О СЫН МОЙ! - 9

СОВЕРШЕНИЕ НАМАЗА

20 – Посланник Аллаха (алейхисалати уассалям) сказал:

«Не превращайте свой дом в церковь! Украшайте его намазом!» В другом благословенном хадисе сказано: «Намаз в моей мечети (в Медине) в тысячу раз благостнее намаза, совершенного в другой мечети». Так же сказал: «Сунну утреннего намаза лучше прочитать у себя дома, чем в моей мечети».

УТРЕННИЙ НАМАЗ

21 – Приступая к намазу, представь, что ты видишь Всевышнего Аллаха, и Его посланника перед собой и совершай его с уважением и достоинством, чтобы твой намаз стал истинным. Если тело твое совершает намаз, а душа находится где-то в другом месте, то твой намаз не будет принят. В подобных случаях, сначала прочитай Калима-и тамджид: «Ля хауля уаля къууата илля билляхиль алийил азыйм». Затем приступай к намазу.

После принятия намерения сердцем: «Намереваюсь совершить сунну сегодняшнего утреннего намаза», - подними руки вверх и большими пальцами руки коснись мочек ушей. (Женщина, делая намерение, раскрывает ладони к Кибле, кисти поднимает до уровня плеч, произносит такбир, ладони складывает на груди.) Пропускать намерение через сердце – фарз. Если следуешь за имамом, сделай следующее намерение: «Намереваюсь совершить фарз сегодняшнего утреннего намаза за имамом»! Со словами «Аллаху акбар», отними руки от ушей и сложи их ниже пупка так, чтобы правая рука находилась поверх левой! (Женщина складывает руки на груди, правую кисть кладет на левую.) После того, как произнесешь такбир и приступишь к совершению намаза, во время стояния на ногах, не отрывай своих глаз от места суджуда. Не расставляй ноги далеко друг от друга. Пусть между ними останется расстояние в четыре пальца. Начинай читать «Субханака...». После того, как прочитаешь «Субханака...», «Аузу...», «Бисмилляхи...» и суру «Аль-Фатиха» полностью, не произнося «Бисмилляхи», прочитай одну суру или три аята, равных одному аяту, или же три аята! После этого, со словами «Аллаху акбар», соверши руку’у (поясной поклон). Ладонями обхвати коленные чашки. В этом положении спину нужно выпрямить, голова и спина должны находиться на одном уровне.      

Досточтимая Аиша (радиаллаху анха) говорит: «Когда во время намаза посланник Аллаха (саллалаху алейхи уасаллям) совершал руку’у, его спина была настолько прямой, что поставь на его спину чашу, наполненную водой, она бы не разлилась». Однако женщины во время руку’у не должны полностью выпрямлять спину. Положение спины должно быть приближено к ровному, но все же не должно быть настолько прямой, как у мужчин. Это различие имеет важность не только с точки зрения религии, но и здоровья. По сути, все поклонения, которые мы совершаем [поклонения, совершаемые согласно велениям нашей религии], содержат огромную оздоровительную, социальную пользу и мудрость.

Во время поясного поклона нужно смотреть в пространство между ступнями. После того, как в поясном поклоне трижды произнесешь «Субхана раббиял азыйм», выпрямись со словами «Самиаллаху лиман хамидах», и, стоя прямо, произнеси «Раббана лякаль хамд», а затем, произнося «Аллаху акбар», выполни суджуд (земной поклон). «Тадил-и аркан» означает приведение тела в прямое положение после выпрямления из руку’у, принятие сидячего положения после выпрямления из первого суджуда и выдерживание короткой паузы перед совершением второго суджуда. Такое выпрямление и сидение называется «Тадил-и аркан». Совершая суджуд, сначала на землю поставь колени, затем руки. И нос, и лоб должны касаться земли. Если нос касается земли, а лоб – нет, или же касается лоб, но не касается нос, то по мнению имамов Абу Юсуфа и имама Мухаммеда (рахиму-хуллаху та’аля) намаз будет недействительным. Они оба должны касаться земли. Локти не ставь на землю, (женщины должны ставить). Живот не должен касаться бедер (у женщин должен касаться). Без уважительной причины, совершать суджуд, поставив на землю доску, камень не разрешается.  [Если их высота превысит 25 см., то намаз будет недействительным. Если же ниже – макрух]. Находясь в суджуде, трижды произнеси «Субхана раббийаль аъля» и, со словами «Аллаху акбар», подними голову, сядь, поставив правую стопу вертикально, при этом пальцы правой ноги должны быть направлены в сторону Киблы. После того, как тело примет полностью сидячее положение, соверши еще один суджуд и так же, как и при первом суджуде, три раза произнеси тасбих. Затем, со словами «Аллаху акбар», сначала отними от земли голову, затем руки и в последнюю очередь колени. (За исключением престарелых и людей, находящихся в извинительном состоянии). Сложи руки, так же как и ранее, под пупком. [Женщины кладут руки на грудь]. Прочитай только с «Бисмилляхи…» Аль-Фатиху и замм-и суру [Три аята или один аят, размером в три аята, читаемые после Аль-Фатихи] полностью, опусти руки по швам и, произнося «Аллаху акбар», выполни руку’у, а затем суджуд и, так же, как и при первом ракаате, прочти тасбихи. Помни, что суджуд нужно выполнить два раза. Не забудь произносить «Аллаху акбар» выполняя руку’у, уходя на первый суджуд и во время сидения после него и, уходя на второй суджуд. После последнего суджуда, положи руки на колени, а пальцы, направленные в сторону Киблы, свободно расположи на коленях и не шевели ими. Не прижимай руки к животу. Не отрывай взгляд от поверхности рук. После прочтения «Аттахийата...» и салаватов и, прочтения при желании еще какого-нибудь короткого дуа, поверни голову сначала в правую сторону и, направив взгляд на кончики плеч, один раз произнеси «Ассаляму алейкум уа рахматуллах», а затем повтори то же самое, повернув голову в левую сторону. Далее прочитай следующее дуа: «Аллахумма антассалям уа минкассалям табаракта йа зальджаляли уаль икрам». Каждый раз перед дуа, нужно прочитать: «Йа Аллах йа Аллах йа хаййу йа къаййуму йа зальджалали уаль икрам, ас’алука ан тухиййа къалби би нури марифатика абадан йа Аллах йа Аллах».

