пyти вepyющиx, Mы oбpaтим eгo к тoмy, к чeмy oн caм oбpaтилcя, и cпaлим eгo в гeeннe. Cквepнo этo пpиcтaнищe!» (4: 115).

Хадисы об основателях 4-х мазхабов Суннитов приведены в книге «Асхаб-и Кирам»- Ахмада аль-Фаруки ас-Сарханди (ум. 1034 г.х./1624 г.). Основатели этих школ, как было уже сказано, ученые самой высокой категории.  А в известном сборнике «аль-Джами' ас-Сахих» Имама аль-Бухари приведен хадис: «…Ученые – наследники пророков!».

Современным мусульманам, неискушенным в тонкостях многочисленных, взаимодополняющих наук вероучения и религиозного права, невозможно постигнуть путь Посланника (мир ему и благословение Аллаха) без чтения книг ученых.  Если учесть, что в Исламе существуют 20 основных и 80 вспомогательных наук (о них см. ниже), то становится совершенно ясно, что самостоятельно освоить из океана знаний хотя бы самое необходимое – практически невозможно! Этим багажом знаний в полном объеме обладали только Мутлак Муджтахиды - основатели школ Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а и их ученики. В книгах мазхабов ученые разных уровней своими комментариями и разъяснениями довели эти сложные знания до уровня понимания их обычными мусульманами.

Напрашивается вывод: - Получать знания возможно лишь путем изучения книг ученых суннитов - последователей 4-х богословско-правовых школ.

Так как: -

Следовать Одному из 4-х мазхабов Приверженцев Сунны, -

Значит - следовать Пути, указанному Посланником Мухаммадом, (!)

мир ему и благословение Аллаха!

И, стало быть, –

следовать Предписаниям Корана и Сунны Наилучшим Образом!!!


[i] Имам Абуссу’уд аль-Имади - Ахмад бин Мустафа (898/1413-982/1574). Известный ученый по тафсиру, фикху и другим религиозным наукам. Автор многочисленных произведений. Наиболее ценным среди них является  тафсир «Иршаду акл-ис-селим». (IAA, XIV: 12-23).

[ii] Имам ат-Тахтави (Саййид Ахмад б. Мухаммад б. Исмаил аль-Ханафи аль-Мисри) Умер в 1231/1816 г. Родился в Египте, в городе Тахта. Точная дата рождения неизвестна. В 1181/1767-ом году приехал в Каир на учебу в «Джами-уль-Азхар». Его учителями были: Ахмад аль-Хамати, аль-Макдиси, аль-Харири, Мустафа ат-Таи, Абдуррахман аль-Ариши. Затем перешел в медресе «аль-Айниййа». После смерти Шейха Ибрахима аль-Харири, стал Шейхом по мазхабу ХАНАФИ. Его произведение «Хашийату Ала-д-Дурру-ль-Мухтар» является комментариями на книгу «ад-Дурру-ль-Мухтар» имама аль-Хаскафи (ум. в 1088/1677). Ему также принадлежат многократно изданные комментарии к книге «Мараки-ль-Фалях» имама Шернблали (ум. в 1069/1658). (IAk-326).

[iii] «Хашия аля’д-Дурруль-Мухтар шарху Танвируль-Эбсар» - Книга имама ат-Тахтави (Саййид Ахмад б. Мухаммад б. Исмаил аль-Ханафи аль-Мисри; ум. 1231/1816, да будет милостив к нему Аллах)

[iv] «Безмазхабные» - Здесь и далее по тексту, при упоминании о Безмазхабности, речь идет лишь о безмазхабных ученых, а не обычных мусульманах, которые еще не определились с выбором пути из-за отсутствия достаточной информации.

Другие статьи в этом разделе

ПЯТНИЧНЫЙ НАМАЗ В МАЗХАБЕ ШАФИЙ

Ваджибы джума намаза

1 – Быть мусульманином.

2 – Быть разумным.

3 – Быть совершеннолетним.

4 – Быть мужчиной. Для женщины не обязателен.

5 – Быть свободным. Для рабов необязателен.

6 – Находиться по месту жительства. Не обязателен для путника и кочующих.

7 – Быть здоровым. Для больного, который не в состояний сомостоятельно или верхом добра...


Москва

1446 год, 21 - Джамазильаууаль.
2024 год, 23 - Ноябрь.
Имсак 5:44
Фаджр 6:07
Восход 8:12
Ишрак 9:33
Зауаль карахат 12:00
Зухр 12:32
Аср-и Аууаль 14:07
Аср 14:36
Исфирар 15:13
Магриб 16:20
Иштибак 17:40
Иша’а 18:33
Иша’а-и Сани 18:47