ГРЕХ И ШИРК

Вопрос: Грех и ширк это разные предметы?

Ответ:

В трудах ученых Ислама при перечислений больших грехов к ним причислен и ширк. Например в хадиси шарифе сказано:

«Большие грехи, придавать Аллаху сотоварища, выступать против родителей, убийство человека и лжесвидетельство.» [Бухари]

В другом хадиси шарифе сказано: «Различают три вида грехов: Грехи которые не будут прощены в Судный День, грехи от которых не отказаться, грехи которые Всевышний Аллах может по своему усмотрению может простить.» Грехи которые в Судный День не будут прощены, ширк. В 48-ом аяте суры Ниса сказано: «Аллаху тааля если пожелает то простит грехи кроме ширка.»

Грехи от которых невозможно отказаться, нарушение прав. Те которые Аллаху тааля по своему усмотрению может простить, в которых не замешаны права других.

Если будет сказано, ′′Совершающий грех не станет кафиром′′, то речь идет о тех в которых не замешаны ширк и куфр.

Скрытый ширк, рия [показуха, показывать то чего у себя нет].  Про того кто показывает рия, Аллаху тааля говорит: «Этот человек глумится надо мной». Это похоже на то как молодой человек хочет жениться на дочери имама. Чтобы попасться в глаза имама, совершает намазы в первых рядах, помогает имаму во всем. Его цель не помочь, а взять в жены дочь имама.

Таким же образом, человек который действует на показ, хочет завоевать сердца людей. А это, большой грех, ничто иное как издевательство над Всевышним Аллахом. Поэтому на пророк (алейхиссалям) казал:

«Рия, малый ширк.» [Табарани]

«Избегайте ширка! Его подступы тише шагов муравья.» [Хаким]

Когда при намазе человек почувствовав взгляды людей придает своим движениям особую тщательность, то совершает поклонения также другому кроме Аллаха. А это близко к ширку. На вид совершает поклонения Аллаху, а в сердце оказывает честь людям. Про таких людей Ибни Масуд сказал: ′′Такие люди недооценивают Аллаху тааля′′. Тот кто перед знакомым с особой тщательностью совершает намаз, похож на глупца который перед правителем сидит закинув ногу на ногу а перед слугами принимает почтительную позу.

Наш пророк передал что ширк незаметнее муравья. Рия это то что не распознать с легкостью. Кто-то совершает поклонения скрытно, не хочет никого ставить в известность. Ему даже может не понравиться когда узнают об этом. Но от окружающих ждет уважения за совершенные поклонения, за все что сделал ради Ислама. Если бы у него не было никаких услуг для Ислама, то он не ждал бы уважения и любви от окружающих.  

Совершая поклонения только ради Всевышнего Аллаха и при этом ждать за это признания от людей, скрытый ширк. Хазрат-и Али передал, в Судный День, Аллаху тааля скажет про таких людей:

«Разве вам не были предоставлены удобства для мирской торговли? Разве не помогали вам видя ваши проблемы? Вы все получили в земной жизни, сейчас для вас нет савабов.»

Желание донести до других свои поклонения и добрые дела, признаки рия. Кто-то сказал, ′′ночью читал суру Бакара′′. На это Ибни Масуд сказал, ′′Рассказав об этом, плату получишь в этом мире′′. 

Еще в одном случае, некто сказал пророку, «О Расулуллах, я постился на протяжении целого года. На что пророк сказал, - Все равно что ты не постился.» [Муслим]

Нужно избегать объявления своих поклонений и добрых дел! В хадис-и шарифе сказано: «Если кто старается выставить на показ свои деяния, сделает рия, то будет находиться под гневом Всевышнего Аллаха пока не откажется от этого.» [Табарани]

Из всех различных грехов и злодеяний, худшее это куфр. Есть различные виды куфра. Самое наихудшее из них, это ширк. Когда рассказывают о видах одной вещи, говорят о самом большом из них. Поэтому, ширк о котором говорится в Коране и хадисах, различные виды куфра.

Если тот кто сделал ширк раскается, то его тавба [раскаяние] будет принято. А того кто умер мушриком так и не раскаявшись, Аллаху тааля не простит. Если мушрик раскается до смерти, то будет прощен. [Радд-уль-мухтар]

Даже когда кафир становится мусульманином, все его грехи превращают в савабы. У Всевышнего Аллаха многое может простить и много милости. При уверований и совершений благих дел, Он может грехи превратить в савабы. Он обладатель всего, может дать кому пожелает и сколько пожелает. Этому не стоит удивляться. 

В Священном Коране говорится:

«Но те, которые раскаются, уверуют и будут делать добро, Бог изменит их дурные дела в хорошие. Потому что Бог снисходителен и милосерд.» [Фуркан 70]

В книге Хадика передается что данный аят был ниспослан для сподвижника пророка Вахши. В тафсире Мадарик говорится, сказанное «которые раскаются» имеет в виду «раскаются от ширка». Это означает,грехи тех кто раскаялись в своем ширке и уверовали, будут изменены в савабы.