О СЫН МОЙ! - 6
ПРОТИРАНИЕ МЕСТА (мест – кожаный носок)
16 – О сын мой! Для того, чтобы во время совершения малого омовения выполнить месх (протирание) поверх кожаных носков, необходимо смочить обе руки в воде и раскрытыми пальцами провести по ноге от кончиков пальцев до пяток. Месх можно производить в течение двадцати четырех часов с момента нарушения омовения, во время которого были омыты ноги и надеты кожаные носки. Для путника (сафари) этот срок составляет трое суток.
О ТАЯММУМЕ
17 – Сын мой! Если ты не сможешь найти воду для совершения малого или полного омовения или же у тебя не будет возможности воспользоваться водой, то соверши таяммум. И для малого, и для полного омовений таяммум совершается одинаково. Делается таяммум следующим образом:
Засучи оба рукава выше локтей. Прими намерение на совершение таяммума для намаза. Далее произнеси «Бисмилляхиррахманиррахим» и приударь обе ладони о чистую землю или о предмет домашней утвари, покрытой пылью, проникающей с улицы. Затем протри ладони друг о друга и проведи ими по всему лицу. Если на ладонях есть пыль, остатки земли, то они спадут во время протирания их друг о друга. Далее, нужно раскрыть ладони и, сомкнув все пальцы, кроме больших, вместе, приложить ладони тыльной стороной горизонтально к границе роста волос так, чтобы кончик безымянного пальца одной руки касался кончика безымянного пальца второй руки, и, не отрывая ладони от лица, провести ими вниз до подбородка. Таким образом лицо обтирается один раз. На лице не должно остаться места, даже с игольное острие, куда бы не коснулись руки. Еще раз, таким же образом проведи ладонями по земле и, внутренней стороной четырех пальцев левой руки, протри внешнюю сторону правой руки, начиная с кончиков ногтей, сомкнутых вместе пальцев, и заканчивая локтем включительно! Далее, внутренней стороной ладони и большого пальца той же левой руки, проведи по внутренней стороне правой руки от локтя до запястья, при этом внутренняя сторона большого пальца проводится по внешней стороне большого пальца правой руки. Если на пальце имеется свободно сидящее кольцо, то оно прокручивается. Точно таким же образом правой рукой протираешь левую руку. Нет необходимости протирать боковые стороны пальцев одной руки, внутренними сторонами пальцев другой руки. Таков порядок таяммума.
Три фарза таяммума:
1) Намерение. Намерение должно исходить из сердца.
2) Ударить ладони о чистую землю, протереть (месх) все лицо.
3) Ударив ладони о чистую землю еще раз, протереть руки, включая локти. Для таяммума, одну и ту же землю можно использовать много раз. С появлением воды таяммум нарушается. В мазхабах Шафии и Малики, для каждого намаза совершается отдельный таяммум. Если у человека в состоянии джунуб имеется вода, достаточная только для малого омовения, то он выполняет один таяммум для малого и полного омовений и совершает намазы. Позже, когда омовение нарушится, имеющуюся воду он использует для малого омовения. Принятие намерения перед таяммумом, является фарзом. Таяммум, выполненный с намерением на очищение от нечистот, от состояния джунуб, либо с намерением на совершение молитвы или любого другого поклонения, позволяет совершить намаз. Если же намерение было сделано только на выполнение таяммума, то совершать намаз нельзя. Даже находясь в городе, если вода расположена на расстоянии одной мили, то совершается таяммум. Одна миля составляет четыре тысячи зра. По мазхабу Ханафи, одна «зра» равна ширине двадцати четырех пальцев, а в остальных трех мазхабах - ширине двадцать одного пальца. Ширина одного пальца равна ширине шести зерен ячменя и принята за 2 сантиметра. Одна миля в Ханафи составляет 1920 метров. В остальных трех мазхабах – 1680 метров. Если не имеющий теплого крова или средств на посещение бани опасается заболеть, то совершает таяммум. Если, имеющейся в наличии воды достаточно только для питья, то можно считать, что ее вовсе нет. Если есть вода Замзам, то таяммум делать нельзя. Таяммум совершается камнем, землей, известью, серой, каменной солью. Не совершается предметами, поддающимися горению и превращающимися в золу, плавящимися под воздействием высоких температур, металлом, масляной краской, стеклом и окрашенным фарфором, снегом и льдом, мукой. Можно совершать всем, что покрыто земляной пылью. Пыли должно быть столько, чтобы она оставалась на ладонях. Жидкой грязью таяммум не совершается. По мазхабу Малики таяммум разрешается делать снегом и льдом. Пространство между кончиком бороды и ушами, между бровью и глазом и отверстия ноздрей так же относятся к лицу. Не обязательно, чтобы лицо и руки были в пыли. При совершении малого омовения, ¼ часть головы можно обтереть двумя пальцами. А при таяммуме, протирание нельзя делать меньше, чем тремя пальцами. Протирание не обязательно производить двумя руками. Можно делать и одной рукой. Можно без уважительной причины попросить это сделать кого-нибудь другого. В одном и том же месте таяммум могут совершить большое количество людей. Человеку без омовения, перед входом в мечеть, совершить таяммум является мустахабом. Нужно интересоваться не появилась ли вода, попросить у тех, у кого она имеется, купить, если она продается по рыночной цене. В мазхабе Ханафи таяммум разрешается совершать до наступления времени намаза. В трех остальных мазхабах это делать не разрешено.