Пояснение: Такие дуа лучше всего читать перед суннами утреннего намаза или после фарза. Потому что на 356-й и 457-й страницах издания Ибни Абидина, напечатанного в Египте издательством «Булак» говорится, что: «Разговоры, дуа, зикр между сунной и фарзом не нарушают сунну намаза, но уменьшают количество савабов, положенных за исполнение сунны.  После сунны произносится только «Аллахумма антассалям ... икрам». Если прочитать больше, то сунна намаза, будет прочитана, не как сунна утреннего намаза. Некоторыми учеными было сказано, что сунна будет нарушена и нужно будет выполнить ее повторно. После произнесения «Аллахумма антассалям...», задерживать совершение [последней] сунны, выполняемой после фарза, является макрухом. В хадисе, переданном от Аишы (радиаллаху анха) и приведенном у Муслима и Тирмизи говорится, что пророк (алейхиссалям), после окончания фарза, сидел ровно столько, сколько требуется для произнесения «Аллахумма антассалям...», и сразу приступал к совершению последней сунны. В хадисах не имеется ничего, что указывало бы на то, что Аурад (дуа, читающиеся чаще остальных) читается перед совершением последней сунны. Более того, становится понятным, что читаются они после последней сунны, поскольку намазы сунна являются продолжением фарзов. По этой причине, читать дуа после сунны, значит читать их после фарза. Поэтому, когда говорят, что пророк (алейхиссалям) читал тасбих, тахмид, такбир и тахлиль после каждого фарза, имеется ввиду, что они читал их после окончания последней сунны. Шамсу-уль аимма Халуани сказал, что чтение каких-то коротких дуа между фарзом и сунной, не наносит вреда, однако, лучше читать их после последней сунны». Конец перевода из Ибни Абидина.      

22 Пояснение: При выполнении омовения, очищении от скверны, принятии намерения и совершении намаза, мнительность не допускается. Мнительность (васваса) – это сомнения, негативные мысли, несущие вред. В книгах «Хадика» и «Барика» очень широко раскрыт вопрос о васваса. Краткая суть такова: В хадисе сказано: «Васваса исходит от шайтана. Берегитесь наущений шайтана во время совершения малого и большого омовений, очищения от скверны»! Подвергать себя васваса – грех. Совершать намаз за мнительным имамом – макрух. Снятие его с имамства – ваджиб. Васваса – становится причиной излишнего расхода воды. Излишняя трата – харам. Из-за мнительности можно задержать совершение намаза, пропустить намаз с джамаатом или более того, пропустить время намаза. Становится причиной пустой траты времени и жизни. Также является причиной совершения таких нововведений, как надевание специального передника, использование отдельного кувшина для омовения, отдельного коврика для намаза. Сомневается в чистоте одежды и еды других людей, а плохо думать о мусульманах (су-и зан) – харам. Считая себя самым предусмотрительным, человек становится высокомерным. Стать причиной совершения какого-либо деяния, все равно что совершить это деяние.

Тот, кто не знает сунн, условий и макрухов омовения, очищения и намаза, подвергается болезни мнительности. Если человек выполняет их, хорошо освоив, то ему не нужно впадать в сомнения, нужно верить в их правильное и полное исполнение. Верить таким образом предусмотрительнее. Впадать в сомнения значит подвергаться васваса. Человек, подверженный мнительности, должен будет действовать с разрешения. Улицы, земля под ногами и все, на чем нет видимых нечистот, принимается как чистое. Все это не становится грязным от одного только сомнения. Если же возникли сильные подозрения, то их использование считается танзихан макрухом, хоть и разрешается. Это относится к нижнему белью, к посуде, использованным кафиром, фасиком, а также к грязным улицам. Мясо животных, забитых последователями ахл-и китаб, дозволяется есть не проверяя. Очищение сердца от дурных качеств, соблюдение прав людей, избегание харама и проявление внимательности не относятся к мнительности. Это относится к благочестивости и предусмотрительности.