Если большая часть либо половина тела, подлежащая омовению, покрыта ранами, то совершается таяммум. Если же большая часть тела здорова, то здоровые места омываются, а раны протираются (месх). В гусле все тело считается одним органом. Если половина тела покрыта ранами, то совершается таяммум. Если протирание кожи может навредить ране, то протирание совершается поверх повязки. Если же и это может причинить вред, то нужно отказаться и от этого. [Так как во всех мазхабах это так, то следовать другим мазхабам невозможно]. Лишенный рук, протирает культи и лицо о землю. Не прекращает совершать намазы. Также поступают и те, кто лишены рук выше локтей. Если у человека, лишенного рук и ног, имеются раны и на лице, то он совершает намаз без омовения. Есть мнение, что такие люди намаз не совершают. Больной, у которого нет помощника для совершения омовения, делает таяммум. Если у него имеются дети, прислуга, то он не делает таяммум. Если, кроме них, можно попросить помочь других людей, то таяммум так же не совершается. Находящийся в неволе и не имеющий чистого места, воды, земли (для таяммума), намаз совершает, не произнося ничего вслух, лишь делая движения, как при намазе. После освобождения нужно восполнить все намазы. Если совершить таяммум, не зная, что поблизости была вода, то он будет считаться действительным.
Пояснение: В книге «Ниъмат-и ислам» пишется: «Положений афъаль-и мукалляфин, т.е. то, что должен выполнять мусульманин – восемь: фарз (обязательные действия), ваджиб (обязанности, очень близкие к фарзам), сунна (весьма желательные), мустахаб (желательные), мубах (нейтральные действия), харам (строго запрещенные действия), макрух (нежелательные), муфсид (действия, нарушающие уже начатое поклонение). Фарзы и харамы открыто указаны Всевышним Аллахом в Коране.
Если один из фарзов какого-либо поклонения не выполняется, то данное поклонение считается недействительным. Даже если фарз не выполнен по незнанию, то все равно поклонение не будет действительным, если же фарз был отвергнут преднамеренно, то это приводит к греху. Вознаграждений за совершение сунны дается меньше, чем за совершение фарза. Отвергать сунну намеренно, не является грехом и за это не последует наказания, но это осуждается. Сунна из разряда гайр-и муаккада также называется мустахабом и мендубом. За ее совершение даются савабы и благости Рая. Намеренное невыполнение не является грехом. Выполнение дополнительных поклонений (нафиля), т.е поклонений, не являющихся приказом Аллаха – мустахаб. Мубах – деяния, совершение либо несовершение которых и не вознаграждается савабами, и не является грехом. Например, есть досыта дозволенную пищу – мубах. Продолжать принимать пищу после насыщения - харам. Оберегать себя от совершения харама – саваб. [Это вонаграждается еще большим савабом, чем выполнение фарза]. Совершение макруха так же является грехом. Тот, кто называет харам халялем, становится кафиром. Употребление спиртных напитков [например, пива], азартные игры, неповиновение родителям [т.е. не выполнять поручений, не являющихся харамом, обижать мусульман, пользоваться их имуществом без разрешения] – харам. Тот, кто называет макрух халялем, не будет считаться кафиром. Употребление мидий, устриц, использование чрезмерного количества воды при совершении малого и большого омовений – макрух. Когда речь идет о сунне, то подразумевается суннат муаккада. Когда говорится о макрухе, то тахриман макрух. Просить в долг – мубах. Давать в долг – мустахаб. Возвращать долг – фарз. Оказывать давление на задолжавшего бедняка – ваджиб. Для женщин, изучение необходимых знаний о религии, так же является фарзом. Изучать больше для передачи знаний другим – фарз-и кифая. Повышать свои знания еще больше – мендуб. Хвастаться своими знаниями – макрух. Торговая сделка, выходящая за рамки условий купли-продажи и учитывающая выгоду только одной из сторон, является фасидом (нарушенной) и харамом. Самой первой обязанностью каждого человека является уверование в Аллаха. [Человека без веры называют кафиром. Человека, обладающего верой, называют мусульманином. Некоторые слова и деяния могут привести к потере веры. Мусульманина, утратившего веру, называют муртадом. Брак (никях) мусульманина, ставшего муртадом, расторгается].
Самая огромная милость и благо, ниспосланное Аллахом людям – это Его пророки (алейхимуссалауату уаттаслимат). [Посылая людям пророков, Аллаху тааля вещал о том, что ему угодно и неугодно. Пророки не обучали научным знаниям. Они говорили: «Доходите до них своим умом, познавайте и применяйте их в полезных делах». И сами они применяли те научные знания, которые были известны и доступны в их времена. Они не работали над новыми открытиями и не пытались усовершенствовать существующее, предоставив это делать другим. Сами они занимались распространением и проповедованием религий, указанных Всевышним Аллахом.] Дин (религия) – дает знания о том, во что необходимо верить, о чистоте тела и души, об обязанностях раба перед Всевышним Аллахом, о правах и обязанностях рабов по отношению друг к другу. Вещи, в которые необходимо верить, называются – Акаид. Знания о поклонениях, о взаимотношениях и правах называются – Фикх. Существует пять видов поклонений: намаз, пост, закят, хадж и джихад. [В религиозно-правовых нормах Ислама они относятся к разделу Ибадат (поклонение). Джихад совершается проведением боевых действий и распространением религиозных знаний. Телесный джихад совершается государством, т.е. армией. Джихад, совершаемый посредством распространения знаний, производится учеными. Оба относятся к фарз-и кифая. Ученые ислама (рахима-хуллаху тааля) по фикху разделились на множество различных толков. В настоящее время осталось четыре мазхаба - это Ханафи, Шафии, Малики и Ханбали. Каждый мусульманин должен выбрать для себя один из этих мазхабов и следовать их книгам по фикху. Мы принадлежим к мазхабу Ханафи].
Тахарат – значит чистота. Тело, одежда, место совершения намаза должны быть чистыми. Хадес – состояние без омовения. Если на частях тела, подлежащих обязательному омовению, останутся сухие места, даже с кончик иголки, то омовение будет считаться недействительным. Малое омовение и гусль будут недействительными, если вода не попадет под прилипшие к телу воск, животный жир, тесто, грязь, рыбную чешую [лак для ногтей, масляную краску], под грязь и корочки вокруг ноздрей, в уголках глаз. Гасль означает мытье, поливание водой. На землю должно стечь хотя бы две капли воды. Недостаточно нанести воду на тело, как масло. Обтирание снегом, влажной тканью, губкой, мытьем не считается. Во время малого омовения, промывание внутренних частей глаз, рта, носа и кожи под густой бородой, усами, бровями, а так же смывание грязи и отходов жизнедеятельности мух, блох не является фарзом. Омывается их поверхность. Омывание локтей, внутренней и наружней стороны лодыжек является фарзом. Обнаженные ноги не разрешается протирать, они должны быть омыты. Месх – обтирание, нигде неизпользованной влагой. Это можно выполнять и протиранием влажной тканью, дождевой водой и снегом. Обтирать нужно не свисающие волосы, а саму голову. Если обтирание головы может навредить здоровью человека, страдающего насморком, то его не делают. Если человек помнит, что малое омовение совершалось, но сомневается в том, было ли оно нарушено, то считается, что омовение есть. Если же человек помнит, что омовение было нарушено, но сомневается, было ли оно обновлено, то считается, что омовение отсутствует. Тот, кто сомневается, омыл ли он ту или иную часть тела, и если он не мнительный человек, то омывает ее. Если сомнения преследуют человека всегда, то не омывает. Если сомнение возникает после завершения омовения, то не моет. Поверхность густой бороды обязательно омывается. Омывание бороды, свивающей с подбородка и ниспадающих с головы волос, не является фарзом. Моется видимая часть губ. Гнойник под образовавшейся корочкой не промывается. То же самое относится и к хне, оставшейся на ногтях. [Поверхность, под коллодием и лаком для ногтей должна быть омыта]. Тесное кольцо нужно прокрутить. Если вода, попавшая на трещины на пятках может навредить, то моются поверх нанесенной мази. Если это тоже может навредить, то протирание проводится поверх раны. Если и это может причинить вред, то обтирается поверхность повязки. Если и этого делать нельзя, то [возможность следования другим мазхабам отсутствует, так как во всех остальных трех мазхабах это не простительно; возникает извинительное состояние] стоит отказаться от всех вариантов. Так же и при гусле. Нужно делать то, что не причиняет вреда. Если холодная вода вредит, то надо использовать теплую воду. Если на поверхность здоровой кожи вокруг раны или трещины распространилось лекарственное средство, то ее необходимо омыть. Если омывание поверхностей век причиняет боль, то поступают так же. Если после малого омовения или гусля побриться, то повторно омывать эти места не требуется. Так же и с обрезанием ногтей.
Несоблюдение сунны грехом не является. Превращать это в привычку без уважительных причин – грех. Смывать малейшую нечистоту с рук обязательно. Если требуется запустить грязные руки в чистую воду, то намаз совершается с таяммумом, повторно совершать намаз не требуется. Если емкость с водой неподъемна и воду невозможно набрать ртом или тканью, то, если левая рука чистая, нужно сомкнуть пальцы и, зачерпнув воду, омыть правую руку. Далее, омовение надо продолжить, набирая воду правой рукой. Человеку в состоянии джунуб разрешается опустить чистую руку в таз с водой, чтобы достать ковш. Если забыв произнести «Бисмилляхи» перед началом омовения, произнести его уже в процессе, то сунна не считается выполненной. В случае же приема пищи, будет считаться выполненной. Хадис: «Омовение, совершенное без «Бисмилляхи», омовением не считается» показывает, что произношение «Бисмилляхи» является не фарзом, а сунной. Произносить «Бисмилляхи» перед омовением, принимать намерение сердцем, т.е. думать о том, что это совершается ради довольства Всевышнего Аллаха, является сунной. Мисвак – веточка дерева Арак. Мисвак нужно держать таким образом, чтобы большой палец и мизинец правой руки находились внизу, а остальные три пальца сверху. Если нет мисвака, то большим пальцем протирается правая часть зубов, а мизинцем – левая. Пользоваться мисваком в другое время является мустахабом. Женщины мисваком не пользуются. Им желательно использовать жевательную резинку. Для мужчин жевательная резинка – макрух. Мазмаза – набирание воды в рот или полоскание. Гаргара (полоскание горла с запрокидыванием головы) фарзом не является. Если воду пить большими глотками, то это мазмаза, а если пить потягивая, то нет. Истиншак – полоскание носовой полости. Втягивать воду в нос глубоко до костей не нужно. Если есть сомнение в том, что омывание выполнено трижды, то разрешается выполнить в четвертый раз. Протирать между пальцами рук и ног, т.е. при мытье перебирать пальцы рук между собой и запускать мизинец между пальцами ног, снизу вверх является сунной. Облить водой между пальцев, так же считается протиранием. Протирание густой бороды, запуская пальцы в бороду снизу вверх, – сунна. Обтирание головы со всех сторон, начиная с передней части и до затылка – мустахаб. Наружние стороны ушей протираются большими пальцами, внутренние – указательными, мизинцы вставляются в ушные отверстия и прокручиваются. Растирать омытые места один раз, делать все быстро, является мустахабом. Не разбрызгивать на себя воду, омываться лицом к Кибле, не прибегать к чьей-либо помощи, отпить из оставшейся воды, просушиться после омовения, произнести калима-и шахадат, три раза прочитать суру «Аль-Кадр» и совершить два ракаата намаза является мустахабом.
Произвести омовение перед тем, как совершить намаз, взять в руки священный Коран, а так же перед тем, как прикоснуться к деньгам, занавесям, стенам, на которых начертаны священные аяты, их толкования и переводы, является фарзом. Для совершения тавафа омовение является ваджибом. В остальных трех мазхабах, если сделано что-либо, нарушающее омовение, совершение омовения является мустахабом.
Омовение нарушают любые выделения из заднего и переднего проходов, даже если они не растекаются, а также кровь, появившаяся в любой другой части тела и жидкость, выделившаяся в результате болезни и распространившаяся на участки тела, надлежащие омовению. Кровь, выступившая ниже носовой кости нарушает омовение, так как промывание носовой кости является сунной. То же самое касается и ушных отверстий. Слезы, вызванные чувством страдания и болевыми ощущениями, нарушают омовение. Если слезы вызваны плачем, долгим смехом [и такими раздражителями, как лук, пыль], а выделение жидкости из носа вызвано насморком, то омовение не нарушается. Есть ученые-богословы, считающие, что выделение жидкости из экземы, угрей, чесоточных высыпаний, сыпи и пузырьков при оспе, а так же выделения, выступающие из под пластыря, не нарушают омовение. О том, что при необходимости, можно действовать, опираясь на данное мнение, написано у Ибни Абидина. Если пиявки, клещи, крупные клопы высосут много крови, а также кровопускание (хаджамат) нарушает омовение. Поэтому, при заборе крови шприцом, омовение так же нарушается. Если же такие насекомые, как клещи, клопы, комары высосут мало крови, то не нарушается. Если кровь, гной не проступают сквозь повязку, то не нарушается, если проступают и растекаются вокруг, после снятия повязки или пластыря, то нарушается. Обильная рвота и слюна, с содержанием крови в равных количествах, нарушает. Если слюна пожелтела от незначительного количества крови, омовение не нарушается, если же слюна красная, то нарушается. Кровь на надкусанной айве или яблоке не нарушает. В мазхабах Малики и Шафии выделения из кожных покровов омовения не нарушают. Омовение нарушается если человек засыпает в такой позе, когда ягодицы находятся в расслабленном состоянии, например, лежа на боку, на спине, или же опираясь на локоть или на какой-нибудь другой предмет, либо сидя на одной стороне бедра, согнув в коленях другую ногу. Если спящий сохранит равновесие, т.е. не упадет, когда уберут предмет опоры, то не нарушается. Дремать во время намаза, опустив голову на подогнутые колени, скрестив ноги, сидя на коленях, на левом бедре, вытянув правую ногу (тауаррук), омовение не нарушает. Тауаррук – сидячая поза, которую принимают женщины во время намаза. Потеря сознания, опьянение, громкий смех во время намаза омовение нарушают. Загустевшая кровь из раны, отвалившееся мясо, черви, выпавшие из раны, ушей, носа, прикосновение рукой к срамным местам, прикосновение к чужой женщине, рвота мокротой, смех, плачь не нарушают омовение. В мазхабе Шафии прикосновение к чужой женщине обязательно нарушает омовение. В мазхабах Малики и Ханбали омовение нарушается если прикосновение связано со страстным влечением.
Гасль означает мытье чего-либо, гусль – мыть себя, омовение всего тела. Мазмаза – полоскание рта при малом омовении является сунной, при гусле – фарзом. Гаргара – полоскание горла с запрокидыванием головы, не является фарзом и при полном омовении. Не затянувшиеся проколы в ушах, обязательно должны быть омыты. Мыть проколы, запуская в них что-нибудь, необязательно. Для женщин промывание корней волос является фарзом. Расплетать косы необязательно. Кожные покровы под густой бородой, усами и бровями должны быть обязательно промыты.
Если произошло семяизвержение во сне либо в состоянии бодрствования, или в результате полового акта (джима), то и мужчина, и женщина входят в состояние джунуб. Человек, в состоянии джунуб и женщина, очистившаяся от хайза и нифаса, перед совершением намаза обязаны совершить полное омовение – гусль. Сунны гусля: принять намерение, начать с Бисмилля, промыть места аврат, даже если они не загрязнены наджасой, затем однократно совершить малое омовение, далее омыть все тело трижды или даже окунуться в море, реку, большой бассейн, облить водой сначала голову, затем правое плечо, во время мытья растирать тело. Во время совершения гусля молитвы, читаемые при малом омовении, не читаются. Если мужчина, находясь среди мужчин, а женщина среди женщин не может прикрыть чем-то свои срамные места, то моется сидя на корточках, отвернувшись от людей. Смотрящий на это впадает в грех. Если же в местах совершения гусля присутствуют и мужчины, и женщины, то производится таяммум. Позднее, эти намазы восполняются (каза). Если укромное, скрытое от чужих глаз место маленькое, то совершать гусль можно в голом виде, если просторное – макрух (нежелательно).